Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обучение операторов. 
Инженерная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Действия, доведенные до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, т. е. как бы автоматически, называются в психологии навыками. Основным средством их формирования является упражнение. Сформированные у оператора навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет… Читать ещё >

Обучение операторов. Инженерная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отбор имеет ограниченную сферу применения, обучение универсально. Производственное обучение и повышение квалификации имеют много организационных форм. К ним относятся: индивидуальное и бригадное обучение, профессиональное обучение, школы новаторов производства, самообучение. Основной приток и обучение новых квалифицированных рабочих на производстве происходит по двум каналам: непосредственно на предприятии и подготовка в системе производственного обучения.

Чтобы найти наиболее эффективные пути и методы обучения, необходимо знать закономерности процесса овладения знаниями, навыками и умениями.

В общем смысле профессиональные знания — это та информация, которую усваивает человек в процессе профессионального обучения и деятельности. Одним из существенных свойств знаний оператора является такая ее организация, которая обеспечивает возможность легкого перевода (трансформации) наглядных представлений в понятия и — наоборот.

Чтобы это осуществить, в процессе обучения должны сочетаться различные методы. Главное в обучении — это активность самих учащихся.

Эффективность и надежность действий оператора зависит не только от системы имеющихся у него знаний, но также от точности и своевременности выполняемых им действий.

Действия, доведенные до известной степени совершенства, выполняемые легко, быстро, экономно, с наивысшим результатом и в то же время с наименьшим напряжением, т. е. как бы автоматически, называются в психологии навыками. Основным средством их формирования является упражнение.

В психологии различают три основных вида навыков: сенсорно-перцептивные (навыки восприятия), моторные (двигательные навыки) и интеллектуальные (приемы решения задач). Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами.

Первая из них — это объединение ряда элементарных движений в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, открытый И. П. Павловым.

Особая форма проявления этой черты навыка — совмещение во времени нескольких разных действий (например, манипулировать органами управления и одновременно вести наблюдение).

Вторая черта — постепенное устранение лишних движений и уменьшение напряженности.

Третья черта — перемещение внимания с процесса на результат. В начале упражнения внимание обычно направлено на собственные действия, позднее оно направляется на результат, на объект.

Четвертая черта — формирование ритма выполняемых действий. Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления.

Пятая черта состоит в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы.

В процессе формирования навыка наблюдаются следующие основные этапы:

  • 1. Предварительный этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудиях и условиях труда.
  • 2. Аналитический этап — этап овладения отдельными элементами действия.
  • 3. Синтетический этап, на котором элементы объединяются в целое.
  • 4. Этап закрепления и «автоматизации» действия. Здесь создается возможность переключения внимания с процесса на результат и произвольного регулирования темпа работы.

В настоящее время применяется операционно-предметная система. Она предусматривает следующие педагогические меры воздействия: а) словесная инструкция, б) показ правильных рабочих действий, в) проверка результатов. Важным моментом обучения является контроль не только результатов, но и самого хода освоения навыка.

Соответственно данным о трудностях освоения навыка выбирают и соответствующие меры: а) упражнения тренировочного характера, которые применяют в тех случаях, когда учащийся затрудняется в освоении требуемого ритма и концентрации внимания; б) упражнения обучающего характера, к которым прибегают в случаях, если учащийся недостаточно четко выполняет или пропускает предусмотренные инструкцией действия; в) применение срочной информации с помощью специальных приборов-информаторов — в том случае, когда учащийся затрудняется анализировать во время работы сигналы обратной связи, поступающие во время выполнения рабочих движений; г) психологически обоснованный инструктаж; д) различные виды письменного инструктажа, которые применяются в том случае, когда при выполнении сложных операций учащийся затрудняется планировать последовательные рабочие действия.

Сформированные у оператора навыки существуют не изолированно друг от друга. Они неизбежно вступают во взаимодействие. Учет взаимодействия навыка особенно важен тогда, когда оператор, овладевший одним видом техники, начинает овладевать другим.

На базе знаний и навыков, относящихся к определенному виду деятельности, формируется умение человека работать.

Важнейшим для любого вида деятельности является умение работника самостоятельно планировать. Планирование оператором своей деятельности должно включать прогнозирование хода управляемого процесса и оценку вероятности возникновения тех или иных событий. Умению планировать свою деятельность можно и нужно учить каждого оператора. Оно является составной культуры труда.

Большое значение в процессе подготовки к сложным видам деятельности имеет формирование у оператора умения произвольно регулировать свои собственные состояния. Экспериментально показано, что в определенных условиях человек может научиться регулировать пульс, кровяное давление, мышечное напряжение и другие физиологические функции.

При подготовке операторов необходимо также сформировать и определенную систему качеств, таких, как эмоциональная устойчивость, самообладание и др. Также должны учитываться в организации обучения индивидуальные особенности каждого человека.

Под индивидуальным стилем деятельности понимается система способов, связанная с типологическими особенностями. Так, улиц с инертной нервной системой формируется склонность не отрываться от начатой работы, пока она не будет доведена до конца. Человек подвижного типа максимально использует свои скрытые ресурсы.

При формировании индивидуального стиля деятельности проявляются два взаимосвязанных принципа. Один — максимальное использование возможностей, связанных с особенностями типа нервной системы; другой — компенсация тех свойств, которые могут быть неблагоприятны для данной деятельности.

Уровни усвоения знаний.

Уровень

усвоения

Название уровня

Характеристика уровня

0(нулевой).

Понимание.

Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т. е. о наличии обучаемости.

Узнавание.

Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).

Воспроизведение.

Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

Применение.

Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное.

Творчество.

Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т. е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.

Характеристика человека, умеющего работать: умение самостоятельно планировать, умение произвольно регулировать свои собственные состояния, эмоциональная устойчивость, самообладание.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой