Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Содружество независимых государств (СНГ)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа на уровне СНГ осуществляется в рамках имеющихся договоров по вопросам борьбы с преступностью в целом. Специальное же соглашение о сотрудничество в борьбе с коррупцией пока не принято. Действуют лишь модельные законы, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» от 8 декабря 1998 г… Читать ещё >

Содружество независимых государств (СНГ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отличие от других регионов мира на пространстве государств, возникших на территории бывшего СССР, специальный международно-правовой механизм противодействия коррупции только формируется.

Работа на уровне СНГ осуществляется в рамках имеющихся договоров по вопросам борьбы с преступностью в целом. Специальное же соглашение о сотрудничество в борьбе с коррупцией пока не принято. Действуют лишь модельные законы, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ: «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» от 8 декабря 1998 г.; «О борьбе с коррупцией» от 3 апреля 1999 г.; «Основы законодательства об ангикоррупционной политике» от 15 ноября 2003 г.; «О противодействии коррупции» от 25 ноября 2008 г. Свою организующую роль играют Рекомендации международной конференции «О законодательном опыте противодействия коррупции», состоявшейся под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ в Санкт-Петербурге 19 февраля 2010 г. В указанных документах закреплено понятие коррупции, сформулированы принципы противодействия коррупции, проанализированы основные формы ответственности за коррупционные правонарушения и их эффективность, обозначены методы и ресурсы оказания информационной и правовой помощи по расследуемым коррупционным делам.

Немало делается по линии совета глав государств СНГ, совета председателей правительств, совета министров иностранных дел, Исполнительного комитета, двухи многосторонних отношений правоохранительных органов (прокуратур, органов внутренних дел, следственных комитетов, спецслужб, контрольно-счетных органов). Широко практикуется обмен опытом и информацией.

Вне внимания российского государственного руководства не остались и другие формы интеграции антикоррупционных усилий. Российская Федерация заключила десятки двухи многосторонних соглашений по поводу противодействия коррупции и международной организованной преступности, вступила в Международную комиссию по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), включающая сорок рекомендаций по борьбе с финансовыми злоупотреблениями и обеспечению неподкупности сотрудников органов юстиции. Сейчас решается вопрос о вхождении в международную, инициируемую Китаем, антикоррупционную сеть ACT-NET.

Свою позитивную роль играет созданная Правительством РФ постоянно действующая делегация России для участия в международных мероприятиях, проводимых иод эгидой Конвенции ООН против коррупции. Значимое место в этой системе занимает учрежденный по инициативе МИД России при Генпрокуратуре РФ Национальный контактный пункт по обеспечению международного сотрудничества в сфере выявления, арестов, конфискации и возращения в Россию активов, полученных коррупционным путем.

Как видим, в сфере международного сотрудничества и правового обеспечения противодействия коррупции делается немало. В мире сложилось достаточно действенное антикоррупционное законодательство, приняты необходимые конвенции, разработаны стратегии, планы и программы, внедряются в практику современные регламенты и процедуры. На основе международных договоренностей устанавливаются рабочие контакты между национальными компетентными органами, прежде всего ООН, ГРЕКО, ОСЭР, Совета Европы, ОБСЕ, ПАСЕ, СНГ, БРИГС, Таможенного союза. Россия — один из самых активных участников всех представленных международных структур.

Тем не менее реальное объединение усилий различных государств, в том числе Российской Федерации, по борьбе с коррупцией пока недостаточно и не всегда эффективно. Многое из узаконенного на международном уровне, в том числе профилактического плана, в реальной жизни оказывается малоэффективным. В результате коррупция, как глобальная «социальная чума», по выражению Генерального Секретаря ООН К. Аннана, не только не теряет свои позиции, а наоборот, усиливает свое давление. Объемы мирового коррупционного рынка поетоянно растут и уже превысили 1 трлн долл.[1] На европейском континенте коррупция ежегодно наносит ущерб на 120 млрд евро, подрывает доверие граждан к демократическим институтам власти, наносит ощутимые удары по национальным экономикам и лишает государства крупных налоговых поступлений. Предпринимаемых же усилий по противодействию коррупции пока недостаточно.

Свое международное антикоррупционное сотрудничество Российская Федерация осуществляет в конституционных пределах российского законодательства на основе принципов верховенства права, эффективности, прозрачности, партнерских отношений, взаимного уважения и ответственности[2]. Цели хорошо известны: установление лиц подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям; выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения; предоставление предметов или образцов для проведения исследований и экспертиз; обмен информацией; координация деятельности по профилактике коррупции.

Формы сотрудничества — совместные антикоррупционные программы, согласование универсальных антикоррупционных стандартов, создание международных групп независимых экспертов, осуществление инициативного контроля и самоконтроль реализации согласованных мероприятий. На МИД России возложена обязанность: а) обеспечивать участие страны в международных антикоррупционных мероприятиях; б) осуществлять организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности делегаций Российской Федерации, участвующих в антикоррупционных мероприятиях за рубежом; в) организовывать регулярное информирование международных организаций, занимающихся вопросами противодействия коррупции. МИД отдает себе отчет и в том, что резервы дальнейшего развития такого сотрудничества есть, и они достаточно обширны. В том числе с точки зрения конституционных возможностей имплементации международных стандартов и опыта зарубежных государств в конкретную практику противодействия коррупции в Российской Федерации.

К числу наиболее важных мер предупреждения, пресечения и искоренения причин коррупции, как свидетельствует зарубежный опыт, можно отнести:

  • — формирование высокоэффективной правовой стратегии и гибкого антикоррупционного законодательства, которые рассматривают антикоррупционную составляющую государственной политики в качестве краеугольного камня поступательного развития страны;
  • — создание хорошо отлаженной максимально независимой системы государственных органов, организаций и спецструктур, способных на высоком профессиональном уровне обеспечить качественное претворение в жизнь принятых антикоррупционных решений;
  • — демократизация управленческих процессов, повышение уровня его прозрачности; улучшение контроля и отчетности; ограничение свободы действия недобросовестных работников; уменьшение монополизма власти. Здесь, как нигде, необходимо гибкое сочетание превентивно-предупредительных, карательно-репрессивных и смешанных мер антикоррупционного воздействия;
  • — создание институционального механизма решения кадровых вопросов, исключающего возможность преследования руководителями узких политических, а тем более частных меркантильных интересов. Важнейшим средством противодействия коррупции могут стать периодические реорганизации и кадровые чистки руководящей среды государственного управления, внедрение специального кодекса антикоррупционной этики;
  • — повышение профессионализма служащих, обеспечение максимально строгой регламентации их прав и обязанностей, придание государственной и муниципальной службе большей прозрачности и открытости. Цель этого состоит в том, чтобы служащий не делал ничего такого, что могло бы вызвать у граждан подозрение в его корыстной заинтересованности;
  • — оптимизация материального стимулирования и социальной защиты государственных и муниципальных служащих — зарплата должна быть достаточно высокой, чтобы обесценить доходы от взяток и откатов;
  • — заключение пактов добропорядочности, внедрение кодексов служебной этики, в которых нормативно должны быть закреплены основные стандарты и требования к поведению каждого, кто находится на службе и после отставки со службы, меры по предотвращению конфликта интересов;
  • — внедрение современных информационных и коммуникационных технологий противодействия коррупции.

Многое из зарубежного опыта может быть достаточно легко адаптировано к современным российским условиям, учтено при реализации национальной антикоррупционной стратегии, особенно в части: развития правовых основ противодействия коррупции; активизации институтов гражданского общества в противодействии коррупции; выявления коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций; оптимизации условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок; повышения значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов; перехода от составления карт коррупции к управлению коррупционными рисками; разработки гибких форм мониторинга коррупционных правонарушений в целях своевременного принятия мер координирующего и стимулирующего воздействий; повышения качества профессиональной подготовки специалистов в сфере предупреждения, предотвращения и непосредственного противодействия коррупционным проявлениям; более полной реализации принципа открытости информации о фактах коррупции, особенно элитного уровня.

  • [1] Андрианов В. Д. Коррупция как глобальная проблема. История и современность: монография. М.: Экономика, 2011. С. 81.
  • [2] Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 г. № Пр-1440; Указ Президента Российской Федерацииот б сентября 2008 г. № 1315 «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой