Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы избирательного права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Добровольность участия в выборах означает запрет воздействия на избирателя с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Российское законодательство не устанавливает обязанности граждан участвовать в выборах. Широко распространенным явлением в последние годы стал абсентеизм — неучастие избирателей в выборах, который обусловлен многими причинами… Читать ещё >

Принципы избирательного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под принципами избирательного права следует понимать руководящие начала, идеи, определяющие содержание, гарантии реализации гражданами Российской Федерации субъективных избирательных прав, организации и проведения выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, выборных должностных лиц.

Классическими принципами российского избирательного права являются: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное законодательство, принятое в последние 15 лет, закрепило такие дополнительные принципы, как обязательность и периодичность выборов, состязательность, а также свободное и добровольное участие в выборах граждан.

Всеобщее избирательное право означает, что все граждане Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, достигшие возраста 18 лет, имеют право избирать и быть избранными.

Предоставление пассивного избирательного права во всех государствах обставляется рядом цензов, которым должно отвечать лицо, претендующее выполнять функции представителя народа в публичной власти. Целями установления избирательных цензов являются защита прав избирателей, отбор представителей, способных обеспечивать осуществление государственной власти и местного самоуправления в интересах народа, местного сообщества.

Общим требованием, предъявляемым к лицам, претендующим на реализацию пассивного избирательного права, является ценз гражданства, т. е. наличие гражданства Российской Федерации. При этом в России пассивное избирательное право принадлежит гражданам Российской Федерации независимо от срока получения гражданства.

Однако из вышеназванного общего правила имеется исключение, предусмотренное п. 10 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 № 676-ФЗ. Оно гласит: «На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации» .

Данное правило является следствием глобализации, влияния на российское законодательство норм международного права, гуманизации международного и национального законодательства, имеющее своей целью сблизить правовой статус иностранных граждан с гражданами страны постоянного или преимущественного проживания.

В 1990;с гг. нс редки были ситуации, когда депутатами законодательных органов государственной власти России, высшими должностными лицами России были лица с двойным гражданством, имеющие обязательства не только перед Россией, но и второй страной своего гражданства, т. е. это были потенциально не лояльные России граждане. Это обусловило внесение в действующее законодательство норм, призванных исправить подобную ситуацию.

Так, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 25 июля 2006 г. была дополнена ч. 5.1, согласно которой не имеет права быть избранным Президентом РФ гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации па территории иностранного государства. Аналогичные изменения были внесены и в другие законы о выборах.

Другим избирательным цензом является возрастной. Так, депутатом Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года, а депутатом представительного органа местного самоуправления — с 18 лет.

Возрастной ценз для депутатов законодательного органа государственной власти субъектов РФ федеральным законом не установлен. Законодательство субъектов РФ в своих основных законах закрепляют возрастной ценз в 21 год.

Согласно ч. 2 ст. 81 Конституции РФ кандидат на должность Президента должен быть не моложе 35 лет. Высшим должностным лицом субъекта РФ может быть избран гражданин России, достигший возраста 30 лет. Тридцатилетний возраст установлен и для избрания членом Совета Федерации от законодательной и исполнительной ветвей власти субъектов РФ.

Федеральные законы не определяют возрастной ценз для избрания на выборные муниципальные должности. Уставы муниципальных образований, как правило, устанавливают, что главой муниципального образования может быть избран гражданин не моложе 21 года.

Установление максимального возраста кандидата не допускается. Введению последнего правила способствовало Постановление Конституционного суда РФ от 27.04.1998 № 12-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан „О Президенте Республики Башкортостан“» .

Конституция РФ определяет две категории граждан, не участвующих в выборах. Прежде всего согласно ч. 3 ст. 32 Конституции России не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными. Условно это правило можно назвать цензом здоровья. Участие в выборах — акт проявления сознательной воли граждан и вполне естественно, что лица, не отдающие отчет в своих поступках, не могут участвовать в выборах.

Часть 3 ст. 32 Конституции РФ устанавливает, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. В отношении этой категории граждан следует иметь в виду, что речь идет не о лишении, а о приостановлении их избирательных прав.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» расширяет по сравнению с Конституцией РФ круг лиц, нс имеющих право быть избранными.

Федеральным законом от 05.12.2006 № 225-ФЗ было внесено изменение в ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оно предусматривает ограничение пассивного избирательного права для лиц, в чьих действиях решением суда были установлены признаки экстремистской деятельности.

В соответствии с указанными изменениями не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

  • а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных УК РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
  • в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
  • г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт агитации экстремистской направленности, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования па выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

Названное правило можно назвать цензом несовместимости реализации пассивного избирательного права с совершением преступлений экстремистской направленности.

Условием реализации пассивного избирательного права при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов является установленная в 2013 г. Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязанность кандидата к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.

Порядок проверки выполнения этого условия определен утвержденным Указом Президента РФ от 06.06.2013 № 546 Положением «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории РФ, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту РФ предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации» .

Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта РФ, уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд.

Не может быть зарегистрирован в качестве кандидата гражданин Российской Федерации, в отношении которого имеется вступившее в силу решение суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения выборов в округе, в котором расположено данное место жительства, не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом субъекта Федерации активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Суть равного избирательного права состоит в принадлежности гражданам Российской Федерации на выборах в один орган государственной власти или местного самоуправления одинакового числа голосов и равный вес голосов избирателей.

Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель может быть включен не более чем в один список избирателей на выборах в определенный орган государственной власти или местного самоуправления. Для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня.

Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем. Это должно гарантироваться образованием примерно равных по численности избирателей избирательных округов. Отклонения в численности избирателей в округах допустимы от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%. Основаниями для отклонения от средней нормы представительства могут являться, например, труднодоступность и отдаленность местности, некомпактное проживание населения на территории избирательного округа.

С целью обеспечения равенства реализации пассивного избирательного права гражданами независимо от членства в политических партиях на пропорциональных выборах Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» допускает возможность включения в партийный список до 50% беспартийных граждан при определенных условиях, изложенных в ст. 37. Так, каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемых этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии при решении вопросов, связанных с участием политической партии в выборах.

Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов.

Отсутствие вышеуказанных обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина Российской Федерации, не являющегося членом данной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов и при условии соблюдения требования, что указанные лица могут составлять не более 50% от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.

Условия реализации пассивного избирательного права гражданами Российской Федерации должны быть едиными на всей ее территории. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 22.01.2002 № 2-П указал, что субъект РФ, устанавливая своими нормативными актами расходящиеся с федеральным регулированием дополнительные условия осуществления пассивного избирательного права, нарушает равенство избирательных прав граждан Российской Федерации. Поэтому, например, недопустимы имевшие ранее место требования в законодательстве отдельных республик Федерации о свободном владении государственным языком как ограничительном условии приобретения пассивного избирательного права.

Принцип равного избирательного права проявляется также в равном правовом статусе кандидатов в депутаты.

Прямое избирательное право означает избрание депутатов и выборных должностных лиц непосредственно избирателями.

Прямое избирательное право на выборах во все представительные учреждения в России впервые было закреплено Конституцией РСФСР 1937 г. До этого в РСФСР сочетались прямое голосование на выборах в городские и сельские Советы с многостепенными выборами па съезды Советов. При многостепенных выборах делегатов вышестоящих съездов Советов избирали делегаты нижестоящих съездов Советов или депутаты городских и сельских Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Современное законодательство предусматривает многостепенные выборы в двух случаях.

  • 1. Избрание половины членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.
  • 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает возможность формирования представительного органа муниципального района из депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (ч. 4 ст. 35). В последнем случае депутаты представительных органов поселений избирают из своего состава членов представительного органа муниципального района.

Тайное голосование означает такую подачу голосов избирателями, при которой волеизъявление одного избирателя неизвестно другим избирателям. Гарантией тайного голосования является тайна заполнения избирательного бюллетеня в специальной комнате или кабине. Для этого на каждом избирательном участке создаются специальные кабины или комнаты, в которых избиратель в отсутствие других лиц, включая членов избирательной комиссии, единолично заполняет избирательный бюллетень. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению соответствующей комиссии изготавливаются специальные трафареты для самостоятельного заполнения бюллетеня, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением организующей выборы комиссии, а на выборах в федеральные органы государственной власти — решением избирательной комиссии субъекта РФ.

Если гражданин не имеет возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться помощью другого лица, которому доверяет, кроме членов избирательной комиссии. При этом в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю в заполнении бюллетеня.

Гарантией тайного голосования является порядок досрочного голосования, при котором заполненный проголосовавшим досрочно избирателем бюллетень самостоятельно вкладывается в конверт и заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответствующей избирательной комиссии.

При проведении выборов вместо голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, может проводиться электронное голосование. Решение о проведении электронного голосования принимается ЦИК РФ или по ее поручению соответствующей избирательной комиссией субъекта РФ. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования на избирательном участке, форма протокола участковой комиссии об итогах голосования, а также особенности установления вышестоящими комиссиями итогов голосования и определения результатов выборов с учетом итогов электронного голосования устанавливаются ЦИК РФ.

Обязательность и периодичность проведения выборов. Согласно ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также выборных должностных лиц являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Обязательность проведения выборов возникает в связи с истечением конституционного (уставного) срока, на который избираются представительные органы государственной власти, местного самоуправления и выборные должностные лица, а также в связи с досрочным окончанием их полномочий.

Периодичность проведения выборов предполагает наличие определенного времени между проведением предыдущих и очередных выборов, а также их разумную продолжительность в виде предельного срока, на который избираются представительные учреждения. Срок полномочий представительного учреждения, как правило, составляет четыре-пять лет, Президента РФ — шесть лет.

В условиях чрезвычайного или военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Конституцией РФ федеральным конституционным законом может быть отложено проведение выборов до окончания срока действия такого положения.

Состязательность выборов. Состязательность (конкурентность) обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если на выборах число голосов кандидатов будет равно числу замещаемых мандатов, у избирателя нет возможности выбора. И голосование превращается в формальность.

Состязательность стала принципом выборов в 1989 г., когда законодательно было закреплено непременное выдвижение двух и более кандидатов на одно депутатское место.

Федеральное законодательство допускает возможность проведения выборов в одномандатном или едином избирательном округе по одной кандидатуре в двух случаях. Во-первых, это может иметь место при повторном голосовании. Например, второй тур выборов Президента России возможен, если остается один кандидат. Во-вторых, — на выборах депутатов органов местного самоуправления, если это предусмотрено законом субъекта РФ. Однако при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании.

Свободные и добровольные выборы. Выборы в Российской Федерации являются свободными. Это означает право избирателей выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования в соответствии с установленными федеральным законодателем и органом законодательной (представительной) власти процедурами, с тем чтобы при этом исключалась возможность искажения существа волеизъявления избирателей. Выборы могут считаться свободными, только когда реально гарантированы право на информацию и свобода выражения мнений.

Добровольность участия в выборах означает запрет воздействия на избирателя с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Российское законодательство не устанавливает обязанности граждан участвовать в выборах. Широко распространенным явлением в последние годы стал абсентеизм — неучастие избирателей в выборах, который обусловлен многими причинами. Среди них: неверие граждан в возможность повлиять на содержание и характер деятельности органов государственной власти, их должностных лиц; неверие обещаниям кандидатов в депутаты и на выборные должности; убежденность в фальсификации результатов выборов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой