Практикум.
Риторика
Прочитайте, какие из приемов информирования методом повествования использованы в лекциях Н. Теслы (см. «Хрестоматия», раздел «Физика», фрагмент 2) и Е. В. Тарлс (см. «Хрестоматия», раздел «История», фрагмент 2). 1] Напишите текст информационной речи по тезисному плану, разработанномув результате выполнения задания 6 по материалу главы 3 учебника. Составьте мультимедийную презентацию доклада (6—7… Читать ещё >
Практикум. Риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Вопросы для самоконтроля
- 1. Какими принципами следует руководствоваться, для того чтобы облегчить аудитории восприятие текста речи?
- 2. Чем отличаются учебный текст и учебная речь?
- 3. В чем состоят основные правила оформления слайдов мультимедийной презентации?
- 4. Почему маркированные списки как форма представления информации наименее удобны для восприятия?
- 5. Как влияют закономерности зрительного восприятия на способы представления информации на слайде?
- 6. Какие типы аудиторий наиболее характерны для научно-педагогической коммуникации? В чем заключаются их особенности?
- 7. Чего следует избегать, выступая перед молодежной аудиторией?
- 8. Как следует вести себя, выступая перед высокообразованной аудиторией?
- 9. Перечислите показатели, характеризующие технику речи. Какие требования предъявляются к ней?
- 10. Почему важно правильно использовать невербальные средства общения?
Практические задания
- 1. Прочитайте отрывок из книги Е. С. Ветцель (см. «Хрестоматия», раздел «Математика», фрагмент 3). Какие принципы организации учебного текста в нем реализованы?
- 2. Прочитайте отрывок из лекции Р. Фейнмана (см. «Хрестоматия», раздел «Физика», фрагмент 6). Какими приемами пользуется ученый, для того чтобы облегчить восприятие речи?
- 3. Прочитайте, какие из приемов информирования методом повествования использованы в лекциях Н. Теслы (см. «Хрестоматия», раздел «Физика», фрагмент 2) и Е. В. Тарлс (см. «Хрестоматия», раздел «История», фрагмент 2).
- 4. Напишите текст убеждающей речи по тезисному плану, разработанному в результате выполнения заданий 2 и 3 но материалу главы 3 учебника.
- 5. Напишите текст речи по тезисному плану, разработанному в результате выполнения задания 4 по материалу главы 3 учебника. Ваша речь должна представлять собой вступительную часть вводной лекции по какой-либо учебной дисциплине.
Кратко расскажите о содержании дисциплины (информационная речь), убедите аудиторию в необходимости ее изучения (убеждающая речь) и сформируйте мотивационную основу действий слушателей, но качественному ее освоению (вдохновляющая речь).
Составьте мультимедийную презентацию доклада (6—7 слайдов).
- 6. Напишите текст вдохновляющей речи по тезисному плану, разработанному в результате выполнения задания по материалу главы 3 учебника.[1]
- 8. Подготовьте реферат по теме из прилагаемого ниже списка и приготовьтесь защитить его перед учебной аудиторией в устном докладе (нс более 10 минут):
- 1. Этос как социокультурный феномен современной коммуникации.
- 2. Культурологическая компетенция в коммуникации.
- 3. Знаковые системы, обеспечивающие коммуникацию.
- 4. Образ ритора и риторический идеал.
- 5. Как говорить занимательно и не выглядеть смешным.
- 6. Как согласовывать текст и презентацию.
- 7. Проблемы восприятия мультимедийной презентации.
Тест
Из приведенных вариантов ответов выберите один или несколько правильных.
- 1. Чем обеспечивается запоминание информации?
- а) многократным повторением;
- б) разнообразием способов представления в тексте;
- в) подкреплением примерами.
- 2. Что относится к приемам информирования методом повествования:
- а) повествование должно содержать запоминающиеся детали;
- б) прямую речь;
- в) ссылки на документы, нормативные акты и пр.
- 3. В чем заключаются достоинства учебной речи?
- а) в воспитании ценностного отношения к учебной информации;
- б) в способности к передаче сложных идей и рассуждений, развивающих мышление;
- в) в формировании стиля речевой деятельности обучающихся;
- 4. Определите приоритетность представления информации на слайде:
- а) схема, рисунок, график, таблица, текст;
- б) текст, схема, рисунок, график, таблица;
- в) график, таблица, рисунок, схема, текст.
- 5. Каким правилом следует руководствоваться при размещении информации на слайде:
- а) правилом 5 элементов;
- б) правилом 7±2 элементов;
- в) правилом 2 шрифтов.
- 6. Как лучше выделять текст на слайде:
- а) курсивом;
- б) жирным шрифтом;
- в) цветом.
- 7. Какие линии считываются со слайдов дольше:
- а) прямые, с резко выраженными углами;
- б) линии с плавными закруглениями;
- в) фигурные стрелки.
- 8. Как можно пробудить внимание, заинтересовать аудиторию?
- а) задав вопрос;
- б) проверив наличие обучающихся;
- в) рассказав о связи материала с практической деятельностью.
- 9. Что означает выражение «оценить аудиторию»:
- а) определить возрастной и профессиональный состав аудитории;
- б) отношение к оратору;
- в) круг интересов аудитории.
- 10. При работе с презентацией следует руководствоваться правилом:
- а) «коснитесь, повернитесь, говорите»;
- б) «пришел, увидел, победил»;
- в) «читайте, листайте, рассуждайте».
- [1] Напишите текст информационной речи по тезисному плану, разработанномув результате выполнения задания 6 по материалу главы 3 учебника. Составьте мультимедийную презентацию доклада (6—7 слайдов).