Проблема рационального и эмоционального в публичной речи
В любом языке имеются эмотивные знаки, с помощью которых вербализуются, т. е. отражаются и выражаются, эмоциональные отношения человека к миру. Установлено, что преднамеренное обращение к эмотивам в речи может вызывать в психике говорящего то эмоциональное состояние, знаками которого являются эмотивы. Примером такого эмоционального сдвига в психике индивида служит случай, когда человек гневными… Читать ещё >
Содержание
- Тема: Проблема рационального и эмоционального в публичной речи
- 1. Проблема рационального и эмоционального в публичной речи
- Заключение
- Одну и ту же мысль можно выразить как устно, так и письменно. Однако устная речь имеет явные преимущества перед письменной
1. Устная речь имеет богатый арсенал дополнительных коммуникативных средств мимика, жесты, позы, интонация. Как отмечал английский писатель Б. Шоу, есть 50 способов сказать да и нет и только один способ их написать.
2. В устной речи гораздо легче передать эмоцию, эмоциональное состояние говорящего.
3. В условиях устной публичной речи дополнительно воздействуют сама личность оратора, его внешность, манера общения, эмоциональность, убежденность.
4. В устной речи допускается многочисленное дублирование, повторы мысли, что усиливает ее воздействующую силу, облегчает понимание.
5. В процессе публичного выступления говорящий, как правило, имеет обратную связь со слушателями, он следит за тем, как его слушают, понимают или нет, может учесть реакцию аудитории и изменить свою речь так, чтобы его лучше поняли.
6. Публичное устное выступление часто легче понять слушателям ведь можно задать выступающему вопрос, и он прояснит непонятное место; можно вести диалог с оратором.
7. Устное выступление оперативнее письменного, оно может быть быстрее подготовлено, а его реализация чаще всего занимает меньше времени.
Публичная речь — это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, красноречивой, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Речь как компонент делового общения должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер, темы и используемых средств.
1. Проблема рационального и эмоционального в публичной речи
В числе средств публичной речи необходимо выделять собственно логические (рациональные) средства, методы доказательства и аргументации, фактические средства, тактические методы, психологические приемы, структурно-композиционные и организационно-методические средства, специальные приемы и способы невербального воздействия.
Логические средства представляют собой совокупность правил, позволяющих корректно и непротиворечиво обосновывать спорные положения или предмет речи. Логических средств много, выделим среди них следующие:
Суждение форма мышления, выраженная в языке, представляющая собою утверждение или отрицание чего-либо о предмете.
Суждения можно подразделять на простые и сложные.
Простые суждения нельзя разделить без ущерба к выражаемому ими смыслу и содержанию.
Сложные суждения состоят из простых и образуются при помощи союзов или операторов: «и», «или», «если, то», «равнозначно».
Использование суждений в речи должно быть логически корректным.
Определение представляет собою логическую операцию, предназначенную для прояснения значения используемого термина, выражения неизвестного термина через значение уже известного, уточнение этого смысла и значения.
Использование определений как логических средств в речи предполагает умение задавать разные типы определений, подходящие для данного конкретного случая.
Применение определений в. речи связано с прояснением слов, которые слушатели не знают, уточнением их значения, пояснение новых терминов через уже известные.
Классификация разновидность определения. Это логическая операция распределения предметов, терминов или аргументов по классам.
Цель классификации раскрыть объем понятия посредством перечисления всех входящих в него терминов. Понятие, объем которого раскрывается, называется делимым понятием, а с помощью чего это делается членами деления.
Деление (классификация) всегда осуществляется на базе какого-либо признака (основания деления). Так, в классификации «треугольники бывают прямоугольные, тупоугольные и остроугольные», понятие «треугольник» делимое понятие, виды треугольников члены деления, а основанием деления служит угол.
Одно и то же понятие может делиться по разным признакам.
Правила деления включают в себя: а) соразмерность делимого понятия и членов деления;
б) равозначность основания деления для всех членов деления.
Различают вспомогательную и естественную классификации.
Первая создается с целью наиболее быстрого отыскания какого-либо предмета среди многих; например, распределение карточек в каталоге по алфавиту. Зная порядок букв в алфавите, мы легко можем отыскать нужную нам карточку.
Вторая распределение предметов по классам на основании их наиболее существенных признаков.
Кроме чисто логических правил применения определений и классификаций, надо придерживаться и таких правил, которые связаны с контекстом их речевого использования.
К их числу относятся следующие правила:
1. Определения и классификации должны соответствовать теме речи и характеру аудитории.
2. Определения, помимо того что они являются логически корректными, должны быть еще и понятными, иллюстративными, показательными, в достаточной степени экземплярными (дающими нужный пример или образец).
3. Определения должны быть авторитетными, убедительными. ''
4. Определения должны оттенять существенные качества предметов.
5. Использование определений не должно быть чрезмерным, оно должно быть продиктовано соображениями прояснения значений неизвестных слов, а не риторическими целями украшения речи .
Публичная речь предполагает логически корректное использование понятий и терминов. Понятие подразумевает мыслительную операцию, связанную с обобщением, выделением общего признака класса предметов, группирование класса по принципу указания на единичные признаки, общие признаки, существенные и несущественные признаки, родовые и видовые признаки.
Языковой формой понятия служат слова, имена, термины. Образование понятий связано со сравнением, анализом, синтезом, абстрагированием и обобщением. В каждом понятии различаются объем (класс предметов, имеющий выделенный признак) и содержание (признак или совокупность признаков).
Среди понятий принято выделять единичные и общие (указывающие соответственно на предмет или класс предметов), собирательные (множество или класс предметов как целостность, например «библиотека», «созвездие»).
Регистрирующие и нерегистрирующие (объем которых составляет конечное множество элементов, подлежащих учету, и понятие с неисислимым объемом), конкретные и абстрактные понятия (к примеру, понятие «стол» и «равенство»), положительные и отрицательные (указывающие на наличие или отсутствие того или иного признака), безотносительные и соотносительные (характеристики которых не связаны с другими предметами, например «число», и такие, значения которых проясняется только через другое понятие «числитель», «юг», «правая сторона»).
Использование понятий в речи будет более обоснованным, если оратор ясно представляет себе соотношение их, в том числе соотношение по объемам.
В связи с этим нужно выделять совместимые понятия (объемы которых частично или полностью совпадают, например «студент» и «отличник»), несовместимые понятия («здоровый» и «больной», «жизнь» и «смерть»), а также противоречивые понятия.
Список литературы
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Деловая риторика: Учебное пообие для ВУЗов. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. 512с.
- Риторика: Учебное пособие / Автор-составитель И. Н. Кузнецов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2005. 572с.
- Стернин И.А. Практическая риторика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «академия», 2003. 272с.