Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практикум. 
Риторика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Разработайте замысел и составьте тезисный план вдохновляющей речи, обращенной к людям, находящимся: — в суровых, экстремальных, боевых условиях (например, речь-призыв КузьмыМинина перед нижегородцами в 1612 г., обращение А. В. Суворова к солдатамперед штурмом Чертова моста в 1799 г., приказ начальника погранзаставы 22 июня1941 г. и т. п.); — в ситуациях повседневной деятельности (например… Читать ещё >

Практикум. Риторика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Из каких этапов складывается последовательность риторической разработки речи?
  • 2. Какие существуют виды топосов и как они используются для изобретения речи?
  • 3. Какие способы изобретения относятся к ассоциативному методу? Перечислите достоинства и недостатки ассоциативного подхода в изобретении речи.
  • 4. Какие способы изобретения относятся к аналитическому методу? Перечислите достоинства и недостатки аналитического подхода в изобретении речи.
  • 5. Что такое замысел речи?
  • 6. Выполнения каких действий управляющие вопросы требуют от создателя речи?
  • 7. Какие требования предъявляются к формулировке элементов замысла речи?
  • 8. Каковы особенности тезисных планов убеждающей, информационной и вдохновляющей речи?
  • 9. Какие существуют варианты вступления? Чем обусловлен выбор того или иного варианта?
  • 10. Какие существуют принципы изложения основной части речи?
  • 11. Какие существуют варианты тема-рематической связи в тексте?
  • 12. Что обеспечивает соблюдение принципа единства элементов речи?
  • 13. Какие виды заключения предпочтительно использовать в различных жанрообразующих родах речи?

Практические задания

  • 1. Проанализируйте отрывок из речи профессора А. А. Ухтомского перед студентами 1-го курса Ленинградского государственного университета (см. «Хрестоматия», раздел «Физиология», фрагмент 7). Выделите главный тезис выступления, найдите ключевые слова и посчитайте, сколько раз они были использованы в выступлении.
  • 2. Разработайте замысел и составьте тезисный план речи, убеждающей слушателей в справедливости и актуальности главного тезиса, представленного высказыванием выдающегося государственного деятеля или деятеля науки или культуры.
  • 1. «Да, плохо мне, но это не причина, чтоб доставлять страдания другим!» (Эсхил (325—456 до н.э.), древнегреческий драматург).
  • 2. «Никто не сражается в войне с таким рвением, как в войне за родную страну» (Демосфен (384—322 до н.э.), величайший оратор Древней Греции).
  • 3. «Офицер, который, выйдя из училища, перестает учиться, не может называться надежным офицером» (С. О. Макаров (1848—1904), выдающийся русский флотоводец).
  • 4. «Помни войну!» (С. О. Макаров).
  • 5. «Величие народа измеряется не его численностью, а его умственным развитием и нравственным уровнем» (В. Гюго (1802—1885), великий французский писатель).
  • 6. «Не победить, а убедить — вот что достойно славы» (В. Гюго).
  • 7. «Военная дисциплина тяжела, но это тяжесть щита, а не ярма» (А. де Ривароль (1753—1801), французский писатель-моралист).
  • 8. «Успех в военном деле зиждется на воле; ум подсказывает только легчайший путь к успеху» (М. И. Драгомиров (1830—1905), русский военный деятель, писатель и педагог).
  • 9. «Па войне нельзя разом сделаться энергичным и упорным, когда в мирное время добивались совершенно обратного» (М. И. Драгомиров).
  • 10. «Корпус офицеров, чувствующих честь своего звания, никогда не потерпит в обществе своем товарища, оскорбляющего честь подчиненного» (М. Б. Барклайдс-Толли (1761 — 1818), русский полководец, герой Отечественной войны 1812 г.).
  • 11. «Война любит победу и не любит продолжительности» (Сунь Цзы (ок. IV или VI в. до н.э.), китайский стратег и мыслитель, автор трактата «Искусство войны»).
  • 12. «Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг другу мелкие недостатки» (Ж. де Лабрюйер (1645—1696), французский писатель, сатири к-морал ист).
  • 13. «Мало что хотеть — надо знать да уметь!» (русская пословица).
  • 14. «Верное средство приобрести авторитет у людей — приносить им пользу» (М. Эбнер-Эшенбах (1830—1916), австрийская писательница).
  • 15. «Тому, кто не постиг науку добра, всякая наука приносит лишь вред» (Ш. Монтескье (1689—1755), французский философ).
  • 16. «Каждый воин должен понимать свой маневр» (А. В. Суворов (1729—1800), русский полководец).
  • 17. «Бойся думать без участия сердца» (М. М. Пришвин (1873—1954), русский советский писатель).
  • 18. «Гражданином в общем смысле является тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению» (Аристотель (384—322 до н.э.), древнегреческий философ и ученый).
  • 19. «Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь» (Клавдий (10 до н.э. — 54 н.э.), римский император).
  • 20. «Каких бы ты ни был политических взглядов, но желать поражения своей Родине — это национальная измена, это — бесчестие для всякого порядочного человека» (М. А. Шолохов (1905—1984), русский советский писатель).
  • 21. «Знания, только знания делают человека свободным и великим» (Д. И. Писарев (1840—1868), русский критик и публицист).
  • 22. «Горе стране, где действуют подчиненные, начальники, судьи, а не закон управляет гражданами и делами» (М. И. Кутузов (1747—1813), прославленный русский полководец, герой Отечественной войны 1812 г.).
  • 23. «Самое первое и главное в жизни — это стараться владеть самим собой» (В. фон Гумбольдт (1767—1835), немецкий филолог, философ, общественно-политический деятель).
  • 24. «Надлежит непрестанно учить, как в бою поступать» (Петр I (1672—1725), российский император).
  • 25. «Искусство слушать почти равносильно искусству хорошо говорить» (П. Буаст (1765—1824), французский лексикограф).
  • 26. «Кто повинуется с достоинством — заслуживает повелевать» (Цицерон (106—43 до н.э.), римский оратор и философ).
  • 27. «Войско, основанное на механической выучке, всегда будет побеждено неприятелем, солдаты которого — не мертвые машины, а живые существа» (II. Г. Чернышевский (1828—1889), русский философ-утопист, публицист и писатель).
  • 28. «Для граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные лица процветают, целое же — разрушается» (Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н.э.), древнегреческий историк).
  • 29. «Военных сил недостаточно для защиты страны, между тем как защищаемая народом страна непобедима» (Наполеон I Бонапарт (1769—1821), император Франции).
  • 30. «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает» (Наполеон I Бонапарт).
  • 3. Разработайте замысел и составьте тезисный план убеждающей речи по выбранному из списка ключевому слову:
    • — патриотизм;
    • — профессионализм;
    • — ответственность;
    • — человечность;
    • — сознательность;
    • — инициатива;
    • — дружба, товарищество;
    • — дисциплина;
    • — знания;
    • — воля.
  • 4. Разработайте замысел 10-минутной речи, убеждающей слушателей в необходимости изучения какой-либо учебной дисциплины, и представьте его в виде тезисного плана речи, сформулировав сверхзадачу, цель выступления, тему, главный тезис, ключевое слово и основные вопросы выступления.
В устном комментарии к разработанному замыслу поясните:
  • — состав аудитории, перед которой предполагается выступать с речью;
  • — как в плане речи соблюдены требования принципа единства.[1]
  • 6. Разработайте замысел и составьте тезисный план информационной речи. Тематика сообщения может касаться какого-либо политического или культурного события из жизни страны или мирового сообщества; освещать историю государственных праздников и дней воинской славы России; информировать о последних достижениях в мире искусства, в научной, образовательной, технической сферах.

Сообщение может быть посвящено рассказу о жизни и деятельности какого-либо выдающегося исторического персонажа, чей пример поучителен для современного поколения.

  • 7. Прочитайте отрывки из лекций Н. Тесла (см. «Хрестоматия», раздел «Физика», фрагмент 2) и И. П. Павлова (см. «Хрестоматия», раздел «Физиология», фрагмент 1). Как в них учтены требования, предъявляемые к вводной части учебной речи? К какому типу вступления, по вашему мнению, они относятся?
  • 8. К какому типу заключения относятся фрагменты лекций Н. Тесла (см. «Хрестоматия», раздел «Физика», фрагмент 1) и Р. Фейнмана (см. «Хрестоматия», раздел «Физика», фрагмент 7)? Как в них учтены требования, предъявляемые к заключительной части учебной речи?
  • 9. Подготовьте реферат по выбранной из прилагаемого списка теме и приготовьтесь защитить его перед учебной аудиторией в устном докладе (нс более 10 минут):
    • — тоносы как структурно-логическая схема рассуждения;
    • — ассоциативный и аналитический подходы в изобретении речи: что актуальнее;
    • — эвристический подход в изобретении речи;
    • — изобретение речи в древних риториках;
    • — хрия древняя и современная;
    • — виды связей в научно-техническом тексте.

Тест

Из приведенных вариантов ответов выберите один или несколько правильных.

  • 1. Какие конструктивные вопросы продумывает оратор для формулирования замысла выступления?
  • а) «что говорить?»; «о чем говорить?»; «кому говорить?»;
  • б) «что говорить?»; «стоит ли говорить?»; «о чем говорить?»;
  • в) «о чем говорить?»; «кому говорить?»; «когда говорить?»
  • 2. К чему обязывают оратора темы речей, сформулированных вопросом?
  • а) раскрыть содержание использованных в вопросе понятий;
  • б) ответить на вопрос в ходе выступления;
  • в) интересно сформулировать вопрос.
  • 3. Требования, предъявляемые к формулировке темы публичного выступления:
    • а) краткость;
    • б) красота фразы;
    • в) актуальность.[2]
  • 5. Какие существуют варианты формулировки тезиса?
  • а) утверждение;
  • б) вопрос;
  • в) высказывание.
  • 6. Откуда оратор может извлечь основную мысль речи?
  • а) из концепции;
  • б) из основной части речи;
  • в) из задания на произнесение речи.
  • 7. Как проверить план речи на соблюдение принципа единства?
  • а) ключевое слово должно входить в главный тезис и тему выступления;
  • б) вступление и заключение должны содержать главный тезис;
  • в) в основной части речи должны соблюдаться законы логики.
  • 8. Какие целевые действия выполняет оратор во вступительной части речи?
  • а) подходит к изложению основной части;
  • б) знакомится с аудиторией;
  • в) объясняет, для чего он выступает с речью.
  • 9. Какие целевые действия выполняет оратор в основной части речи?
  • а) всесторонне раскрывает содержание главного тезиса;
  • б) старается понравиться слушателям;
  • в) следит за реакцией аудитории.
  • 10. Какие целевые действия выполняет оратор в заключительной части речи?
  • а) подводит итоги речи;
  • б) напоминает, кто выступал с речью;
  • в) дает задание на самостоятельную работу.
  • [1] Разработайте замысел и составьте тезисный план вдохновляющей речи, обращенной к людям, находящимся: — в суровых, экстремальных, боевых условиях (например, речь-призыв КузьмыМинина перед нижегородцами в 1612 г., обращение А. В. Суворова к солдатамперед штурмом Чертова моста в 1799 г., приказ начальника погранзаставы 22 июня1941 г. и т. п.); — в ситуациях повседневной деятельности (например, речь перед студентамина митинге перед началом учебного года, инструктаж альпинистов, готовящихсяк восхождению на Эверест, рсчь-напутствис экипажу космического корабля, и т. п.).
  • [2] Какие требования предъявляются к формулировке главного тезиса? а) непротиворечивость; б) ясность; в) доходчивость.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой