Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогический потенциал невербальных средств общения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жестикуляция (от фр. jtsticuler — жестикулировать) — телодвижения, имеющие сигнальное значение, главным образом выразительные движения головой, рукой, кистью, которые совершаются в процессе общения. По данным Т. Г. Григорьевой, Т. П. Усольцевой, посредством жестов можно передать до 40% информации. Жестикуляция собеседника, сопровождающая речь, усваивается естественным путем: никто не объясняет… Читать ещё >

Педагогический потенциал невербальных средств общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогический потенциал невербальных средств общения в процессе слушания весьма значителен, но остается невостребованным. Приходится констатировать, что для современного образовательного процесса характерен определенный «лингвоцентризм» (А.Г.Асмолов), выражающийся в центрации на словах при полном игнорировании невербальных компонентов общения.

Психологи, психолингвисты отмечают, что особенностью «языка телодвижений» (А. Пиз1) является его обусловленность импульсами нашего подсознания, поэтому невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно, емко и компактно. По мнению П. В. Симонова, область чувств — эмоциональная сфера, которая не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах — жестах, мимике, выразительных движениях тела, изменениях голоса и речи. Сказанное в полной мере иллюстрируют слова Цицерона: «Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике».

Исследователи коммуникационных процессов утверждают: в среднестатистическом акте коммуникации передача и восприятие информации происходит за счет слов на 7%, за счет интонации — на 38%, за счет невербальных средств коммуникации — на 55% (по данным А. Мейерабина). Учитывая тот факт, что многие исследователи интонацию относят к невербальным средствам общения, можем заключить: через эти каналы слушающему поступает более 90% информации. Приведенные данные — свидетельство того, что люди доверяют языку телодвижений больше, чем слову, вербальному каналу общения. Еще в большей степени это относится к детям: чем младше ребенок, «пленник эмоций» (В. С. Мухина), тем важнее роль невербальной коммуникации в его жизни.

Средства невербального общения принято выделять с учетом каналов (зрительного, слухового и др.) восприятия информации. Среди них: язык глаз; язык тела (мимика, пантомимика, жест); пространственные и акустические (голос, интонация, молчание) характеристики; имидж.

Лицо как канал невербальной коммуникации является ведущим средством общения. Так, в «Частной риторике» Н. Ф. Кошанского есть такие слова: «Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах и взорах благодарнейшей части нашего тела».

Язык глаз, визуальный контакт — важнейший способ невербальной коммуникации. Глаза, как известно, — зеркало души. Знаток человеческой души, К. С. Станиславский, подчеркивал: «Взгляд — это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу».

И. А. Колесникова2 отмечает, что значение языка глаз подтверждается таким фактом: каждая культура, каждый народ имеют типовые модели глазного поведения. Так, в некоторых культурах младшим не принято смотреть в глаза старшему, женщине — на мужчину; в подростковой культуре взгляд в упор расценивается как вызов.

  • 1
  • 2
  • 2007.

См.: Пиз А. Язык телодвижений. — М., 1994.

См.: Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. — М.,.

Существует тесная связь взгляда с чувствами, мыслями человека, состоянием его души, здоровья. В медицине распространены методики определения болезни по состоянию зрачка, сетчатки. В системе нейролингвистического программирования по определенной схеме движения глаз определяют модальность восприятия и действующий в данный момент канал переработки информационного сообщения.

Взгляд педагога выполняет управляющую функцию; с его помощью регулируется социальная дистанция, обеспечивается обратная связь по поводу поведения учеников, степени вовлеченности в коммуникацию. Визуальный контроль педагога за пространством из положения «стоя» позволяет окидывать класс коротким и широким взглядом, помогает следить за ситуацией на уроке; поэтому опытные учителя практически не садятся во время занятий. Взглядом педагог выражает отношение к ученику, его поведению, успехам в учебе: взгляд холодный, теплый, отчужденный, одобряющий, заинтересованный и др. Прямой визуальный контакт с учеником — еще один способ сказать: «Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать». Этот взгляд весьма эффективен, его можно сравнить со способностью чтеца охватывать взглядом всю страницу при скорочтении. В арсенале визуальных приемов педагога — «закрывание глаз» на что-либо («слабый» ученик списывает), отказ в глазном контакте провинившемуся, встреча взглядами для установления персонального контакта и др.

Педагогу важно понимать движение и выражение глаз учащихся, постоянно улавливать реакцию учеников на свой взгляд: открыто встречает, в ответ отвел глаза, смотрит в упор и др. Необходимо знать сигналы сосредоточенности ученика на учебном материале: взгляд фиксирован, устойчив, ищет контакт со взглядом учителя.

Мимика (от греч. mimikos — подражательный) — внешнее выражение психических состояний, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц. Мимика способна предоставить информацию о тончайших движениях души и малейшем изменении эмоционального состояния человека (Е. И. Рогов).

Для педагога одинаково важны и выразительность собственной мимики, и умение «расшифровывать», «понимать» мимику ученикасобеседника. Мимика опытного учителя естественна и выразительна, она обеспечивает доверительный контакт с учениками, отражает неравнодушие, интерес к предмету, передает эмоциональный и содержательный подтекст речевых сообщений, служит регулятором процесса педагогической коммуникации.

Наблюдения за мимикой учащихся помогают учителю получать информацию об эмоциональном состоянии в данный момент, о темпераменте, о состоянии здоровья, заинтересованности и др. Известно, что сильно подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимости ребенка от внешних раздражителей; малоподвижная мимика в целом указывает на постоянство душевных процессов, ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью. Монотонность, редкая смена мимических картин указывают на слабую импульсивность ребенка-партнера по общению, свидетельствует о исключительно монотонных душевных состояниях скуки, печали, равнодушии. Учитель должен уметь «прочитывать» в течение урока конкретные мимические картины, которые помогают ему контролировать уровень восприятия детьми учебного материала, отношение к работе. Так, поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев; спокойные глаза, приподнятые уголки губ ассоциируются с радостью, со счастьем.

Пантомимика (от греч. pantomimes — все воспроизводящий подражанием) — совокупность выразительных движений, связанных с изменениями в жестах, положении тела, походке, осанке. Пантомимика помогает говорящему и слушающему передать и получить дополнительную информацию в процессе коммуникации.

Поза человека (положение корпуса, плеч, рук, ног) способна передать приблизительно тысячу единиц информации, возможно, потому, что многое в семиотике позы восходит к природным инстинктам и обусловлено физиологической целесообразностью. Для эффективного педагогического общения следует использовать демонстрирующие стремление к контакту открытые позы. Закрытые и авторитарные позы воспринимаются партнерами по общению (учениками, их родителями, коллегами) негативно. Сказанное свидетельствует, что умение принимать правильную позу в различных ситуациях образовательного процесса — яркий признак профессионализма педагога, представителя публичной профессии.

Жестикуляция (от фр.jtsticuler — жестикулировать) — телодвижения, имеющие сигнальное значение, главным образом выразительные движения головой, рукой, кистью, которые совершаются в процессе общения. По данным Т. Г. Григорьевой, Т. П. Усольцевой, посредством жестов можно передать до 40% информации. Жестикуляция собеседника, сопровождающая речь, усваивается естественным путем: никто не объясняет, не расшифровывает значение жестов, однако участники общения однозначно понимают и используют их. В русском языке существует много устойчивых выражений, которые появились на основе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, обиду и другие чувства: «опустить голову», «рука не поднимается», «погрозить пальцем», «протянуть руку» и другие. Жесты, несомненно, оживляют речь, но пользоваться ими следует аккуратно.

Жестам свойственна многофункциональность; выполняемые жестами функции являются основанием для выделения видов жестов.

Так, коммуникативные жесты служат для замещения в речи элементов языка; это жесты приветствия и прощания, привлечения внимания, благодарности, жесты подзывающие, приглашающие, утвердительные, отрицательные, вопросительные и др. Описательноизобразительные жесты сопровождают речь и теряют смысл вне речевого контекста; это жесты, обозначающие размер, форму предмета, пространственное расположение объекта и др. Модальные жесты выражают оценку предметов, явлений, людей; это жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверенности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления и др.

Кроме того, виды жестов выделены с учетом разнообразия предоставляемой партнеру информации. Это жесты-регуляторы, выражающие отношение говорящего к чему-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.). Жесты-эмблемы являются своеобразными заменителями слов или фраз в общении (поднятый вверх большой палец и др.). Жесты-иллюстраторы — образные картины сообщения («вот какого размера», «вот такой формы» и др.). Жестыадаптеры, демонстрирующие специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.). Жесты-аффекторы, выражающие определенные эмоции (растерянность, удивление, отвращение, радость). Жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критическая оценка; почесывание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение).

Жестовая культура педагога состоит в умении уместного использования всего этого многообразия; проявляется в системе профессионально обусловленных движений, таких как работа с доской, картой, указкой, проведение опытов по физике, химии, биологии, в ходе физкультурных, музыкальных занятий, на экскурсии. Во всех перечисленных ситуациях действуют определенные установки: на достижение эталонное™ движений, на соблюдение физиологической целесообразности, на акцентуированнось жестикуляции, на развитие индивидуальной жестовой эстетики (И. А. Колесникова[1]).

К рискам, ошибкам жестового поведения педагога относятся чрезмерная театральность, манерность, стереотипизация, шаблонность, наличие жестов-сорняков.

Проксимика (от лат. proximiti — близость) — пространственное расположение коммуникантов. Важной пространственной характеристикой коммуникативной ситуации является выбор партнерами по общению удобного для общения пространственного расположения. С учетом взаимоотношения коммуникантов выделено четыре основные зоны: интимная (до 50 см), личная (до 150 см), социальная (до 350 см), общественная (более). Так, традиционное расположение учителя — у доски, за учительским столом, всегда «лицом к лицу» с классом; передвижение педагога по классу (изменение дистанции, приближение к отдельным ученикам) должно быть оптимальным и ситуативно оправданным. Особого внимания и контроля со стороны учителя требует расположение учеников по отношению друг к другу во время коллективных форм работы по принципу «круглого стола», когда можно разрешить и даже рекомендовать слушающим разворачиваться вполоборота к говорящему. В ситуациях использования на уроке ролевой игры важнейшим условием становится создание соответствующей игровой площадки.

Голос человека играет значительную роль в речевом воздействии. Голос определяется как совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок. Голос каждого человека неповторим, однако есть определенный перечень основных качеств профессионального голоса педагога. Среди них: приятный, благозвучный тембр как индивидуальная, относительно постоянная окраска; достаточная звучность; устойчивость к помехам разного рода; умеренная гибкость; полетность, т. е. способность распространяться на разные расстояния; значительные широта диапазона, высота, сила. Для обеспечения продуктивности использования голоса педагог должен помнить о правилах гигиены: соблюдать тепловой режим, временные нормы голосовой нагрузки, избегать эмоционального перенапряжения.

Интонация (от лат. intonare — громко произносить) является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств, смыслов, поэтому ее воздействие на слушателей переоценить невозможно. Интонационная культура имеет социальное значение: обеспечивает эффективность, быстроту, легкость общения, способствует лучшей передаче мыслей и чувств. Не менее значима и эстетическая ценность интонационной стороны звучащей речи, являющейся показателем речевой культуры человека, его общего культурного уровня (А. А. Бондаренко[2] и др.).

Интонация — сложный комплекс звуковых средств языка, организующих речь. Основными ее совместно действующими элементами являются: мелодика (повышение и понижение тона); интенсивность (силовой или динамический компонент); темп (или длительность); пауза; тембр как средство выражения эмоций.

Особенностью интонации является ее полифункциональность, разнообразие функций. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в речевом потоке отдельные его смысловые части; противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос); весьма эффективно передают субъективное отношение к сообщению (Е.А. Брызгунова, Н. Д. Светозарова, И. Г. Торсуева, Н. В. Черемисина и др.). Кроме того, интонация характеризует жанро-стилевую принадлежность высказывания, ситуацию общения и личность говорящего (О. В. Филиппова1).

Э. Сепир отмечал, что фонетический (звуковой) облик речи говорящего — показатель, характеризующий личность. Человек, умеющий слушать, понимает значительно больше, чем значат только слова: изменения настроения по высоте голоса; взволнованность по отклонениям в построении фраз (например, незаконченность предложений); учащение пауз разной длительности и др. Так, если некоторые чувства передаются высоким голосом, например, энтузиазм, радость и недоверие (гнев и страх тоже, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков), то печаль и усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением тона к концу фразы. Скорость речи также отражает чувства говорящего: люди говорят быстро, когда они взволнованы, обеспокоены чем-либо, когда говорят о своих личных трудностях, хотят нас убедить или уговорить; медленная речь чаще свидетельствует об угнетенном состоянии. Пауза является важным компонентом общения: стимулирует диалог, создает в беседе ощущение неторопливости, продуманности происходящего, дает возможность добавить что-то к уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Время паузы воспринимается в беседе по-особому: минутная пауза может показаться собеседнику вечностью, показателем незаинтересованности в разговоре; чрезмерная пауза вызывает тревогу, даже провоцирует агрессию; нормальная пауза не должна превышать 40 секунд. Интенсивность (сила) произнесения высказывания определяется звуковой энергией, которой наполняется речь в ситуации выражения сильных чувств, желания доказать, объяснить. Это непременно сопровождается логическим ударением — произвольным выделением каких-либо компонентов сообщения в целях увеличения его семантического веса, перемещение которого во фразе способно изменить ее смысл.

Имидж (от англ, imidge — образ, изображение, впечатление) — это образ, который человек сам создает, поддерживает и использует для достижения тех или иных целей. Имидж трактуется как публичная индивидуальность, долговременная коммуникативно-ролевая маска человека.

Исследователи проблем имиджа (И.А. Колесникова[3][4], И. А. Стернин[5], О. А. Баева[6] и др.) рассматривают компетенцию человека в отношении формирования собственного имиджа. Следует знать свой фактический (с позиций окружающих) имидж; необходимо создавать свой положительный имидж (уметь нравиться, производить положительное впечатление, вызывать доверие, располагать собеседника к себе); особое внимание надо уделить формированию своего целевого имиджа, уметь грамотно преподносить себя. Эти умения нужны каждому современному культурному человеку.

Профессиональный имидж педагога служит восприятию педагога в соответствии с принятой им профессиональной миссией. Выделяют несколько составляющих имиджа. Так, внешняя составляющая — это то, как человек выглядит (одежда, прическа, макияж и др.). Кинетическая составляющая включает в себя осанку, походку, жестикуляцию, мимику, взгляд. Речевой компонент имиджа — это культура общения, грамотность, стиль, почерк. Средовая составляющая — это созданная человеком среда его обитания: интерьер квартиры, оформление кабинета, порядок на рабочем столе. Овеществленная составляющая имиджа — созданные человеком продукты его труда. Интегрируясь, названные составляющие имиджа формируют представление о человеке как о личности и профессионале.

Молодой педагог начинает создавать свой имидж с визуальной заявки о себе, так как внешний облик в первую очередь предоставляет многоплановую информацию (уровень образования, культуры, семейное положение, современность, академичность, достаток и др.). Создавая положительный имидж, педагог контролирует свое невербальное поведение, профессиональный антураж (совокупность предметов, которые окружают учителя). Педагог должен задуматься над соответствием своего имиджа той предметной области, которой он занимается: словесник усиленно работает над повышением уровня культуры речи, преподаватель валеологии — наглядный носитель здорового образа жизни и др. Для личной успешности, для создания имиджа современного педагога-профессионала следует демонстрировать качества, соответствующие инновациям образовательного процесса.

Н* Задание. Познакомьтесь с записью урока риторики, который провел студент-практикант. Определите цель, задачи урока, оцените его эффективность в отношении совершенствования умений слушания.

— Сегодня мы узнаем много нового о жестах — важном средстве неречевого общения людей. Давайте вспомним, что такое жесты. Кто знает? (Это движение рук.) Приведите примеры жестов, скажите, в каких ситуациях и с какой целью они используются. (Например, машут рукой, прощаясь). Действительно, жесты очень разнообразны, они помогают людям решать много разных задач в общении. Сегодня вы узнаете, как жесты помогают людям общаться. Как вы думаете, какой жест появляется в жизни маленького человека первым? Ребенок еще не умеет говорить, а уже использует этот жест. Вспомнили? (Указание пальцем.) Что означает этот жест? (Ребенок просит подать предмет.) В присутствии предмета, о котором идет речь, на него можно указать. Указать можно и место, и направление.

[Учитель демонстрирует указательные жесты.].

  • — Какие части тела помогают нам указывать? (Указать можно кивком головы, взглядом, но чаще — рукой.) Но некоторые люди указывают пальцем. Можно ли так делать? (Это невежливо.) Вы правы, и совершенно недопустимо указывать пальцем на человека.
  • — Послушайте отрывок из стихотворения А. Н. Старикова «За что?»

[Учитель читает без жестов.].

За что нас с Вовкой наказали? Ну, мы на глубине ныряли Ну, Вовка притопил меня. И плавали во-он к тем камням…

— Все ли слушателям сейчас было понятно? (Нет. Надо помогать рукой.) Действительно, бывают случаи, когда использование жестов необходимо. Иногда использование жеста необязательно, но оживляет речь, делает ее более доступной. Послушайте стихотворение «Первая прогулка» В. Левина:

Воробьиха Воробьенка Выводила Полетать.

По дороге Потихоньку Стала мама объяснять:

Это крошка.

Это кошка.

Это — Лешкино окошко. Лешка Любит нас с тобой. Лешка Кормит нас зимой.

  • — Если мы используем при чтении этого стихотворения указательный жест, станет ли интереснее нашим слушателям? (Станет понятно.) Попробуйте прочитать реплику воробьихи, используя указательный жест.
  • — Указательный жест мы можем использовать только тогда, когда видим предмет, о котором идет речь. В его отсутствие часто возникает необходимость описать его. И здесь словам помогают жесты. Мы можем показать размер предмета. Помните песенку Красной Шапочки? Давайте споем все вместе припев:

А в Африке реки вот такой ширины!

А в Африке горы вот такой вышины!

— Вы поняли, какие горы и реки в Африке? (Нет.) А как сделать так, чтобы нашим слушателям стало понятно? (Показать.) Давайте споем еще раз, используя жесты. Этими жестами мы изобразили величину. В других случаях о размерах предмета говорится прямо, слушающий может представить его, даже если вы не покажите жестом. Но использование жестов в таких случаях делает речь понятнее, ярче, выразительнее. Послушайте отрывок из американской народной песенки:

Ногу слону отдавил сверчок.

Слон — гора, а сверчок с вершок.

  • — Давайте расскажем эти строки сначала без использования жестов, а потом с использованием жестов. Какой вариант вам нравится больше? Почему? (С жестами понятнее.) Мы можем изобразить и форму предмета с помощью жестов. Как вы объясните словами, что такое волнистая линия, винтовая лестница, а теперь помогите жестами. С жестами получается быстрее и понятнее. Жестами можно изобразить и количество предметов. Покажите мне жестом, какой это у нас урок по счету?
  • — А теперь послушайте стихотворение Л. Рахлис «Три веселых рыбака»:

Шли по берегу реки Рыболовы-рыбаки:

Дядя Тюлькин, Дядя Килькин И Селедочкин.

Шли да шли они с рыбалки, С ними удочки, как палки.

По тропе — тропинке шли, Карасей в садках несли: Дядя Тюлькин — столечко, Дядя Килькин — столечко, А Селедочкин —.

Ну, нисколечко.

  • — Вы поняли, сколько рыбы поймал каждый рыбак? (Нет.) Но теперь вы знаете, как это объяснить — с помощью жестов. Покажите жестами, сколько принес дядя Тюлькин, дядя Килькин. Как показать, что Селедочкин ничего не поймал? (Развести руки в стороны.)
  • — Изображать можно не только размер, форму, количество предметов. Объектом изображения может стать и человек — его внешность, мимика, характерные позы, действия, а также животные. Попробуйте изобразить очень старого человека, гордого собой человека, задаваку, человека, примеряющего новую шапку, человека, играющего с котенком, человека, который ругает кого-то. Помните, что здесь вам поможет и мимика. Работайте в парах.

[Дети работают в парах, учитель наблюдает за ними и просит детей, у которых получается выразительно, показать всему классу; остальные догадываются, какого человека изображает выступающий.].

  • — С помощью таких жестов вы можете объясниться с иностранцем, если он не знает русского языка, они понятны человеку любой страны. Но есть жесты, принятые в отдельной стране или нескольких странах. Как вы ответите жестом «да»? (Надо кивнуть головой.) А у болгар этот жест обозначает «нет», и наоборот, повороты головы из стороны в сторону у нас означают «нет», а у болгар «да». Как ответит ваша подруга на вопрос: «Снег белый?» (Кивок головой.) А девочка из Болгарии? (Поворот головы из стороны в сторону.) Вспомните, какие жесты используются для приветствия и прощания в нашей стране? (Машут рукой.) Какой жест используется для призыва к молчанию? (Палец поднести к губам.) С помощью этих жестов мы устанавливаем контакты с людьми. Есть еще одна группа жестов — они выражают чувства и настроения человека.
  • — А теперь подумайте, нужны ли жесты человеку, который слушает? Для чего? (Он должен кивать, чтобы показать, что внимательно слушает.)

Какие советы по использованию жестов вы можете дать малышам из детского сада? (Жесты должны помогать общению, а не мешать.) Расскажите о жестах дома своим близким.

  • [1] См.: Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога / под ред.В. А. Сластенина. — М., 2007.
  • [2] См.: Бондаренко А. А. Формирование навыков литературного произношения у младших школьников: пособие для учителя. — М., 1990.
  • [3] См.: Филиппова О. В. Роль интонации в педагогическом общении // Риторика. — М., 2008.
  • [4] См.: Колесникова И. А. Коммуникативная деятельность педагога. — М., 2007.
  • [5] См.: Стернин И. А. Практическая риторика. — М., 2005.
  • [6] См.: Баева О. А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб, пособие. — М., 2005.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой