Судовая энергетическая установка современного теплохода представляет собой сложный комплекс разнообразного энергетического оборудования, использующего различные виды энергии, источником которых является жидкое топливо.
Общее количество теплоты Q, потребляемое на судне в ходовом режиме, может быть представлено следующей формулой:
где <2ГД, <2ВД, QKy — количество теплоты, расходуемое соответственно на главные двигатели, вспомогательные двигатели и котельную установку (вспомогательную).
Разделив каждый член уравнения на общее количество теплоты, расходуемой на все потребители судна, получим уравнение энергетического баланса судна.
где X, У, Z — доли теплоты, расходуемые на главные двигатели, вспомогательные двигатели и котельную установку соответственно.
Значения составляющих энергетического баланса зависят от назначения судна и тина энергетической установки. В табл. 21.1 приведено ориентировочное распределение используемой теплоты по соответствующим статьям энергетического баланса для речных и морских судов различных типов при работе главных двигателей на номинальном режиме.
При проектировании судовых энергетических установок (СЭУ) энергетический баланс судна и тепловой баланс главных двигателей необходимо рассматривать совместно. Использование потерь теплоты с выпускными газами и охлаждающей жидкостью в различных утилизационных устройствах позволит повысить процент полезного использования теплоты первичного источника в балансе энергетической установки.
Составляющие энергетического баланса дизельных судов.