Становление и развитие региональных финансов в Российской Федерации
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сокращение налоговых доходов региональных бюджетов составило 18%, основным фактором этого сокращения явилось падение поступлений по налогу на прибыль. Спад собственной доходной базы (налоговых и неналоговых доходов) привел к росту зависимости региональных бюджетов от межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из федерального бюджета. Во многих субъектах РФ… Читать ещё >
Становление и развитие региональных финансов в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этапы становления региональных финансов
Этапы становления региональных финансов могут быть выделены на основе совокупности таких основных критериев, как объем и структура бюджетных полномочий субъектов РФ; состояние региональных бюджетов; использование инструментов и институциональных мер, способствующих укреплению региональных финансов.
Первый этап — с 1991 по 1997 г. — характеризует период становления региональных финансов.
В 1991 г. произошли кардинальные изменения в бюджетном устройстве государства: прекратил свое существование единый государственный бюджет, возникла бюджетная система, состоящая из бюджетов различных уровней. Результатом децентрализации бюджетной системы стало увеличение доли доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 1991 — 1994 гг. (табл. 4.1).
Таблица 4.1
Структура доходов и расходов по уровням бюджетной системы РФ, %
Вид бюджета. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. | 1994 г. | ||||
Доходы. | Расходы. | Доходы. | Расходы. | Доходы. | Расходы. | Доходы. | Расходы. | |
Консолидированный бюджет РФ. | 100,0. | 100,0. | 100,0. | 100,0. | 100,0. | 100,0. | 100,0. | 100,0. |
Федеральный бюджет. | 59,1. | 57,4. | 61,4. | 55,9. | 50,3. | 50,5. | 49,6. | 49,0. |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ. | 40,9. | 42,6. | 38,6. | 44,1. | 49,7. | 49,5. | 50,7. | 51,0. |
Источник: данные Министерства финансов РФ. URL: http://www.minfin.ru.
В качестве инструментов, способствующих укреплению региональных финансов, следует выделить систему «расщепления» федеральных налогов и предоставление финансовой помощи регионам. Принятие в 1993 г. единой для регионов системы «расщепления» федеральных налогов взамен существующих ранее дифференцированных ставок существенным образом изменило систему формирования доходов субъектов РФ, сделав ее более предсказуемой. В 1994 г., в рамках перехода к единым правилам распределения финансовой помощи, был сформирован Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Принятые решения в концептуальном плане определили направления реформирования управления региональными финансами.
Второй этан — 1998—1999 гг. Экономический кризис, разразившийся в 1998 г., оказал крайне неблагоприятное воздействие на региональные финансы. Большинство регионов не смогли самостоятельно выполнять взятые на себя финансовые обязательства. Для снижения бюджетного дефицита субъекты РФ были вынуждены прибегнуть к необеспеченным заимствованиям и неденежным формам расчетов с предприятиями, что привело к дальнейшему падению бюджетных доходов и увеличению дефицита. Региональные власти привлекали кредиты коммерческих банков для обслуживания долговых обязательств. В результате субъектам РФ требовались новые значительные заимствования, неподъемные для региональных бюджетов. Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ свидетельствовал о необходимости усиления контроля со стороны Минфина России за их финансовой деятельностью.
Для обеспечения региональных финансовых обязательств финансовая помощь осуществлялась в виде трансфертных выплат, дополнительная помощь — в виде целевых денежных перечислений, ссуд на погашение задолженности по заработной плате. Например, в 1998 г. на погашение долгов и выплату текущей заработной платы Министерство финансов РФ направило в регионы 26,2 млрд руб., кроме того, были выданы бюджетные ссуды на 2,5 млрд руб., а также списаны долги по ранее полученным ссудам на сумму 4,1 млрд руб. в виде бесперспективности их взыскания1.
Третий этап — 2000—2007 гг. Изменения в бюджетном и налоговом законодательствах весьма серьезно отразились на формировании региональных бюджетов. Началась работа по разграничению бюджетных полномочий между публично-правовыми образованиями, определению порядка исполнения расходных обязательств. Вместе с тем произошли сдвиги в структуре доходов консолидированного бюджета страны в пользу федерального бюджета (табл. 4.2) при сохранении расходных полномочий территорий, что ухудшило сбалансированность региональных бюджетов.
Таблица 4.2
Распределение доходной базы между уровнями бюджетной системы РФ, %
Год. | Бюджеты. | ||
Федеральный. | Региональные. | Местные. | |
1 Российский статистический ежегодник. 1999: стат. сб. / Росстат. М., 1999.
Год. | Бюджеты. | ||
Федеральный. | Региональные. | Местные. | |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http:// www.gks.ru.
В течение рассматриваемого периода были созданы специальные фонды, призванные способствовать финансовому укреплению регионов (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Специальные фонды финансовой поддержки регионов.
Фонд. | Год создания. | Назначение. |
Фонд регионального развития (ФРР). | Аккумулирование инвестиционных ресурсов, направляемых в регионы. Методика распределения средств ФРР для осуществления инвестиционной финансовой помощи субъектам РФ была одобрена в 2003 г. | |
Фонд компенсации (ФК). | Обеспечение равного доступа граждан к социальным гарантиям государства. Средства ФК в виде целевых субвенций направлялись на финансирование федеральных мандатов (решений, принятых федеральными органами власти). | |
Фонд софи; нансирования социальных расходов. (ФССР). | Предоставление населению субсидий по оплате ЖКХ. Успешный опыт применения средств ФССР для реформирования жилищно-коммунального хозяйства позволил сделать вывод о целесообразности расширения этой формы финансовой поддержки в регионах. | |
Фонд реформирования региональных финансов (ФРРФ). | Финансовое оздоровление, содействие реформированию бюджетной сферы, стимулирование экономических реформ в регионах. Основой формирования средств ФРРФ вначале служил займ Международного банка реконструкции и развития, затем займ Всемирного банка. | |
Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ). | Реформирование бюджетного процесса и управления расходами, совершенствование системы управления инвестициями, создание условий для развития доходной базы, повышение открытости управления региональными и муниципальными финансами. Средства ФРРМФ формируются исключительно за счет собственных доходов федерального бюджета. |
Основная часть этих фондов формировалась за счет средств федерального бюджета в рамках различных форм финансовой помощи, однако это не позволило решить проблемы сокращения собственных доходов и роста несбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Также данный этап связан с изменением бюджетных полномочий субъектов РФ в вопросах регулирования местного самоуправления в связи с вступлением в силу в 2006 г. Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», разработкой региональных стратегий социально-экономического развития, переходом к среднесрочному бюджетному планированию.
В 2007 г. Министерством регионального развития РФ были одобрены и утверждены требования к стратегии социально-экономического развития субъектов РФ. К середине 2007 г. более 60 субъектов РФ приняли собственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу, при разработке которых учитывались следующие важнейшие задачи в области управления региональными финансами: внедрение элементов среднесрочного финансового планирования, формирование новой системы межбюджетных отношений, внедрение программно-целевых принципов финансирования и механизмов бюджетирования, ориентированного на результат.
Четвертый этап — 2008—2012 гг. Текущая стабильность в Российской Федерации в 2008 г. подверглась усиленному воздействию взаимосвязанных тревожных тенденций прошлых лет и мирового финансового кризиса, обусловивших увеличение инфляции, наращивание частного внешнего долга, повышение процентных ставок и сокращение доступа к зарубежным кредитам подавляющего большинства субъектов российской экономики. Эти процессы коснулись как национальной, так и региональной экономики, в том числе региональных финансов.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. сокращение налоговых доходов региональных бюджетов составило 18%, основным фактором этого сокращения явилось падение поступлений по налогу на прибыль. Спад собственной доходной базы (налоговых и неналоговых доходов) привел к росту зависимости региональных бюджетов от межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из федерального бюджета. Во многих субъектах РФ проблемы снижения бюджетной обеспеченности переросли в острый долговой кризис. В условиях существенного недопоступления доходов обострилась необходимость оптимизации расходов региональных бюджетов.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в регионах стала более активно осуществляться государственная поддержка инфраструктуры малого предпринимательства путем создания региональных гарантийных, лизинговых и венчурных фондов.
Данный этап характеризуется повышением роли среднесрочного финансового планирования. Многие субъекты РФ перешли к принципу «скользящей трехлетки», стали разрабатывать и принимать трехлетний бюджет. Внедрение законодательного принятия бюджета на три последующих года, основанного на принципе «скользящей трехлетки», было направлено на повышение предсказуемости параметров региональных бюджетов на трехлетний период, обеспечения сбалансированности бюджета и повышение его прозрачности.
Это интересно!
В 2012—2013 гг. по индексу среднесрочного бюджетного планирования Российская Федерация стала третьей после Нидерландов и Дании, опередив такие страны, имеющие давний опыт многолетнего бюджетного планирования, как Южная Корея, Швеция, Новая Зеландия.
С 2011 г. в соответствии с Концепцией создания, развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», важным направлением деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ стало обеспечение открытости и подотчетности деятельности в сфере управления государственными финансами.
В части регулирования государственного и муниципального финансового контроля в 2011 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». С целью повышения эффективности бюджетных расходов за период с 2012 по 2013 г. Правительством РФ было утверждено 39 государственных программ РФ[1].
Пятый этап — 2013 г. — по настоящее время. Основные ориентиры развития региональных финансов в течение данного периода были заданы государственными программами, нацеленными на повышение эффективности управления общественными финансами[2], принятием закона о стратегическом планировании, новациями в бюджетном законодательстве.
В соответствии с этим важнейшими направлениями реформирования региональных финансов основными стали задачи наполняемости доходной части и оптимизации расходов консолидированных бюджетов регионов, внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти, повышения качества бюджетного планирования, финансового обеспечения государственных услуг, совершенствования долговой политики субъектов РФ и т. д.
В условиях ухудшения геополитической ситуации и замедления темпов экономического роста многие регионы столкнулись с ростом дисбаланса региональных бюджетов и проблемой долговой нагрузки. Самой насущной проблемой стало обслуживание и погашение региональных долговых обязательств, так как более 50% долговых обязательств были рыночными заимствованиями, которые, как правило, предоставлялись на не слишком длительные сроки и под высокие проценты. В этой связи на федеральном уровне было принято решение о последовательном замещении коммерческих займов менее обременительными бюджетными кредитами.
Подводя итоги рассмотрения этапов развития региональных финансов, следует отметить, что, несмотря на реализацию ряда мер, направленных на улучшение их состояния, в этой сфере остается ряд существенных проблем.