Данная форма взаимодействия может иметь место в двух случаях:
- 1) когда следователем возбуждается уголовное дело по факту совершения преступления и в ходе расследования не удается процессуальными средствами установить лицо, совершившее преступление. В этом случае следователь направляет поручение органу дознания о производстве разыскных и оперативно-разыскных мероприятий, направленных на розыск лица, совершившего преступление, что предусмотрено ст. 38 УПК РФ;
- 2) когда орган дознания в соответствии со ст. 157 УПК РФ возбуждает уголовное дело по факту совершения преступления, подследственного следователю, и в течение 10 суток проводит неотложные следственные действия. По истечении 10 суток дело передается для дальнейшего расследования по подследственности в орган предварительного следствия, а органы дознания без поручения следователя, продолжают осуществлять разыскные и оперативно-разыскные мероприятия с целью установления лица, совершившего преступление.
Поручение следователя о розыске скрывшегося подозреваемого, обвиняемого (ст. 210 УПК РФ)
Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. От этого зависит содержание поручения. Если розыск объявляется во время производства расследования, то органу дознания могут быть поручены производством и следственные действия, и оперативно-разыскные мероприятия.
Если же поручение о розыске скрывшегося подозреваемого, обвиняемого осуществляется после приостановления расследования, то поручение не может содержать указания о производстве следственных действий, поскольку их производство невозможно в силу ч. 3 ст. 209 УПК РФ.
Поручение органу дознания о розыске подозреваемого, обвиняемого может содержаться в постановлении о приостановлении расследовании, а также в отдельном постановлении. Таким образом, для данной формы взаимодействия закон не указывает на необходимость составления следователем отдельного документа — поручения органу дознания, определив для данного вида поручения иной документ — постановление.
Также следует заметить, что отдельные мероприятия по розыску скрывшегося подозреваемого, обвиняемого следователь вправе осуществлять и сам (например, направлять запросы в различные ведомства и организации, медицинские учреждения, территориальные ОВД, изучать архивные уголовные дела, опрашивать лиц).