Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Эстетика: философия творчества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эдгар По был первым в США профессиональным литературным критиком. Его оценки художественных произведений отличались нелицеприятными наблюдениями, проницательностью, вкусом; они сохраняют значимость и сегодня. Как и в художественной практике, По-критик уделял первостепенное внимание писательскому мастерству, форме, стилю. Решающими были для него приемы, с помощью которых художник воздействовал… Читать ещё >

Эстетика: философия творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эдгар По был первым в США профессиональным литературным критиком. Его оценки художественных произведений отличались нелицеприятными наблюдениями, проницательностью, вкусом; они сохраняют значимость и сегодня. Как и в художественной практике, По-критик уделял первостепенное внимание писательскому мастерству, форме, стилю. Решающими были для него приемы, с помощью которых художник воздействовал на читателя. Он прокламировал столь важные для себя требования к «малой прозе». Ее главная задача, по мнению По, — в воспроизведении правды. Достоинство новеллы — краткость, лаконизм; на ее чтение должно уходить от получаса до одного-двух часов. Необходимое впечатление производит новелла, прочитанная на одном дыхании. Достигнутый результат он называет эффектом.

Суждения По касательно поэзии излагаются в его статьях «Основы стиха», «Поэтический принцип», «Философия творчества» и др. Опираясь на опыт европейских романтиков Байрона, Шелли, Китса, теоретические труды Кольриджа и немецкого философа Ф. Шлегеля, По полагает сферой поэзии Прекрасное. Цель поэзии — доставить читателю удовольствие, но не обнажить перед ним истину. Лирика вызывает не всегда поддающиеся рациональному истолкованию ощущения и настроения, достигаемые музыкальностью и гармонией. Поэзия обращена не к идеям, а к миру Красоты, воздействует не на рассудок, а на душу, позволяет постигнуть совершенство потустороннего мира, запредельного, божественного. Поэзия — это «грезы необычайной хрупкости», «порождение скорее души, чем разума». Все сиюминутное, бытовое, приземленное поэзии противопоказано. Проза же должна содержать зримые образы и конкретные идеи. Юмор и ирония тоже принадлежат прозе, но неприемлемы для стихотворного текста, определяющая тональность которого — «грусть», «приятная печаль», «томление».

Творческий процесс. В писательской индивидуальности Эдгара По оригинально сочетались, казалось бы, полярные, взаимоисключающие принципы: логика, математический расчет, интеллект, холодный рационализм — и крайняя эмоциональность, редкой силы фантазия и полет воображения. Но разве подобный синтез не есть признак гения?

Для Эдгара По достижение художественного эффекта — результат не озарения, но целеустремленной интеллектуальной работы и точного расчета. Совершенное произведение — не плод мистического прозрения, а итог продуманного, выверенного плана.

В работе «Философия творчества» Эдгар По приоткрывает лабораторию, точнее, «технологию» создания своего стихотворения «Ворон»: рождение замысла, выбор ритма, интонации, стиля, ключевого слова «никогда» (nevemore), рефрена и т. д. Это служило доказательством того, что «произведение создавалось шаг за шагом, достигая своей законченности с точной и строгой последовательностью математической проблемы».

Как метко высказался Юрий Олеша, «великий математик, видим мы, был поэтом; великий поэт математиком». Перед нами пример писательской саморефлексии, познание собственной поэтической лаборатории. В этом плане Э. По предсказал многие критические наблюдения Г. Джеймса, который также стремился проанализировать свою писательскую методологию.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой