Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психометрический метод. 
Психология войны. 
Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Появление психометрии было логическим развитием экспериментальной психологии и следствием запроса медицинской, педагогической, а затем — и индустриальной практики. В экспериментальной психологии В. Вундта учение об индивидуальных отличиях еще отсутствовало, но оно появляется в работах его ученика Дж. Кэттела, позднее сотрудничавшего с Ф. Гальтоном. В послесловии к изданной впоследствии в США… Читать ещё >

Психометрический метод. Психология войны. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появление психометрии было логическим развитием экспериментальной психологии и следствием запроса медицинской, педагогической, а затем — и индустриальной практики. В экспериментальной психологии В. Вундта учение об индивидуальных отличиях еще отсутствовало, но оно появляется в работах его ученика Дж. Кэттела, позднее сотрудничавшего с Ф. Гальтоном. В послесловии к изданной впоследствии в США книги Дж. Кэттела «Умственные тесты и измерения» [446] наиболее ясно формулируются сущность и задачи психометрического метода: «Психология не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу индивидов». Таким образом, уже в ранних работах Дж. Кэттела, подготовленных под влиянием и при участии Ф. Гальтона, основная направленность исследований смещалась с «полярных» групп (умственно отсталых и одаренных) на человеческую популяцию в целом[1].

Хотя в книге Дж. Кэттела приводилось уже около 50 образцов различных тестов (преимущественно зрительно-моторных и вербальных), практическая диагностика умственных способностей, как правило, связывается с именами психолога А. Вине и психиатра Т. Симона, в 1905 году по поручению правительства Франции разработавших «Метрическую шкалу умственных способностей» [98, 99, 437, 438, 439]. Шкала представляла собой систему заданий для практического выполнения и вопросов, содержание которых постепенно усложнялось в сериях для детей от 3 до 12 лет. Для каждой серии эмпирически были подобраны такие тесты, которые успешно решают 75% нормальных детей конкретной возрастной группы. Образцы первых тестов, входивших в «Метрическую шкалу…», приведены в табл. 2.1. По результатам успешности последовательного выполнения отдельных субтестов и серий А. Бине и Т. Симон устанавливали «умственный возраст» испытуемых и давали заключение: отстает или опережает ребенок в своем развитии сверстников. В последующем В. Штерн [422, 508, 509] ввел понятие «интеллектуального коэффициента» (10), который определялся как частное от деления показателя «умственного возраста» на реальный (биологический) возраст. Появление «интеллектуального коэффициента» явилось первой практической реализацией идеи дифференциально-психологического исследования личности.

Позднее были предложены тесты для еще более ранней диагностики способностей и развития ребенка — начиная с месячного возраста. Однако, учитывая, что эти методы базировались преимущественно на качественной оценке (табл. 2.2) и существенно зависели от квалификации эксперта, они не получили достаточно широкого распространения.

Образцы первых субтестов «Метрической шкалы умственных способностей».

А. Бине и Т. Симона*.

Таблица 2.1

Возрастная группа.

Содержание субтеста.

3 года.

  • 1. Показать нос, глаза, рот.
  • 2. Перечислить предметы, изображенные на картинке.
  • 3. Повторить две цифры.
  • 4. Повторить фразу в шесть слогов.
  • 5. Назвать свою фамилию

5 лет.

  • 1. Сравнить две коробки различного веса.
  • 2. Нарисовать четырехугольник.
  • 3. Повторить фразу в 10 слогов.
  • 4. Сосчитать четыре монеты по одному су.
  • 5. Сложить из двух частей геометрическую фигуру

7 лет.

  • 1. Указать, чего не хватает на рисунке.
  • 2. Сосчитать свои десять пальцев.
  • 3. Скопировать написанную фразу.
  • 4. Срисовать треугольник и ромб.
  • 5. Повторить пять цифр.
  • 6. Рассказать содержание какой-нибудь картины.
  • 7. Сосчитать тринадцать одинаковых монет.
  • 8. Назвать какие-либо четыре монеты

9 лет.

  • 1. Указать, какой сегодня день недели, число, месяц, год.
  • 2. Перечислить все дни недели.
  • 3. Дать точное определение нескольких предметов.
  • 4. Дать сдачу с 20 су, вычтя из них 4 су.
  • 5. Расположить по порядку пять предметов разного веса

Окончание табл. 2.1

Возрастная группа.

Содержание субтеста.

11 лет.

  • 1. Указать нелепости, содержащиеся в соответствующих фразах.
  • 2. Соединить три слова в одной фразе.
  • 3. Назвать более 60 слов в течение 3 минут.
  • 4. Дать некоторые абстрактные определения.
  • 5. Расположить в смысловой последовательности специально перемешанные слова отдельной фразы

* Для демонстративности приведены субтесты только для «нечетных» возрастов с 3 до 11 лет. При оценке содержания субтестов необходимо учитывать, что они составлялись по результатам обследования детей более 100 лет назад.

Таблица 2.2

Образец «Венского теста» Ш. Бюлер и Г. Гетцера для диагностики развития у детей первого месяца жизни.

№ субтестов.

Содержание субтестов.

і.

Повернуть голову при прикосновении к щеке (пищевая реакция).

Уцепиться за прикасающиеся предметы.

Успокоиться при перемене положения.

Успокоиться при легком шуме.

Задержать глаза на свете из затемнения.

Дать зрительную реакцию на затемнение.

Продемонстрировать реакцию «избегания» при стесняющем прикосновении.

Дать общую неспецифическую реакцию на мешающую картонную коробку.

Приподнять немного (кратко) голову из положения на животе.

Открыть рот после потери источника пищи.

  • [1] Идея о превращении психологии в точную науку оказалась очень продуктивнойи позволила сделать ряд выдающихся открытий, но в целом, по моим представлениям, это стремление — уподобиться физике и математике — в такой же степени затормозилоее развитие, особенно в таких сферах, как психология смыслов жизни, психология веры, морали, нравственности, интуиции, бессознательного и ряде других областей гуманитарного знания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой