Психометрический метод.
Психология войны.
Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей
![Реферат: Психометрический метод. Психология войны. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей](https://westud.ru/work/6440058/cover.png)
Появление психометрии было логическим развитием экспериментальной психологии и следствием запроса медицинской, педагогической, а затем — и индустриальной практики. В экспериментальной психологии В. Вундта учение об индивидуальных отличиях еще отсутствовало, но оно появляется в работах его ученика Дж. Кэттела, позднее сотрудничавшего с Ф. Гальтоном. В послесловии к изданной впоследствии в США… Читать ещё >
Психометрический метод. Психология войны. Прогнозирование состояния, поведения и деятельности людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Появление психометрии было логическим развитием экспериментальной психологии и следствием запроса медицинской, педагогической, а затем — и индустриальной практики. В экспериментальной психологии В. Вундта учение об индивидуальных отличиях еще отсутствовало, но оно появляется в работах его ученика Дж. Кэттела, позднее сотрудничавшего с Ф. Гальтоном. В послесловии к изданной впоследствии в США книги Дж. Кэттела «Умственные тесты и измерения» [446] наиболее ясно формулируются сущность и задачи психометрического метода: «Психология не сможет стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения серии умственных тестов к большому числу индивидов». Таким образом, уже в ранних работах Дж. Кэттела, подготовленных под влиянием и при участии Ф. Гальтона, основная направленность исследований смещалась с «полярных» групп (умственно отсталых и одаренных) на человеческую популяцию в целом[1].
Хотя в книге Дж. Кэттела приводилось уже около 50 образцов различных тестов (преимущественно зрительно-моторных и вербальных), практическая диагностика умственных способностей, как правило, связывается с именами психолога А. Вине и психиатра Т. Симона, в 1905 году по поручению правительства Франции разработавших «Метрическую шкалу умственных способностей» [98, 99, 437, 438, 439]. Шкала представляла собой систему заданий для практического выполнения и вопросов, содержание которых постепенно усложнялось в сериях для детей от 3 до 12 лет. Для каждой серии эмпирически были подобраны такие тесты, которые успешно решают 75% нормальных детей конкретной возрастной группы. Образцы первых тестов, входивших в «Метрическую шкалу…», приведены в табл. 2.1. По результатам успешности последовательного выполнения отдельных субтестов и серий А. Бине и Т. Симон устанавливали «умственный возраст» испытуемых и давали заключение: отстает или опережает ребенок в своем развитии сверстников. В последующем В. Штерн [422, 508, 509] ввел понятие «интеллектуального коэффициента» (10), который определялся как частное от деления показателя «умственного возраста» на реальный (биологический) возраст. Появление «интеллектуального коэффициента» явилось первой практической реализацией идеи дифференциально-психологического исследования личности.
Позднее были предложены тесты для еще более ранней диагностики способностей и развития ребенка — начиная с месячного возраста. Однако, учитывая, что эти методы базировались преимущественно на качественной оценке (табл. 2.2) и существенно зависели от квалификации эксперта, они не получили достаточно широкого распространения.
Образцы первых субтестов «Метрической шкалы умственных способностей».
А. Бине и Т. Симона*.
Таблица 2.1
Возрастная группа. | Содержание субтеста. |
3 года. |
|
5 лет. |
|
7 лет. |
|
9 лет. |
|
Окончание табл. 2.1
Возрастная группа. | Содержание субтеста. |
11 лет. |
|
* Для демонстративности приведены субтесты только для «нечетных» возрастов с 3 до 11 лет. При оценке содержания субтестов необходимо учитывать, что они составлялись по результатам обследования детей более 100 лет назад.
Таблица 2.2
Образец «Венского теста» Ш. Бюлер и Г. Гетцера для диагностики развития у детей первого месяца жизни.
№ субтестов. | Содержание субтестов. |
і. | Повернуть голову при прикосновении к щеке (пищевая реакция). |
Уцепиться за прикасающиеся предметы. | |
Успокоиться при перемене положения. | |
Успокоиться при легком шуме. | |
Задержать глаза на свете из затемнения. | |
Дать зрительную реакцию на затемнение. | |
Продемонстрировать реакцию «избегания» при стесняющем прикосновении. | |
Дать общую неспецифическую реакцию на мешающую картонную коробку. | |
Приподнять немного (кратко) голову из положения на животе. | |
Открыть рот после потери источника пищи. |
- [1] Идея о превращении психологии в точную науку оказалась очень продуктивнойи позволила сделать ряд выдающихся открытий, но в целом, по моим представлениям, это стремление — уподобиться физике и математике — в такой же степени затормозилоее развитие, особенно в таких сферах, как психология смыслов жизни, психология веры, морали, нравственности, интуиции, бессознательного и ряде других областей гуманитарного знания.