Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История советских конституций

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на обозначенный прогресс и дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя, Конституция РСФСР 1978 г. не была лишена недостатков, которые вытекали из ограниченности принципов социалистической демократии. Один из наиболее существенных изъянов заключался в сохранении идеологизированности государственного и общественного строя. По-прежнему говорилось о коммунистическом… Читать ещё >

История советских конституций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Октябрьская революция 1917 г. прервала эволюционный путь конституционного развития российской государственности, радикально сломав, по существу, все прежние институты власти и права.

Первыми актами конституционного значения явились Декреты о власти, мире, восьмичасовом рабочем дне, Декларация прав народов России, Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. разрабатывалась под руководством партии большевиков с непосредственным личным участием В. И. Ленина и была принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: 1) Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа; 2) общие положения Конституции РСФСР; 3) организация советской власти в центре и на местах; 4) активное и пассивное избирательное право; 5) бюджетное право; 6) о гербе и флаге РСФСР.

В Декларации определялась идеологическая и социальная основа новой государственности — диктатура пролетариата. В качестве политической основы учреждалась система Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Закреплялись основные цели и принципы экономических преобразований: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и части промышленности. Срок действия Конституции РСФСР 1918 г. определялся как «переход от капитализма к социализму» .

Основным законом РСФСР 1918 г. закреплялась единая система центральных и местных органов государственной власти: Всероссийский Съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, состоящий из представителей городских и губернских Съездов Советов; в областях, губерниях, уездах, волостях учреждались соответствующие Съезды, Советы и их исполкомы, в городах и селениях формировались городские и сельские Советы.

Конституция РСФСР провозглашала федеративное устройство России. Субъектами федерации в первую очередь признавались национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов на правах автономии в РСФСР. Устанавливалось, что «Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные союзы, входящие на началах федерации в Российскую Федеративную Советскую Республику» .

Избирательная система, закрепленная Конституцией 1918 г., отражала социально-политическую ситуацию того времени и главный идеологический принцип большевиков — диктатуру пролетариата. К выборам допускались лишь граждане, подпадающие под категорию «трудящиеся». Представительство от социальных групп, обладавших избирательным правом, также не было равным. При формировании Советов всех уровней преимущества предоставлялись рабочим.

Конституция 1918 г. закрепляла многоступенчатую систему выборов. В качестве прямых предусматривались только выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней Советов избирались на соответствующих Съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Главная историческая роль Конституции РСФСР 1918 г. выразилась в закреплении новой системы политических, экономических, социальных и идеологических отношений, которые положили начало советскому периоду государственного права России.

Последующие конституции РСФСР — 1925, 1937 и 1978 гг. были органически связаны с союзными конституциями 1924, 1936 и 1977 гг.

Вторая Конституция РСФСР от 11 мая 1925 г. была принята после окончания гражданской войны и явилась следствием образования в 1922 г. Союза ССР и принятия Конституции СССР 1924 г. По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республиканские Конституции, в том числе Конституция РСФСР 1925 г., были тесно связаны и дополняли друг друга. Такая взаимосвязь основывалась на концепции единой советской Конституции. Известный юрист того времени П. И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и составляют вместе единую Советскую Конституцию.

Конституция РСФСР 1925 г. состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Новым в Конституции РСФСР было появление гл. 4 «Об автономных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен семилетний опыт национально-государственного строительства РСФСР. В Конституцию РСФСР 1925 г. не была включена «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа», составлявшая первый раздел в Конституции РСФСР 1918 г. Вместе с гем в ней говорилось, что она исходит из основных положений данной Декларации и основных начал первой российской Конституции 1918 г. (ст. 1).

По Конституции 1925 г. Россия передавала свои основные суверенные права Союзу ССР. Было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в соответствии со ст. 1 Конституции СССР в ведение органов СССР. На территории РСФСР обязательную силу имели постановления верховных органов государственной власти СССР по предметам, отнесенным к ведению Союза ССР (ст. 19). По Конституции СССР 1924 г. в исключительное ведение Союза входили внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение основных начал союзной Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. Устанавливалось единое союзное гражданство. За РСФСР, как и за другими союзными республиками, формально сохранялось право выхода из Союза ССР, территория могла быть изменена только с их согласия.

Таким образом, Конституция РСФСР 1925 г. юридически оформила новый государственно-правовой статус России как союзной республики в составе СССР.

Конституция 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство, основанное на автономии. О том, что Россия действительно была оформлена как федеративное государство, высказывалось в тот период большинство советских ученых. Многие современные ученые склонны определять РСФСР, оформленную Конституциями 1918 и 1925 гг., как псевдофедеративное унитарное государство. Такая позиция основывается скорее даже нс на формально-юридической модели советского российского федерализма, а на фактической системе унитарных государственных отношений, функционирующих в тот период.

В соответствии с советскими конституциями Россия, как и другие союзные республики, лишь формально называлась суверенным государством, имеющим право выхода из состава СССР. Как и на союзном уровне, государственная структура в республиках строилась на принципе демократического централизма.

В Конституции РСФСР 1925 г. по аналогии с Конституцией СССР 1924 г. был учрежден новый орган государственной власти — Президиум ВЦИК, избираемый непосредственно ВЦИК. В период между сессиями ВЦИК он являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом государственной власти РСФСР. Президиум ВЦИК созывал сессии ВЦИК и имел право приостанавливать и отменять постановления СНК. Были учреждены также аналогичные органы государственной власти на местах — президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Они проводили в жизнь решения центральных органов власти, избирали исполнительные комитеты.

Необходимо отметить, что Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на конституции других союзных республик.

В истории советского строительства Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. рассматривались как основные — законы переходного периода от капитализма к социализму. Победа в основном социалистических общественных отношений была зафиксирована в Конституции СССР 1936 г. и в принятых на ее базе конституциях союзных и автономных республик.

Третья Конституция РСФСР от 21 января 1937 г. была принята вслед за Конституцией СССР 1936 г. на XVII Всероссийском Съезде Советов. Так же как и союзная конституция, она провозглашала «завершение строительства основ социализма» .

Конституция 1937 г. состояла из 15 глав, включавших 151 статью. Глава I российской Конституции дословно повторяла гл. I Конституции СССР 1936 г. В гл. II «Государственное устройство» говорилось, что РСФСР, в целях осуществления взаимопомощи по линии экономической, политической, оборонной, добровольно объединилась с равноправными советскими социалистическими республиками в союзное государство — Союз ССР. Вне пределов прав Союза ССР, установленных в союзной Конституции, РСФСР сохраняла полностью свои «суверенные права», обладая, в частности, правом выхода из Союза ССР. Территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Каждый гражданин РСФСР являлся одновременно гражданином СССР.

Конституция РСФСР закрепила административно-территориальное деление России. РСФСР включала 5 краев, 19 областей, 17 автономных республик и б автономных областей. Каждая автономная республика имела свою конституцию, учитывающую ее особенности и «построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР». Законы РСФСР были обязательны на территории автономной республики.

Конституция РСФСР закрепила аналогичные союзной систему органов государственной власти и управления, институты выборов и правового положения личности в республике. Главы III-XIII Конституции РСФСР были посвящены высшим и местным органам власти и управления, которые строились по аналогии с Конституцией СССР. Высшим органом власти РСФСР являлся однопалатный Верховный Совет. Он избирал подотчетный ему Президиум — высший орган государственной власти в период между сессиями Верховного Совета. Высшим исполнительным и распорядительным органом — Правительством РСФСР объявлялся Совет Народных Комиссаров.

Конституция РСФСР 1937 г. детально регулировала организацию местных органов власти, вплоть до определения структуры отделов краевых, районных и городских исполнительных комитетов. Таким образом сверху навязывалась структура государственной власти на местах, что свидетельствовало о чрезмерной централизации государственного устройства.

Глава IX Конституции РСФСР 1937 г. закрепляла вопросы бюджета РСФСР. Подробно определялся порядок разработки и принятия российского бюджета. Проект бюджета разрабатывался Правительством — СНК РСФСР и вносился им на утверждение Верховного Совета РСФСР вместе с отчетом об исполнении бюджета. После утверждения проекта бюджета и отчета они подлежали опубликованию «во всеобщее сведение». Конституция РСФСР регулировала также основные принципы распределения доходов между республиканским и местными бюджетами.

Глава X Конституции РСФСР была посвящена вопросам суда и прокуратуры и полностью соответствовала содержанию гл. IX Конституции СССР. Правосудие в РСФСР осуществлялось Верховным Судом РСФСР, Верховными судами автономных республик, краевыми, областными судами, судами автономных областей и судами национальных округов, судами административных округов и специальными судами СССР, создававшимися по постановлению Верховного Совета СССР, а также народными судами. Жестко централизованной была система прокуратуры. Прокурор СССР назначал сроком на пять лет не только Прокурора РСФСР, но и прокуроров автономных республик и областей, краевых и областных прокуроров. Прокуроры национальных и административных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурором РСФСР с утверждением Прокурора СССР также сроком на пять лет.

Главы XI «Основные права и обязанности граждан» и XII «Избирательная система» Конституции РСФСР также были разработаны по аналогии с Конституцией СССР 1936 г. Определялся широкий для того времени круг политических, социальных и экономических прав, избирательная система основывалась на принципах всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Это свидетельствовало о расширении институтов демократии, отмене многих ограничений в области прав и свобод.

В целом Конституция РСФСР 1937 г. мало чем отличалась от Конституции СССР 1936 г., что свидетельствовало о единой государственности и унитаризме конституционно-правового регулирования.

Четвертая российская Конституция (Основной закон) РСФСР от 12 апреля 1978 г. была разработана и принята в соответствии с Конституцией СССР 1977 г. Цель новых советских конституций заключалась в воплощении концепции построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. В качестве основных признаков развитого социализма новые советские конституции провозглашали укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества и формирование новой исторической общности людей — советского народа; закрепление общественной собственности на средства производства и запрет частной собственности, утверждение плановой системы хозяйствования. Организация государственной власти базировалась на принципе верховенства и единства Советов народных депутатов.

Как утверждалось в партийных доктринах того периода, принятие Конституции СССР 1977 г. и новых конституций союзных республик призвано было отразить этап «развитого социализма». Вступление в эту стадию означало превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В новых конституциях было впервые введено понятие парода как единой общности советских граждан, субъекта, которому принадлежит власть без проведения различий в правах разных категорий граждан. В преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. утверждалось, что данную Конституцию принимает и провозглашает народ.

На данном этапе конституционного развития российское конституционное право было обогащено новыми демократическими положениями. Конституционно провозглашался принцип равенства граждан перед законом и независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства. Расширился перечень прав граждан, особенно в социально-экономической сфере. К их числу добавились право на жилище, на охрану здоровья и ряд других. Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. в определенной мере уточнила статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а также федеративный характер связей внутри РСФСР. Впервые была включена прямая норма о суверенитете РСФСР. Расширялись права автономных образований в составе РСФСР. На этот раз не закреплялась необходимость утверждения органами РСФСР конституций автономных республик. Национальные округа были преобразованы в автономные, они впервые поименно перечислялись в Конституции. Если ранее статус автономных областей и округов регулировался положениями, то теперь в соответствии с новой Конституцией РСФСР он определялся Законом РСФСР.

Конституция РСФСР 1978 г. отличалась более совершенной формой и содержанием. Впервые была введена преамбула, в которой закреплялось, что Конституцию принимает и провозглашает народ РСФСР. Основной текст состоял из 11 разделов, подразделявшихся, в свою очередь, на 22 главы. Значительно увеличился общий объем, усовершенствовалась систематизация конституционных норм по предметному признаку. В разделе «Основы общественного строя и политики» были выделены главы: «Политическая система», «Экономическая система», «Социальное развитие и культура», «Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества». Все это свидетельствовало о конституционном развитии.

Несмотря на обозначенный прогресс и дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя, Конституция РСФСР 1978 г. не была лишена недостатков, которые вытекали из ограниченности принципов социалистической демократии. Один из наиболее существенных изъянов заключался в сохранении идеологизированности государственного и общественного строя. По-прежнему говорилось о коммунистическом идеале как о главной цели общественного развития и воспитания личности. Как и Конституция СССР, российская Конституция закрепляла принципы однопартийное™ и руководящей роли Компартии. Конечной целью провозглашалось построение бесклассового коммунистического общества с отмиранием государства и права как таковых. Социалистическое государство и право выступали основным орудием построения социализма и коммунизма. Трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности.

Конституционная реформа в годы перестройки в СССР и РСФСР, начавшаяся с середины 1980;х гг., породила глубокие перемены в государственной и общественной жизни СССР и России, которые особенно очевидно проявили себя после августовского путча 1991 г. и распада Союза ССР. Эти изменения не могли не отразиться на содержании Конституции РСФСР 1978 г. Ее текст на протяжении 1985−1993 гг. неоднократно и существенно изменялся.

Начало конституционной реформы в России было положено принятием в 1989 г. Законов РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР». Они значительно меняли систему органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов в составе 1068 депутатов. К ведению этого огромного по составу высшего органа государственной власти был отнесен широкий круг вопросов, перечень которых был открытым, т. е. в любой момент мог быть расширен по усмотрению Съезда. К полномочиям Съезда было отнесено принятие Конституции РСФСР, внесение в нее изменений и дополнений. Съезд народных депутатов избирал тайным голосованием Верховный Совет — постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Впервые за всю историю конституционного развития России се Верховный Совет стал двухпалатным органом, отражающим федеративное устройство республики.

Другим существенным новшеством стало изменение принципов избирательной системы. Хотя в новом избирательном законе и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. необходимость наличия в бюллетене не менее двух кандидатов), тем не менее указанием на состязательность выборов открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых же свободных выборах.

В 1989—1991 гг. Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР были конституционно реорганизованы и другие институты власти и управления на основе частичного внедрения принципа разделения властей в действующую государственную систему. Был учрежден и введен институт Президента России, образован Конституционный Суд РФ. Система местной власти стала трансформироваться в соответствии с принципами местного самоуправления и местной автономии.

Постепенно менялось правовое положение и природа России как республики в составе Союза ССР. Из официального названия союзного государства, республик в составе СССР и республик в составе Российской Федерации было исключено название «советская», «социалистическая». Россия стала именоваться как Российская Федерация — Россия.

Началом формирования самостоятельной конституционно-правовой политики Российской Федерации явилось принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РСФСР. В данной Декларации было закреплено верховенство Конституции и других законов России на всей ее территории над законодательством СССР, предусмотрено, что действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами Российской Федерации, приостанавливается Российской республикой на всей ее территории. С распадом СССР конституционно-правовая политика России окончательно приобрела самостоятельность.

С конца 1980;х гг. до 1993 г. в Конституцию РСФСР 1978 г. вносились многочисленные изменения и дополнения. Всего в Конституцию 1978 г. было внесено более 500 поправок и изменений. Их наибольшее число пришлось на 1991 — 1992 гг. Благодаря поправкам и изменениям были провозглашены принципы многопартийности, разделения властей, светского государства; учреждены такие неотъемлемые институты и принципы гражданского общества, как право частной собственности, свобода экономической деятельности, состязательность в процессе выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, свобода передвижения, свобода информации и др. Одной из наиболее существенных новаций явилась отмена ведущей и направляющей роли Коммунистической партии, т. е. ее верховенства и монополии в политической системе. Были закреплены принципы политического плюрализма и идеологического разнообразия. Другим важным демократическим изменением стало закрепление множественности и равноправия форм собственности, в том числе частной.

Раздел «Государство и личность» был также значительно усовершенствован на основе включения в текст федеральной Конституции Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятой 22 ноября 1991 г.

Конституционные преобразования коснулись и государственного устройства. В Конституцию России были инкорпорированы положения Федеративного договора, подписанного 31 марта 1992 г. Согласно данному документу края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург получили статус составных частей Российской Федерации, а бывшие автономные республики и ряд автономных областей стали именоваться республиками в составе России. Впервые составные части России вместе с центральной властью установили на договорной основе разграничение предметов ведения и полномочий по вертикали. С распадом СССР, ратификацией Соглашения о создании СНГ, утверждением суверенной России из Конституции РФ были исключены статьи, вытекающие из факта пребывания России в составе СССР. Подтверждалась полная международная правосубъектность Российской Федерации, самостоятельность ее внешнеполитической и оборонной политики.

После существенных поправок Конституция России 1978 г. в новой редакции приобрела черты основного закона, закрепляющего либеральнодемократический строй. Вместе с тем множественность ее изменений придала данному документу черты противоречивого акта. В новой редакции содержались противоречия внутри самого текста, сохранялись устаревшие подходы к организации политической системы и государственной власти. В Конституции РФ непоследовательно и недостаточно четко проводилось разграничение полномочий различных ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной, сохранялась идея полновластия Советов.

Противоречия в действующей Конституции РФ и, прежде всего, непоследовательное проведение принципа разделения властей, еще более усилились, когда с введением поста Президента России было по-прежнему сохранено всевластие высшего законодательного органа — Съезда народных депутатов. Это привело к тому, что на рубеже 1992/1993 г. вопросы конституционного развития и принятия новой российской Конституции оказались объектом жестокого политического противостояния между высшими органами законодательной и исполнительной власти. И та и другая ветвь власти осознавали, что невозможно преодолеть политический кризис постоянным латанием дыр в старой Конституции. Поэтому параллельно с изменениями и дополнениями в действующий Основной закон России стала проводиться работа по подготовке и принятию новой российской Конституции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой