Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Требования, предъявляемые к менеджерам

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Причинами неумелого управления являются отсутствие профессионализма руководителя организации и (или) недостаточный уровень развития личностных качеств руководителя. Отсюда — следование личным интересам вместо рационального принятия решений, направленных на достижение организационных целей, а также безрассудное пренебрежение ответственностью по отношению к персоналу и ресурсам организации… Читать ещё >

Требования, предъявляемые к менеджерам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Специфика управленческого труда, сложность и многообразие управленческих функций обусловливают особые требования, предъявляемые к людям, осуществляющим управление.

Проблема качеств менеджеров всегда была в центре внимания практиков и теоретиков управления. Интересна эволюция взглядов на нее с начала XX века до настоящего времени.

Первые семьдесят лет XX века качества, которыми должны обладать менеджеры, связывались с характером и содержанием деятельности самой организации. Причем перечень этих качеств с течением времени постоянно расширялся.

Так, по мнению классика научного менеджмента Ф. Тейлора, менеджер обязан обладать такими качествами как, «ум, образование, специальные или технические познания, физическая ловкость и сила, такт, энергия, решительность, честность, рассудительность, здравый смысл и крепкое здоровье»[1].

По мнению А. Файоля, руководителям предприятий должны быть присущи «здоровье и физическая выносливость; ум и умственная работоспособность; нравственные качества; сознательная, твердая, упорная воля; активность, энергия; в известных случаях отвага, мужество; ответственность, чувство долга; забота об общем интересе; значительный круг общих знаний; административные способности; дар предвидения и умение разрабатывать программы действий; организаторские качества, в особенности умение строить социальный организм; распорядительность; искусство управлять людьми, координировать и контролировать их действия; общее знакомство со всем, что имеет отношение к существенным функциям; возможно, более глубокая компетентность в характерной для данного предприятия профессии»[2].

В 80-е годы XX века акцент был сделан на то, что организации являются открытой системой, взаимодействующей с внешней средой. Теперь главным качеством менеджера стало признаваться его умение адаптироваться к динамике условий внешней среды.

В конце XX века теоретики и практики менеджмента стали говорить о том, что кроме ранее обозначенных профессиональных и личностных качеств все большую роль начинает играть умение менеджеров подбирать команду и работать в ней.

В начале XXI века одними из самых ценных качеств менеджеров стало признаваться креативное мышление и умение мечтать[3], что связано с возрастанием значения инновационных идей для конкурентоспособности организаций.

К сожалению, в организациях менеджеры далеко не всегда соответствуют перечисленным выше требованиям. Неумелый менеджмент вследствие игнорирования научных принципов управления (мисменеджмент) является распространенным явлением управленческой действительности.

Причинами неумелого управления являются отсутствие профессионализма руководителя организации и (или) недостаточный уровень развития личностных качеств руководителя. Отсюда — следование личным интересам вместо рационального принятия решений, направленных на достижение организационных целей, а также безрассудное пренебрежение ответственностью по отношению к персоналу и ресурсам организации.

Мисменеджмент проявляется в неудержимом стремлении управленца к власти, в претензиях на неповторимость, избранность.

Симптомы «болезни»:

— «бахвальство» — превознесение роли своей организации, ее товаров и услуг, заявления о том, что руководитель действует исключительно в интересах своего предприятия и готов ради него на любые жертвы;

  • — «формирование вокруг себя преданных людей» или даже клик зависимых подданных, ведущих борьбу за доступ к ресурсам организации;
  • — «верноподданичество» по отношению к вышестоящим лицам (лесть, демонстрация преданности, угодничество и пр.);
  • — «эгоизм», выраженный авторитарный стиль по отношению к подчиненным, недоверие к персоналу, дистанционное поведение;
  • — «боязнь риска» как нежелание принимать рисковые решения. Из-за боязни нанести вред личным интересам обычно принимаются шаблонные решения;
  • — «притязания на статус» проявляются в переоценке значения внешней атрибутики: все должно соответствовать амбициозной личности владельца — достойная обстановка кабинета; престижная модель автомобиля, телефона и компьютера; участие во всевозможных конференциях и презентациях; интервью в СМИ; престижные места в президиумах, ученая степень и звание; дорогая одежда, аксессуары и т. п.;
  • — «поиск виноватых» начинается в случае появления явных негативных моментов в управлении, как правило, руководитель не видит собственной вины. В таком случае находится «стрелочник»;
  • — «сильная вера в бюрократию». Доминирующими для подобного типа руководителей являются цифровые показатели, «выполнение и перевыполнение», часто без понимания сути дела.

Управление руководителей подобного типа, как правило, имеет отрицательные последствия:

  • — здоровые управленческие отношения подменяются «правилами игры»;
  • — теряется интерес персонала к эффективной работе, возникают серьезные проблемы со специалистами-профессионалами, которые без достойной мотивации и стимулирования уходят из организации;
  • — блокируется информационный ресурс, слабеет обратная связь;
  • — постоянно обостряются противоречия между целями организации, целями руководителя и его команды и целями сотрудников;
  • — ухудшается морально-психологический климат в коллективе, возникают конфликты;
  • — решения, основанные на субъективных началах, ведут к дестабилизации кадровой политики в организации.

В данном случае неизбежен кризис руководства, который обязательно повлечет за собой деградацию и распад организации.

Для настоящих руководителей характерно:

  • — учет в своей деятельности основных научных принципов управления организацией;
  • — использование в сочетании экономических, административных, социально-психологических методов управления и демократического стиля руководства кадрами;
  • — наличие стратегического подхода к развитию организации и постановка разумной, научно обоснованной кадровой политики как «зеркального отражения» стратегии;
  • — формирование команды из специалистов-профессионалов под интересы дела;
  • — недемонстративное использование власти как средства управления. Использование экспертной власти, власти-информации, властипримера. Охотное делегирование полномочий подчиненным;
  • — нахождение и поддержание баланса интересов организации, сотрудников и руководства.

Перечень личностных качеств современного менеджера предлагает Р. Кричевский: доминантность; уверенность в себе; самообладание; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; креативность; целенаправленность; стремление к достижению цели; предприимчивость; готовность к обоснованному риску; решительность и готовность брать на себя ответственность; надежность в отношениях с подчиненными, руководством и клиентами; коммуникабельность; способность максимально использовать возможности сотрудников путем их правильной расстановки и мотивации[4].

  • [1] Тейлор Ф. У. Научная организация труда / под общ. ред. А. Н. Щербаня. М., 1966.С. 244.
  • [2] ФайольА. Общее и промышленное управление. М., 1923. С. 83—84.
  • [3] См.: Менеджмент XXI века / под ред. С. Чоудхари; пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2002. С. 187.
  • [4] См.: Кричевский Р. Л. Если Вы руководитель… Элементы психологии менеджментав повседневной работе. 2-е изд. М, 1997. С. 27—42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой