Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Действие уголовного закона в пространстве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип гражданства дополняется принципом универсальной юрисдикции, предполагающим уголовную ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ, если они совершают преступление международного характера или международное преступление. В ч. 3 ст. 12 УК РФ этот принцип нашел отражение в законодательной ремарке: «в случаях, предусмотренных… Читать ещё >

Действие уголовного закона в пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Действие уголовного закона в пространстве означает реальное его применение компетентными органами на всей территории, принадлежащей государству. В российском уголовном праве действие уголовного закона в пространстве основывается на пяти принципах: территориальном, гражданства, универсальном, реальном и покровительства, или специального режима.

Территориальный принцип является основным принципом действия уголовного закона в пространстве, который может быть выражен формулой — преступность и наказуемость деяния определяются законодательством места его совершения. Указанный принцип закреплен прежде всего в ч. 1 ст. 11 УК РФ, устанавливающей правило, согласно которому «лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу». Для реального воплощения названного положения необходимо четко определить, что считать территорией РФ.

Согласно международному праву территорией государства признается область суши, водного и воздушного пространства, недр, в пределах которой государство может осуществлять свой суверенитет. Каждая такая территория заключена в определенные рамки, называемые государственной границей. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730−1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т. е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Сухопутную часть территории Российского государства составляют ее материковая часть и острова в пределах государственных границ. Согласно Закону РФ от 01.04.1993 № 4730−1 Государственная граница РФ на суше проходит по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам, на море — по внешней границе территориального моря РФ.

Территориальное море согласно ст. 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» представляет собой примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий.

Внутренние морские воды согласно ст. 1 цитируемого Закона — воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ.

В состав внутренних морских вод РФ включаются воды портов, заливов, бухт, губ, лиманов, рек, озер, иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем. Наибольший предел высоты воздушного пространства нормативно не установлен. Однако общепризнанные международные обычаи и практика государств в области использования космического пространства выработали предельную высотную грань воздушного пространства, которая составляет примерно 100−110 км над уровнем океана.

Воздушное пространство ниже этой отметки относится к территории государства, на которую оно распространяет свой суверенитет. Пространство выше указанной границы считается космическим, у которого особый правовой режим.

Космическое пространство не является объектом принадлежности какого-либо государства, однако летательные аппараты, их экипажи, а также другие объекты, запускаемые в космос государством, находятся под юрисдикцией данного государства.

Правовой режим недр урегулирован Законом РФ от 21.02.1992 № 2395−1 «О недрах». Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Государственный фонд недр составляют как используемые, так и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ России.

Уголовное законодательство России распространяется также на территориальные пределы континентального шельфа. Его правовой режим, понятия и признаки предусмотрены Федеральным законом от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». В ст. 1 названного Закона устанавливаются признаки континентального шельфа: морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка считается продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка охватывает пространство более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.

Статьей 5 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ закреплено важное положение, согласно которому юрисдикция России не распространяется на статус вод и воздушного пространства, находящихся над шельфом. Их правовой режим устанавливается нормами международного права. Российское законодательство регулирует лишь те деяния, которые сопряжены с разведкой, использованием ресурсов континентального шельфа и защитой окружающей среды. Уголовное законодательство России распространяется также на искусственные сооружения, возведенные в пределах континентального шельфа, — острова, нефтедобывающие станции, подводные кабели и т. п. Незаконное использование континентального шельфа может влечь уголовную ответственность по ст. 253 УК РФ.

Согласно ч. 2 ст. 11 УК РФ действие российского уголовного закона распространяется не только в пределах территориальных вод или воздушного пространства, не только на континентальном шельфе, но и в исключительной экономической зоне РФ. В настоящее время правовой режим исключительной экономической зоны урегулирован Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» и международными документами.

Статья 1 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ определяет исключительную экономическую зону как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным названным Законом, международными договорами РФ и нормами международного права. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря; внешняя ее граница находится на территории 200 морских миль от исходных линий, от которых отмечается ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ в исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права, включающие в себя использование морского пространства, его дна и недр. Россия осуществляет также охрану окружающей среды в исключительной экономической зоне. Вместе с тем особый правовой режим исключительной экономической зоны заключается, в частности, и в том, что на этой территории могут осуществлять отдельные права и другие государства. Статья 6 Федерального закона от 17.12.1998 № 191-ФЗ предоставляет иностранным государствам права, перечень которых не определен исчерпывающим образом. К таким правам относятся: свобода судоходства и полетов, прокладка подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, в пределах исключительной экономической зоны могут быть предоставлены и иные права в целях использования моря, если они нс противоречат международному праву, Федеральному закону от 17.12.1998 № 191-ФЗ, не нарушают условия безопасности окружающей среды и связаны с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

В соответствии со ст. 253 УК РФ противозаконные действия на этой территории могут быть оценены как преступные. Однако не все противоправные действия, совершаемые в пределах исключительной экономической зоны, можно признать преступными, а лишь те, которые сопряжены с незаконным созданием зон безопасности, с нарушением правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств безопасности морского судоходства, а также с исследованием, поиском, разведкой, разработкой естественных богатств зоны, проводимых без специального разрешения.

Часть 3 ст. 11 УК РФ содержит положение, согласно которому лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Согласно УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление па военном корабле или военном воздушном судне РФ независимо от места их нахождения.

Уголовный закон достаточно четко установил юрисдикцию России в отношении военных воздушных и морских судов, на которые распространяется законодательство РФ вне зависимости от того, где они находятся. Военные корабли и летательные аппараты считаются территорий РФ даже в том случае, если они стоят в иностранном порту. Что касается гражданских судов, то в уголовном законе режим их территории регламентирован лишь относительно открытого моря и воздушного пространства — в этих пределах территория гражданских морских или воздушных судов считается территорией России. Но в УК РФ ничего не сказано по поводу того, каков правовой режим на воздушных или морских гражданских судах, находящихся в пределах юрисдикции иностранного государства. Данный вопрос урегулирован международными документами, последовательно регламентирующими правовой статус гражданских судов как воздушных, так и морских.

В отношении воздушных судов действует Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14 сентября 1963 г. Статья 3 названной Конвенции гласит: «Государство регистрации воздушного судна правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений и актов, совершенных на борту». Это общее правило, относящееся ко всем воздушным судам, в том числе и гражданским.

Статья 4 указанной Конвенции предусматривает пять исключений из общего правила, позволяющих распространять юрисдикцию страны пребывания на иностранное воздушное судно. Это касается следующих ситуаций:

  • 1) преступление имеет последствия на территории государства пребывания;
  • 2) преступление совершено гражданином или в отношении гражданина государства пребывания либо лицом, постоянно проживающим в таком государстве, или в отношении такого лица;
  • 3) преступление направлено против безопасности государства пребывания;
  • 4) преступление заключается в нарушении действующих в государстве пребывания любых правил или регламентов, относящихся к полету или маневрированию воздушных судов;
  • 5) осуществление юрисдикции необходимо для обеспечения выполнения любого обязательства государства пребывания по многостороннему международному соглашению.

Правовая регламентация режима морских невоенных судов закреплена Конвенцией ООН о морском праве от 10 декабря.

  • 1982 г. и Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне от 29 апреля 1958 г. Названные документы устанавливают в качестве общего правила суверенитет государства, которому судно приписано, за следующими исключениями:
  • 1) последствие преступления распространяется на прибрежное государство;
  • 2) преступление нарушает спокойствие в стране пребывания или добрый порядок в территориальном море;
  • 3) к местным властям обратился за помощью капитан судна;
  • 4) юрисдикция государства пребывания необходима для пресечения торговли наркотиками или психотропными средствами. Кроме того, Россия присоединилась к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г., где предлагается довольно объемный перечень преступных актов, совершение которых позволяет распространять на морское судно юрисдикцию государства пребывания.

Таким образом, общее правило, которое следует из анализа приведенных международно-правовых документов, заключается в том, что государство, флаг которого свидетельствует о принадлежности судна (воздушного или морского), обладает всей полнотой юрисдикции на борту такого судна за теми исключениями, которые предусмотрены международными соглашениями. Вместе с тем эти исключения касаются лишь невоенных морских и воздушных судов. На военные корабли они не распространяются.

Космическое пространство, включая его материальные субстанции в виде планет, звезд и других небесных тел, не подпадает под чью-либо юрисдикцию и согласно Договору о принципах деятельности государств по исследованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г. не подлежит национальному присвоению. Одпако объекты, находящиеся в космическом пространстве или исследующие небесные тела, находятся под юрисдикцией государства флага, т. е. того государства, с территории которого объект был запущен и которому запущенный объект принадлежит. Следовательно, если преступление совершено на корабле, находящемся в космическом пространстве или на одном из небесных тел, то в отношении такого деяния действует закон государства, которому принадлежит космический аппарат.

Территории посольств иностранных государств пользуются дипломатическим иммунитетом, который в международном праве приравнивается к экстерриториальности. Иммунитет посольств и консульств представляет собой совокупность особых прав и привилегий, устанавливаемых для дипломатических служб иностранных государств, а также для отдельных представителей служб, которые выражаются в неприкосновенности личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудности судам государства пребывания, освобождении от налогов и т. п. Объем иммунитета закреплен Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., другими международными договорами и обычаями.

Наряду с территорией посольств дипломатическим иммунитетом пользуются согласно ч. 4 ст. 11 УК РФ также дипломатические представители иностранных государств. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и другим международным соглашениям иммунитет предоставляется послам, посланникам, атташе и другим работникам посольств и консульств, главам государств, правительств, парламентским и правительственным делегациям, прибывающим в другое государство, членам семей дипломатических представителей, а также другим лицам. По взаимному соглашению иммунитет может быть предоставлен и другим официальным лицам.

Лицо, пользующееся иммунитетом, обязано соблюдать законы страны пребывания, в противном случае дипломатический представитель или иное лицо, обладающее иммунитетом, объявляется persona non grata (нежелательная особа), которое подлежит выдворению из страны. В такой ситуации на выдворенное лицо распространяется юрисдикция страны аккредитующего государства. В случае если аккредитующее государство отказывает виновному лицу в своем покровительстве, то действует законодательство страны пребывания.

Следующий принцип действия уголовного закона в пространстве, принцип гражданства, зафиксирован в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в России лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ, если в отношении этих лиц не имеется решения суда иностранного государства. Когда в отношении российских граждан или лиц без гражданства имеется вынесенное за границей решение суда, но данному делу, то исходя из принципа ч. 2 ст. 6 УК РФ они не подвергаются наказанию в России. Если такие лица не были осуждены иностранным государством за совершенное преступление и в случае признания Российским государством такого деяния преступным, они отвечают в пределах санкции соответствующей статьи УК РФ. Но при этом наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства за совершенное деяние. Несколько сложнее решается вопрос, если гражданин России (или постоянно проживающее в ней лицо без гражданства) совершил преступление на территории иностранного государства, но по определенным причинам был освобожден от уголовной ответственности. В этом случае на субъекта также распространяются положения ч. 1 ст. 12 УК РФ: он подлежит освобождению от ответственности и па территории РФ, поскольку есть соответствующее судебное решение, вынесенное за границей.

Статья 11 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает основания, согласно которым гражданство России приобретается:

  • а) по рождению;
  • б) в результате приема в гражданство;
  • в) в результате восстановления в гражданстве;
  • г) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором РФ.

В ст. 3 цитируемого Федерального закона содержится понятие «лицо без гражданства»: это лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств гражданства другого государства.

Статьи 3 и 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» устанавливают возможность приобретения двойного гражданства — гражданин России может одновременно получить гражданство другого государства и считаться бипатридом (лицом с двойным гражданством). Однако двойное гражданство не освобождает бипатрида от обязанностей, вытекающих из гражданства России. В случае совершения преступления такое лицо подлежит уголовной ответственности на равных с российскими гражданами основаниях. Однако если такое лицо совершит преступление за границей, а именно в третьей стране, то возникает вопрос о юрисдикции государств, гражданином которых он является.

Вопрос о юрисдикции государств относительно бипатрида не получил, к сожалению, бескомпромиссного решения в международном праве. Между тем 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве. В ст. 5 названной Конвенции изложен принцип, который стал универсальной международноправовой нормой: «Будучи в третьем государстве, лицо, имеющее гражданство более чем одного государства, рассматривается как имеющее только одно гражданство. Без ущерба для применения своего закона по вопросам личного статуса и любых вступивших в силу конвенций, третье государство из гражданств, которыми каждое такое лицо обладает, на своей территории признает исключительно либо гражданство страны, в которой это лицо обычно и преимущественно проживает, либо гражданство страны, с которой оно наиболее тесно связано, с учетом фактических обстоятельств, в которых оно находится». Закрепленное в рассматриваемой Конвенции положение получило название принципа эффективного гражданства, которое заключает в себе правило, позволяющее определить, какому гражданству лица с двойным гражданством отдать предпочтение.

Принцип эффективного гражданства проникнут максимальной степенью усмотрения со стороны третьего государства. Однако международная практика выработала некоторые критерии данного принципа. Субъект признается гражданином той страны, где он преимущественно проживает (постоянное место жительства), где преимущественно проживает его семья, где находится его постоянное место работы, где он пользуется всеми гражданскими правами, а также наличие у него документов определенного государства, владение определенным языком. При этом могут приниматься во внимание и другие критерии по усмотрению третьего государства.

Обострение социально-политической обстановки не только в России, но и в мире в целом вынуждает государства мирового сообщества принимать законы о беженцах, призванные обеспечивать права и законные интересы лиц, вынужденных покинуть места постоянного жительства.

19 февраля 1993 г. в России был принят Федеральный закон № 4528−1 «О беженцах». В указанном Законе установлено, что беженец — это лицо, которое не является гражданином России и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны либо не желает пользоваться такой защитой вследствие указанных опасений, не может и не желает вернуться вследствие таких опасений.

Лицо, признанное беженцем, а также члены его семьи имеют права, предусмотренные законодательством РФ и международными договорами, и обязаны соблюдать российское законодательство. В случае совершения такими лицами преступлений они несут ответственность по УК РФ.

Современный уголовный закон закрепил покровительственный принцип действия уголовного закона в пространстве, который иначе именуется в литературе «специальный режим». Согласно данному принципу определенные категории иностранных граждан не привлекаются к ответственности по законодательству государства пребывания, но отвечают по законам государства, гражданами которого они являются.

Часть 2 ст. 12 УК РФ распространила этот принцип на военнослужащих РФ, которые несут ответственность по УК РФ, если совершили преступление на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. К таким субъектам относятся военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, дислоцированных на территории иностранного государства, а также военнослужащие воинских формирований, выполняющих миротворческие функции.

Реальный принцип действия уголовного закона в пространстве означает, что государство распространяет действие своего закона на преступления, совершенные иностранными гражданами или лицами без гражданства вне пределов России, если деяние направлено против интересов России либо гражданина России или постоянно проживающего в России лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Реальный принцип закреплен в ч. 3 ст. 12 УК РФ. Он реализуется в ситуациях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства совершает преступление за границей, но само деяние нарушает интересы Российского государства. Таковым, например, может рассматриваться убийство российского гражданина, выполняющего миротворческие функции на территории иностранного государства, или подготовка вооруженного восстания, направленного на свержение легитимного строя.

Принцип гражданства дополняется принципом универсальной юрисдикции, предполагающим уголовную ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ, если они совершают преступление международного характера или международное преступление. В ч. 3 ст. 12 УК РФ этот принцип нашел отражение в законодательной ремарке: «в случаях, предусмотренных международном договором Российской Федерации». Например, Россия распространяет на своей территории действие норм приложения X «Помощь в борьбе с контрабандой наркотических средств и психотропных веществ» Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г. Этот документ устанавливает необходимость привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся контрабандой наркотиков или психотропных веществ, в случае их задержания на территории государства пребывания. Универсальный принцип распространяет свое действие на такие преступления международного характера, как фальшивомонетничество, угон воздушного судна и др.

Принцип действия уголовного закона в пространстве предполагает, строго говоря, распространение закона места совершения преступления или «места гражданства» на деяние. В связи с этим возникают вопросы, представляющие определенные затруднения в правоприменительной практике. Эти затруднения касаются квалификации длящихся и продолжаемых преступлений, преступлений, совершаемых в соучастии, неоконченного преступного деяния, а также преступлений, совершаемых в соучастии и путем бездействия.

Длящееся преступление — такое преступное деяние, которое длится во времени на стадии оконченного преступления до момента привлечения лица к уголовной ответственности. Примером указанного деяния может служить злостное уклонение от уплаты средств па содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ). Это преступление окончено с момента, когда истекли сроки уплаты. Деяния такого рода подлежат правовому регулированию законодательства той страны, где было выполнено и окончено преступление, независимо от места задержания лица. Продолжаемое преступление — деяние, состоящее из нескольких эпизодов, каждый из которых является преступным, но поскольку они объединены единым умыслом, деяние рассматривается как единое преступление. Так, субъект намеревался похитить деньги в крупном размере и ежедневно похищал определенную сумму, представляющую собой незначительный размер. На действия такого субъекта будет распространяться законодательство той территории, где был совершен последний преступный эпизод.

Соучастники отвечают, но закону той территории, где исполнитель совершил преступный акт.

Неоконченное преступление (приготовление или покушение) квалифицируется по закону места пресечения деяния или прекращения преступной деятельности.

В случае совершения преступления путем бездействия (когда субъект не предпринимал действий, хотя должен был и мог действовать) уголовная ответственность наступает по закону места исполнения обязанности вне зависимости от того, где субъект находится на момент возбуждения уголовного дела. Например, российский гражданин будет нести уголовную ответственность за уклонение от уплаты алиментов по ст. 157 УК РФ даже в том случае, если к моменту возбуждения уголовного преследования он находился за границей.

Развивая положения ст. 61 Конституции РФ, ст. 13 УК РФ установила правило, согласно которому граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Этот принцип, именуемый в международном праве принципом экстрадиции, более рельефно подчеркивает суверенитет государства, предполагающий, в частности, решение судьбы своего гражданина. Государство гарантирует своим гражданам все права и свободы, но оно также правомочно в пределах компетенции и карать за совершенные правонарушения. В связи с этим положения о невыдаче своих граждан иностранному государству имеют принципиальное социально-политическое значение.

В ч. 1 ст. 13 УК РФ речь идет только о гражданах Российской Федерации, которые не подлежат выдаче иностранному государству. Однако широкое толкование позволяет причислить к таковым гражданам и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. По крайней мере, ч. 1 ст. 12 УК РФ определенным образом уравнивает их в правах.

Представляется, что в плане экстрадиции к гражданам Российской Федерации могут быть приравнены и беженцы, если они имеют намерение постоянно проживать на территории России. Бипатриды, которые в качестве одного из гражданств имеют российское, также не подлежат выдаче иностранному государству.

Часть 2 ст. 13 УК РФ устанавливает возможность выдачи иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на территории России. Такая возможность устанавливается на основании международных договоров как многосторонних, так и двусторонних. Например, Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. регулирует соответствующие отношения, затрагивающие государства, к ней присоединившиеся.

Если лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства и фактически проживающие на территории РФ, приравниваются к гражданам Российской Федерации, то лица, гражданство которых не подтверждено, не проживающие в России постоянно, имеют такой же статус, как иностранцы.

В том случае, если Россия не состоит с другим государством в договорных отношениях о выдаче преступников, фактическая их выдача все же возможна, но исключительно как жест доброй воли. При этом недопустима выдача лиц, в отношении которых истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

В любых ситуациях не выдаются лица, получившие политическое убежище, если они совершили деяние, которое по законам России не считается преступным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой