Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экологизация науки и техники

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экологизация науки является выражением процесса формирования экологической культуры общества, экологизации сознания и представляет собой исходное условие глобальной рационализации человеческой деятельности, преобразование ее на принципах биосферосовместимости, оптимального подключения производственных процессов, человеческой деятельности к биотическому кругообороту в качестве управляющего звена… Читать ещё >

Экологизация науки и техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сущность, принципы, средства и основные направления экологизации науки

Социальная деятельность как творчески-производительный способ связи человека с природой программируется не столько генетически наследуемыми инстинктивными программами, сколько знаниями и по определению является целесообразной, разумной, рациональной, хотя эта рациональность всегда носит конкретно-исторический характер.

На определенном этапе развития практически-преобразующей деятельности человека в связи с ее усложнением и созреванием соответствующих субъективных и объективных предпосылок необходимым условием и ведущим фактором целеполагающей деятельности становится наука как специализированная сфера духовной деятельности, направленная на производство системы объективно — истинных знаний с целью оптимизации человеческой деятельности.

Разумность, рациональность деятельности предполагает учет целостности, всеобщности, максимального многообразия ее конкретных связей. Однако в силу конкретно-исторической ограниченности познавательной деятельности, ее абстрактности, неисчерпаемости связей действительности, открытости и изменчивости условий человеческого бытия наши знания всегда относительны, а деятельность зачастую из рациональной способна становится иррацональной.

Современная экологическая ситуация отчетливо высветила тот факт, что деятельность современного человека в природе, будучи локально, ситуативно рациональной, является иррациональной, разрушительной в глобальном смысле. Данное обстоятельство наиболее отчетливо обнаруживается и остро переживается в связи с объективной необходимостью перерастания биосферы в ноосферу, когда решающей силой сохранения и развития ее должна стать разумная деятельность людей. Глобальный экологический кризис и угроза экологической катастрофы связаны, как уже было показано, с особенносгями индустриальной технологии, источником которой является соответствующая ей наука, развивавшаяся в конкретно-исгорических условиях и духовнопрактическом пространстве.

К особенностям этой науки (вызванной к жизни индустриальным производством и составляющей его рациональные основание), выражающим ее конкретно-исторические мировоззренческие, методологические и духовно-практические ориентации следует отнести:

  • • отрыв субъекта от объекта (объективной реальности) и предельное противопоставление их друг другу;
  • • самонадеянно-волюнтаристскую и утопическую установку на возможность абсолютного познания и преобразования природы, полного, не сообразующегося с ее законами господства над ней;
  • • прагматическую направленность, стремление к сиюминутной выгоде без учета отдаленных последствий действий;
  • • ориентированность на покорение природы, избирательное и частичное использование ресурсов;
  • • тенденцию к редукции, сведению всей полноты человеческого бытия к экономическому, утилитарно-прагматическому измерению, а духовности и разумности — к ограниченно понимаемой научности, инструментальному разуму.
  • • усеченное представление об истине, эффективности научной и рациональности практической деятельности;
  • • преимущественно сциентистски-технократическое, вещно-объективистское понимание смысла и содержания научного творчества;
  • • превалирование в процессе технического целеполагания и проектирования дисциплин физико-химического цикла над гуманитарными дисциплинами и науками, изучающими природную среду, биоценозы, биосферу;
  • • доминирование естественнонаучной и, прежде всего, физикалистски-механистической модели научного познания;
  • • безличную направленность науки, стремящейся в интересах объективности устранить все субъективное, человека из картины мира или интерпретировать его исключительно посредством категорий естественных наук;
  • • преобладание процесса дифференциации науки над ее интеграцией и преимущественно аналитическая направленность науки, обусловливающие тенденции центробежности и энтропии знания.

Общество относится к числу самоорганизующихся систем, для которых характерно значительное повышение роли информационной причинности над вещественно-энергетическими процессами в обеспечении ее устойчивости, снижении энтропии. Будучи по своей сути и назначению мощным негэнтропийным фактором, традиционная наука (научно-техническая информация) под воздействием указанных особенностей способствует повышению энтропийной составляющей человеческой деятельности в силу чего из преимущественно созидательной и разумной она становится разрушительной, иррациональной по отношению к природе и в конечном счете по отношению к человеку.

Все катастрофы антропогенного характера, к каковым относится и современная экологическая, коренятся в головах людей, человеческих душах, их разуме, особенностях сознания. Поэтому пытаться их решать сразу в сфере непосредственных практических контактов с природой, на стороне объектов, без перестройки деятельности в идеальном плане значит стрелять по теням, воздействовать на следствия, а не причины.

Ближайшим предметом сознания является не сама по себе природа, а отношение человека к природе, которое реализуется в практике, производственной деятельности, и духовное производство, и его основной продукт — сознание общества и индивида, выполняющие функции целеполагания и управления человеческим поведением, изменяются вместе с ними.

Обострившееся противоречие между имеющимся уровнем знания и необходимостью экологизации общественной жизни (экологизации техники и технологии, экологического образования и воспитания, экологизации хозяйственного механизма, разработки экологической политики, экологического планирования и прогнозирования и т. д.) порождает необходимость экологизации науки как рациональной основы этого процесса.

Экологизация науки является выражением процесса формирования экологической культуры общества, экологизации сознания и представляет собой исходное условие глобальной рационализации человеческой деятельности, преобразование ее на принципах биосферосовместимости, оптимального подключения производственных процессов, человеческой деятельности к биотическому кругообороту в качестве управляющего звена сохранения и развития биосферы.

Экологизация науки — это вызываемый потребностями рационально обоснованного разрешения современных социально-экологических противоречий процесс развития экологической функции науки, переориентации ее на проблемы оптимизации связей между обществом и природой и связанный с этим процесс изменения ее предмета, структуры, категориального аппарата.

Экологизация науки проявляется в превращении экологической проблемы в одну из ведущих проблем науки; развитии экологической функции во всех отраслях науки; включении во всеобщий предмет науки и предметы отдельных наук экологических связей; выходе экологической проблемы за пределы биологии; возникновении комплексных и интегральных экологических дисциплин, в частности, социальной экологии; превращении биологии в одну из лидирующих наук; нарастающих процессах интеграции науки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой