Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организаторы международной торговли

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в мире насчитывается более 100 национальных торговых палат, причем в большинстве государств речь идет именно о торговых (а не о торгово-промышленных!) палатах (как в Российской Федерации). Это объясняется тем, что промышленная (производственная) составляющая деятельности палат не является общей характеристикой их функционала. В большинстве государств общий подход к определению… Читать ещё >

Организаторы международной торговли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность организаторов торгового оборота — бирж, ТИП, выставок и ассоциаций товаропроизводителей — занимает важное место и играет важную роль в структуре современной нс только внутренней, но и внешней (международной) торговли. Они призваны создавать условия и возможности для увеличения числа, повышения качества и эффективности международных торговых операций. Независимо от юрисдикции своего учреждения и организационно-правовых форм, в которых они функционируют, все организации этого рода являются некоммерческими по своей природе и назначению, поскольку они работают не для извлечения прибыли с целью обогащения своих участников, а для создания условий реализации товара субъектами торговой (коммерческой) деятельности. Ознакомление с видами и порядком деятельности организаторов международного торгового оборота является необходимой предпосылкой и важной гарантией правильного понимания системы современной международной торговли.

Международные товарные биржи — некоммерческие корпорации, деятельность которых заключается в организации биржевой торговли разными видами товаров. Во всех иностранных государствах — а именно на их территориях в настоящее время созданы и функционируют товарные биржи, которые можно было бы назвать международными, — существует чрезвычайно высокоразвитое биржевое законодательство и специальные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль за биржевой деятельностью. Степень этого контроля в различных государствах различна: так, в Англии и США государство почти не вмешивается в деятельность бирж, которые носят характер корпораций или частных учреждений, в то время как в Германии государство само учреждает биржи и всесторонне регулирует их деятельность. Биржевая деятельность подлежит лицензированию.

Самыми крупными международными товарными биржами считаются:

  • 1) Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа (New York Merchantile Exchange (NYMEX)) — американская фьючерсная биржа, занимает первое место в мире по торгам нефтяными фьючерсами. На ней торгуются контракты на нефть, газ, платину, палладий, золото, серебро, медь и алюминий;
  • 2) Чикагская товарная биржа (Chicago Mercantile Exchange) специализируется на фьючерсной торговле продукцией животноводства (крупный рогатый скот, свинина, яйца и масло) и продукция деревообрабатывающей промышленности. На этой бирже создана первая глобальная электронная платформа международных биржевых торгов — Globex, торги на которой проходят круглосуточно с часовым перерывом, пять дней в неделю;
  • 3) Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange) — ведущая мировая биржа торговли цветными металлами (медь, первичный алюминий, свинец, цинк, никель, олово, алюминиевый сплав, серебро), а также пластиками (полипропилен, линейный полиэтилен), где более 95% сделок заключаются международными участниками. Торговля проходит в режиме открытого аукциона на торговой площадке, называемой «Ринг».

Международные биржи обычно являются закрытыми (Чикагская товарная биржа, Шанхайская фьючерсная биржа и др.). Это означает, что к участию в торгах на таких биржах могут быть допущены только биржевые посредники, аккредитованные на данной бирже. Другие лица могут купить или продать товар на бирже только с помощью биржевых посредников, заключив с ними соответствующие договоры. Из характеристики названных выше трех крупнейших международных бирж видно, что они организуют торговлю одним или несколькими видами однородных, взаимозаменяемых, массовых товаров (в основном, сырьем и полуфабрикатами), т. е. являются преимущественно специализированными. Наконец, современные международные биржи в большинстве своем являются фьючерсными, т. е. проведение торгов на них не предполагает обязательной последующей реальной поставки товаров.

Ассоциации товаропроизводителей и иных участников торговой деятельности (торговые союзы) также играют весьма заметную роль в сфере развития международной торговли. По сфере деятельности объединяемых ими членов данные организации можно разделить на универсальные (надили многоотраслевые) и специализированные (отраслевые). Типичным примером такой организации универсальной (многоотраслевой) направленности может служить Европейская ассоциация свободной торговли, созданная в I960 г.1 Конвенцией о ее учреждении определены, в частности, следующие задачи данной Организации:

  • 1) обеспечение добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;
  • 2) ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории государств-членов;
  • 3) содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем ликвидации торговых барьеров.

Итогом работы именно этой ассоциации стало создание Европейского экономического пространства (ЕЭ11) в 1994 г.

Другим примером надотраслевого торгового союза, сыгравшего заметную роль в создании и укреплении системы международных торговых связей, является Европейское экономическое объединение интересов (ЕЭОИ), учрежденное в 1985 г. и начавшее функционировать в 1989 г. Целью Объединения является исключительно содействие хозяйственной деятельности его участников, в том числе реализация совместных исследовательских проектов, создание транспортных объединений, организация совместных закупок и сбыта, совместного участия в конкурсах, сотрудничества в рекламной деятельности и т. д.

Наиболее ярким примером специализированного (отраслевого) международного торгового союза может служить Международная Ассоциация Торговли Зерном и Кормами (GAFTA), которая была основана в 1878 г. как Ассоциация, но торговле кукурузой[1][2]. ГАФТА проводит свою деятельность с единственной главной целью — создать такую систему международных правил и принципов торговли (зерном и кормами), на которую могли бы опереться в своей деятельности все участники торговых отношений. Основными задачами Ассоциации являются защита интересов членов Ассоциации п содействие развитию свободной торговли. Все члены Ассоциации должны проводить свою деятельность в соответствии с едиными правилами и принципами профессиональной практики и этики для поддержания достойного уровня международной торговли зерном и кормами. Это является необходимым условием, ведь приблизительно 80% торговли зерном и кормами в мире происходит с использованием стандартных форм контрактов ГАФТА.

ГАФТА разработала Систему гарантий торговой безопасности (С7/15), которая базируется на принципах анализа рисков и критических контрольных точек и предназначена для компаний, торгующих на международном уровне зерном и кормами. Она охватывает каждый этап цепи поставки, начиная с сельскохозяйственного предприятия в стране происхождения товара и заканчивая конечным пользователем в стране назначения товара.

В числе других ассоциаций — организаторов международной торговли — входят:

  • 1) Торговый союз развития Большого Сиэтла (США), основной целью которого является общее руководство для продвижения торговых интересов этого города на внутреннем и международном рынках;
  • 2) Национальная фьючерсная ассоциация (National Futures Association)1, созданная в целях развития биржевой торговли фьючерсами посредством внедрения инновационных и эффективных механизмов поддержки участников биржевых торгов;
  • 3) Германский торговый союз «Виго Forum 2000», объединяющий производителей п поставщиков офисного оборудования, ассоциация EMarketServices, объединяющая участников рынка электронной торговли в странах Евросоюза[3][4];
  • 4) Ассоциация содействия развитию китайско-российской торговли[5];
  • 5) Корейская ассоциация содействия торговле и инвестициям[6];
  • 6) Российско-Японская организация содействия торговле и инвестициям[7];
  • 7) Французская Ассоциация содействия развитию международной торговли продукцией и техникой агропромышленных предприятий[8];
  • 8) международные ассоциации, объединяющие организации, специализирующиеся на поставках различных видов товаров, разрабатывающие стандартные (типовые) условия коммерческих контрактов (Лондонская ассоциация торговли каучуком, Ливерпульская хлопковая ассоциация, Британская конфедерация шерсти и др.).

Торговые палаты зарубежных стран. Международная тортовая палата.

В настоящее время в мире насчитывается более 100 национальных торговых палат, причем в большинстве государств речь идет именно о торговых (а не о торгово-промышленных!) палатах (как в Российской Федерации). Это объясняется тем, что промышленная (производственная) составляющая деятельности палат не является общей характеристикой их функционала. В большинстве государств общий подход к определению торговых палат состоит в том, что палаты представляют собой деловые объединения, включающие предприятия и отдельных граждан, занимающихся торговлей, производством и услугами. Их общая цель — защита бизнеса и содействие его развитию. Они представляют собой как обслуживающие, так и представительские организации, с одной стороны, обеспечивающие помощь своим членам, а с другой — предоставляющие консультации и оказывающие влияние на государственные органы с целью создания более благоприятных условий для бизнеса. Это так называемая многосекторная организация членства.

В юридической науке различают как минимум две модели торговых палат: (1) континентальную с обязательным членством и специальным законом о палатах, который определяет их статус и задачи (Германия, Италия, Австрия, Нидерланды и Испания); (2) англосаксонскую, построенную на основе частного права, требующего регистрации в деловом регистре или в регистре объединений (Великобритания, США, Филиппины и др.). Членство в торговых палатах последнего типа добровольное, область деятельности не регулируется, а задачи палат не определены законом. Кроме того, существует несколько стран (самая известная из них — Япония), чьи системы палат объединяют характеристики обеих этих моделей — это так называемые «смешанные системы» (например, деятельность палат регулируется законом, но членство в них добровольное). Наконец, существует также «государственная модель» (Китай, Вьетнам), где торговые палаты являются государственными органами.

Все торговые палаты имеют ряд общих характеристик: это организации (а) некоммерческие/, (б) самоуправляемые (основанные на начале членства); (в) организованные территориально и (г) предметно, т. е. представляют различные экономические секторы в пределах определенного района (например, города, района, области). Во всем мире сфера деятельности палат характеризуется двумя направлениями: представление интересов коммерческих организаций и предпринимателей государству и предоставление услуг своим членам. Дополнительно к этим автономным функциям палаты континентальной модели должны также выполнять определенные функции, делегируемые им государством.

Услуги, предоставляемые торговыми палатами во всех странах, включают четыре основные области: внешняя торговля, обучение, консультации и исследования. Наибольшие доли приходятся на оформление сертификатов происхождения — 24,82%, товарную экспертизу — 22,27%, а также категорию услуг, объединенных в «прочие», — 19,27%. Одной из наиболее важных услуг, предлагаемых германскими и французскими палатами, является руководство организацией внешней торговли, включая информацию по регулированию внешней торговли, курса иностранных валют, торговых ярмарок п выставок, а также возможностей организации совместных предприятий.

Многие ТПП обладают правом законодательной инициативы, которым активно пользуются для представления интересов своих членов. Так, германские ТПП поддерживают постоянный диалог с правительством по вопросам влияния политики на бизнес. Кроме того, они высказывают точки зрения и жалобы членов для решения проблем делового сообщества. В отношении первой задачи местные, земельные и федеральные правительства обязаны по закону информировать палаты обо всех проектах законов и декретов, имеющих отношение к торговле и промышленности. Затем торговые палаты Германии организуют и проводят обучение без отрыва от производства на предприятии, осуществляют предварительное рассмотрение заявлений и дают рекомендации окружному суду по включению компаний в торговый реестр.

Задачи французских ТПП в отношении представления и защиты интересов своих членов подобны германским палатам. Отличительным признаком является то, что закон требует, чтобы правительство проводило консультации с палатами по всем вопросам, касающимся региональной политики развития, особенно транспортных проектов и планировки городов. Кроме того, французские торговые палаты считаются второй по величине обучающей организацией после правительства, они руководят примерно 400 центрами обучения и повышения квалификации, а также 180 информационными центрами по документации и экономике. Некоторые программы обучения специально разрабатываются для отдельных отраслей сервиса (связь, отели, общественное питание) и промышленности, а также для других, более общих областей (повышение квалификации в области управления или иностранных языков).

В отличие от палат континентальной модели торговые палаты США нс имеют преимущественного доступа в органы власти. Тем не менее Торговая палата США концентрирует усилия на вопросах национальной политики п координирует их со своими местными палатами для организации совместных действий. Деятельность торговой палаты США по обучению включает семинары по управлению и курсы самообучения для предприятий-членов, а также обучение персонала палат и объединений. Информационные услуги торговой палаты США включают телевизионные и радиовещательные программы, Центр по инструктажу Торговой палаты США и регулярные публикации, подобные Nation’s Business.

Практически во всех странах торговые палаты учреждают арбитражные суды для разрешения бизнес-споров, отвечают за отбор и сертификацию официальных экспертов для судов и государственных органов.

В 1919 г. на Международной торговой конференции в г. Атлантик-Сити (Ныо-Джерси, США) бизнесменами из Бельгии, Франции, Великобритании, Италии и США была учреждена Международная торговая палата, с 1920 г. основная штаб-квартира этой организации находится в Париже (Франция)1. В настоящее время это международное некоммерческое объединение коммерческих организаций, участвующих в международной коммерческой деятельности, и ей подобных (профессиональных и деловых) национальных[9]

и местных некоммерческих объединений, в настоящее время насчитывающая несколько тысяч членов в составе 90 ее Национальных комитетов (отделений в различных странах) и прямых индивидуальных членов из еще более чем 35 государств. Ее основная задача — содействие улучшению международных условий торговли и разрешению международных экономических проблем. В 1992 г. в Международную торговую палату в качестве «члена национального уровня» была принята Торгово-промышленная палата РФ1.

Международные выставки и ярмарки. К международно-правовым актам, регулирующим выставочную деятельность, относятся Конвенция о международных выставках (Париж, 22.11.1928)[10][11]; (2) Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990); (3) Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (в том числе для целей выставочной деятельности) (Брюссель, 06.12.1961)[12] и (4) Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств (Минск, 26.05.1995). Нельзя не отметить, что большинство международных ярмарок и выставок учреждается при активном участии торговых палат, товарных бирж и отраслевых ассоциаций и союзов. Самые известные специализированные международные выставки проходят в Ганновере (экологическая) и в Дюссельдорфе (металлургические и машиностроительные).

Международные оптовые продовольственные рынки. Международный опыт доказывает эффективность оптовых продовольственных рынков в решении задач, стоящих в сфере оптовой торговли продовольствием, а также в выполнении весьма важной в рыночных условиях роли информационного центра в изучении спроса и предложения. Оптовые продовольственные рынки призваны служить основным каналом сбыта товаров сельхозпроизводителями и обеспечения торговых организаций и иных крупных покупателей для последующего удовлетворения нужд населения и переработки. В Бельгии, Германии, Испании, Франции, Италии, США и других странах такие рынки существуют уже много лет. Они представляют собой хозяйствующие субъекты, оказывающие комплексные услуги по оптимизации, концентрации и ускорению процесса товарообмена всех субъектов оптового рынка (производителей, оптовиков и покупателей). Зарубежный опыт доказывает эффективность оптовых продовольственных рынков в решении задач, стоящих в сфере оптовой торговли продовольствием, а также в выполнении весьма важной в рыночных условиях роли информационного центра в изучении спроса и предложения.

Следует отметить, что в большинстве зарубежных стран уже давно и активно применяется принцип организации оптовых продовольственных рынков с участием государства или муниципалитетов', публично-правовое образование берет на себя значительную долю участия в их организации (например, в Испании доля государства в создании оптового продовольственного рынка составляет более 90%, во Франции — около 30%). В Японии и вовсе существует особая национальная политика по оптовым продовольственным рынкам. О целесообразности государственного регулирования оптовых продовольственных рынков свидетельствует опыт США, где федеральное законодательство о продовольственных рынках направлено на: (1) снижение степени влияния отдельных участников рынка, предотвращение тайных соглашений, ограничение практики недобросовестной торговли; (2) предотвращение неравенства рыночных позиций одних сельскохозяйственных производителей по сравнению с другими; (3) обеспечение своевременной и полной оплаты за проданные товары.

  • [1] См. Конвенцию об учреждении Европейской ассоциации свободной торговли, подписанную 04.01.1960 в Стокгольме и вступившую в силу 03.05.1960 (http://www.efta.int).
  • [2] См. официальный сайт ГАФТА: URL: http://www.gafta.com.
  • [3] См.: URL: www.nfa.futures.org/NFA-about-nfa.
  • [4] См.: URL: http://marketingportal.ru/contcnt/vicw/102/51/.
  • [5] См.: URL: http://www.cniru.ru/.
  • [6] См.: URL: http://www.chinapro.ru.
  • [7] См.: URL: www.crbp.ru/images/Japan/economic-Rus_Jap.doc.
  • [8] См.: URL: http://www.cfce.fr и см. также www. ambafrance-ru.org/spip.phpVarticle536.
  • [9] Официальный сайт: URL // http://www.iccwbo.org/.
  • [10] Кроме того, TI111 РФ является членом Всемирной федерации торговых палат, Ассоциации торгово-промышленных палат европейских стран (Европалаты), Совета руководителейТПП государств — участников СНГ и Конфедерации торгово-промышленных палат странАзиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
  • [11] См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССРс иностранными государствами. Вып. IX. М., 1938. С. 181 — 196.
  • [12] См. постановление Правительства РФ от 02.11.1995 № 1084 «О присоединении Российской Федерации к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров"от 06.12.1961 и Конвенции о временном ввозе от 26.06.1990 с принятием ряда приложений.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой