Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое положение граждан. 
Изменения в уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве. 
Появление новых отраслей законодательства. 
Систематизация законодательства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не менее важно было провести обновление процессуального права, регулирующего судебную процедуру при рассмотрении гражданских дел. Одновременно с Основами гражданского законодательства принимаются Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В качестве задач гражданского судопроизводства Основы определяют правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях… Читать ещё >

Правовое положение граждан. Изменения в уголовном, уголовно-процессуальном законодательстве. Появление новых отраслей законодательства. Систематизация законодательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократизация общественной жизни, которая наметилась после смерти Сталина, благотворно сказалась на правовом положении советских граждан. Одним из важнейших нормативных решений стал Закон СССР от 25 декабря 1958 г. «Об отмене лишения избирательных прав по суду». Этот закон повлек за собой внесение изменений в Конституцию СССР 1936 г., которая допускала подобное умаление юридического статуса гражданина.

В записке, направленной после смерти Сталина Л. П. Берией в Президиум ЦК, говорилось об амнистии как о первом шаге по преодолению сталинской политики репрессий. В данном случае речь шла об освобождении из мест заключения лиц, осужденных на срок до пяти лет за должностные, хозяйственные, некоторые воинские преступления независимо от срока заключения, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 10 лет, беременных женщин, несовершеннолетних, пожилых мужчин и женщин, неизлечимо больных. Предлагалось также сократить наполовину наказание лицам, осужденным к лишению свободы на срок более пяти лет. 27 марта 1953 г. Президиум Верховного Совета СССР издал указ «Об амнистии», по которому на свободу выходило более трети заключенных. Было освобождено более миллиона человек и прекращено производство, но более чем 400 тыс. дел. Начался процесс реабилитации необоснованно осужденных по политическим обвинениям.

В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР был провозглашен новый курс во внутренней политике. Экономику предполагалось повернуть «лицом к человеку», повысить благосостояние народа через ускорение производства предметов потребления и подъем сельского хозяйства. Для быстрого увеличения производства зерна в 1954 г. началось освоение целины. Меняется социальная структура общества. Перепись 1962 г. впервые показала, что численность городского населения превысила численность сельских жителей. Рост произошел за счет миграции колхозников, а также перевода городских промысловых артелей в государственную собственность.

Продолжался процесс реабилитации незаконно осужденных. В 1954 г. были сняты ограничения с бывших кулаков, выселенных из своих мест в годы коллективизации, в 1955 г. спецпоселенцам стали выдавать паспорта и призывать их в Советскую армию. В сентябре того же года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны. Он касался лиц, вовлеченных в сотрудничество «но малодушию или несознательности» и не применялся к карателям, осужденным за убийства и истязания советских граждан. По указу освобождались из мест заключения лица, осужденные на срок до 10 лет лишения свободы включительно, а лицам, осужденным на срок свыше 10 лет, наказание сокращалось наполовину. С граждан, освобожденных на основании этого указа, снималась судимость и поражение в правах.

В сфере науки и культуры критика культа личности и реабилитация репрессированных породили горячий отклик. Провозглашались возврат к ленинизму в общественных науках, проводилась мысль о благотворности различных школ и направлений, честности и открытости в искусстве. После XX съезда партии появилась иллюзия возможности открыто оспаривать официальные доктрины в разных областях общественной жизни. Так возникло советское диссидентство.

Источники права

В рассматриваемый период все больший удельный вес в системе источников права приобретают партийные решения. Как правило, такие решения впоследствии оформлялись как закон СССР или совместное постановление партии и правительства. Однако концептуально и текстуально такие нормативные акты почти полностью воспроизводили соответствующие решения.

Начало рассматриваемого периода характеризуется правовым идеализмом или, как тогда говорили, волюнтаристским подходом к законотворчеству. Праву (понимаемому как закон) отводится важная роль, оно рассматривается чуть ли не как главный регулятор социальных процессов. К началу 1970;х гг., благодаря эпохе «оттепели», уже наметился отход от легистского правопонимания. Была инициирована дискуссия, которая продолжалась до конца 1970;х гг. и возродила множественность точек зрения на государство и право. «В обстановке определенного смягчения политического режима и идеологической ситуации в стране некоторые юристы старшего поколения воспользовались появившейся возможностью отмежеваться от определения права 1938 г., начали критику позиций Вышинского и предложили свое понимание и определение социалистического права. В противовес „узконормативпому“ определению права Вышинским и его последователями было предложено понимание права как единства правовой нормы и правоотношения (С. Ф. Кечекьян, А. А. Пионтковский) или как единства правовой нормы, правоотношения и правосознания (А. К. Стальгевич, Я. Ф. Миколенко)»[1].

Колхозное право

Основы новой аграрной политики были утверждены в 1953 г. на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС. Основными причинами отставания деревни были названы материальная незаинтересованность колхозников в результатах своего труда; низкий уровень его механизации; отсутствие толкового руководства колхозами, совхозами и МТС. Для оздоровления сельской экономики были повышены в два-пять раз закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Снижались нормы поставок с личных подворий, уменьшалось налогообложение колхозников. Увеличивалось государственное финансирование аграрных отраслей. В течение последующих лет среднегодовой прирост сельскохозяйственной продукции превышал 7%. В 1958 г. началась паспортизация колхозников. Это означало, что они постепенно получали право свободного передвижения по стране. Однако окончательная унификация паспортного режима в городе и деревне завершилась только в 1974 г.

В 1958 г. в соответствии с постановлением февральского Пленума ЦК была проведена реорганизация МТС в ремонтно-тракторные. Технику продавали колхозам. Предполагалось, что эта мера укрепит их материальную базу, разбудит инициативу. Однако не всякий колхоз был в состоянии оплатить технику. Значительная часть механизаторов и специалистов МТС не захотела идти в колхозы и уехала в города.

Развивая идею сближения города с деревней, в 1950;е гг. начали развертывать кампанию против «неперспективных» деревень. Их население предполагалось размещать в агрогородах. В итоге к середине 1960;х гг. исчезло 139 тыс. деревень. Не меньший вред принесла практика укрупнения колхозов и превращения их в совхозы (государственные, а не кооперативные предприятия) с одновременным свертыванием личного подсобного хозяйства. Размеры приусадебных участков уменьшились настолько, что повлияли на производство продовольствия в целом, но стране. Изменилось и настроение сельских жителей, которые стали перебираться в города. Даже после отмены ограничений подсобных хозяйств во второй половине 1960;х гг. люди нс вернулись в село.

В 1965 г. был решен вопрос о государственном пенсионном обеспечении колхозников. До этого времени престарелые колхозники и инвалиды получали пенсии только из средств, формируемых самими колхозами. Но такие пенсии получали далеко не все, более половины лиц пенсионного возраста в сельской местности находились на содержании детей или родственников. Возраст выхода на пенсию на селе был выше, чем в городе. Пенсии по старости стали получать мужчины в возрасте 65 лет, женщины — 60 лет, и только в том случае, если они продолжали жить в своем колхозе. Для тех же, кто на старости лет, даже при наличии необходимого трудового стажа, перебрался в город, вопрос о пенсии вообще не стоял. Они выпадали из сферы социального обеспечения как «порвавшие связь со своим хозяйством». Выплаты производились из центрального фонда, созданного за счет отчислений колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета. Размер пенсии для сельских жителей был определен в 8 руб., затем его подняли до 12−15 руб. Считалось, что остальные необходимые для жизни средства они могут получать из своего индивидуального хозяйства.

Трудовое право

Развитие народного хозяйства, смягчение политического режима и курс на строительство коммунизма существенно влияют на условия труда и уровень жизни советских граждан. В апреле 1956 г. указом Президиума Верховного Совета СССР был отменен закон 1940 г. о суровых наказаниях за опоздание на работу и прогулы, снят запрет на перемену места работы, т. е. покончено с практикой прикрепления рабочих к предприятиям. С граждан, ранее осужденных и отбывших наказание за самовольный уход с предприятий и учреждений и за прогул, снималась судимость. Одной из причин принятия указа стало намерение устранить формальные препятствия для вступления СССР в Международную организацию труда (далее — МОТ). Издание указа означало отмену принудительного труда в СССР, именно так МОТ квалифицировала невозможность самостоятельно менять место работы.

Теперь при увольнении по собственному желанию достаточно было предупредить администрацию предприятия или учреждения за две недели. Правда, чтобы препятствовать текучести кадров, указ определил, что при увольнении по собственному желанию рабочие и служащие теряют стаж непрерывной работы, необходимый для получения пособий по социальному страхованию. Право на обеспечение пособием по временной нетрудоспособности такие граждане получали только после того, как проработают нс менее шести месяцев на новом месте работы. Исключение из этого правила распространялось на увольняющихся в связи с переходом на пенсию по старости или по инвалидности, на лиц, зачисленных в среднее, высшее учебное заведение или аспирантуру, и еще на ряд категорий рабочих и служащих, уволенных по уважительным причинам, предусмотренным законодательством или постановлениями Совета Министров СССР.

За прогул без уважительной причины директор предприятия или начальник учреждения могли наложить дисциплинарное взыскание, лишить на срок до трех месяцев права на получение надбавки за выслугу лет и даже уволить с указанием в трудовой книжке, что работник уволен за прогул без уважительной причины.

В стране был установлен минимум заработной платы, ниже которого на предприятиях оплачивать работу было нельзя. В марте 1957 г. были снижены налоги на рабочих и служащих. Прекратились внутренние займы, ранее составлявшие не менее месячной зарплаты и носившие принудительный характер. С сентября 1956 г. отменялась оплата за обучение в школах и вузах, введенная накануне войны.

В 1956 г. был принят закон о пенсионном обеспечении, предусматривавший их двойное увеличение и затронувший интересы миллионов людей. Размер пенсий стал зависеть от стажа работы и возраста. По этому закону мужчины могли уйти на пенсию в возрасте 60 лет при 25-летнем стаже работы, женщины в 55 лет при 20-летнем стаже. Размеры ежемесячных пенсий колебалась от 300 до 1200 руб. (или 30−120 руб. в ценах 1961 г.). Помимо этого, значительно расширилась система персональных пенсий, назначаемых за особые заслуги перед государством. Их размер был значительно выше общегосударственных пенсий, с ними были связаны различные привилегии по оплате жилья, проезду на общественном транспорте, получении бесплатных путевок в санатории и т. д.

27 июля 1959 г. было принято постановление Совмина СССР о пенсиях военнослужащим и их семьям. Оно закономерно вызвало недовольство, поскольку пенсии сократили, а возможность выслужить военные пенсии серьезно затруднили. Пенсии разрешалось платить только по достижении 40 лет, и это в ситуации, когда продолжалось сокращение армии. Закон получил обратную силу, поскольку размер пенсии сокращался и у военных пенсионеров-отставников, которым пенсии были начислены до принятия постановления.

Одновременно продолжалась борьба с мелкобуржуазным производством в городах. В 1958 г. принимается постановление «О запрещении содержания скота в личной собственности граждан, проживающих в городах и рабочих поселках», которое затронуло интересы более 12 млн городских семей.

В 1957 г. были снижены налоги для низкооплачиваемых категорий работников, возросли пособия многодетным семьям, а также оплата по временной нетрудоспособности. Были отменены все виды платы за учебу. С 30 до 45 руб. в месяц была повышена минимальная оплата груда, в середине 1960;х гг. она достигла 60 руб. в месяц. С 78 руб. в 1958 г. до 95 руб. в 1965 г. выросла среднемесячная оплата труда. В 1958 г. было принято решение отменить обязательную подписку на государственные займы. При этом из-за отсутствия у государства средств выплата денег населению по государственным займам была приостановлена на 20 лет.

В 1956 г. был принят закон о сокращении рабочей недели с 48 до 46 часов, т. е. рабочий день в субботу становился короче на два часа. В годы семилетки рабочая неделя была сокращена до 40 часов. Это означало, что рабочие и служащие работали пять дней недели по семь часов, а в субботу — пять часов. В конце 1960;х гг. эти пять субботних часов распределили на другие дни недели, и суббота стала вторым выходным днем.

В середине 1950;х гг. специальным решением были осуждены «парадность и украшательство» в архитектуре. В стране началось массовое жилищное строительство, которое было переведено на промышленную основу. Многоэтажные дома стали возводить из железобетонных панелей, что заметно сократило стоимость и сроки строительства. Это позволило отказаться от планирования коммуналок, т. е. существенно меняло жизненный стандарт. За вторую половину 1950;х гг. в новые квартиры переехали свыше 50 млн человек. Большое распространение в эти годы получили жилищные кооперативы, которые обеспечивали своим членам строительство жилья на достаточно льготных условиях (выплата стоимости квартиры растягивалась на 15 лет).

Уголовное право

Уже в марте 1953 г. было принято решение пересмотреть уголовное законодательство, с тем чтобы ослабить уголовную репрессию, а к некоторым менее опасным деяниям применять меры административного и дисциплинарного порядка. Была отменена уголовная ответственность за аборт, самовольный проезд в товарных поездах, за самовольный уход с работы и прогулы, за невыработку колхозниками обязательного минимума трудодней и др. В то же время в апреле 1954 г. вводится смертная казнь за умышленное убийство.

Актуализация новой кодификации советского уголовного права неизбежно вытекала из назревшей потребности упразднить или изменить формулировки составов ряда преступлений. Не менее важны были серьезные изменения в самой доктрине уголовного права, в частности признание недопустимым назначение уголовного наказания по аналогии. 25 декабря 1958 г. был издан общесоюзный закон — Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Они состояли из четырех разделов. В первом определялись задачи уголовного законодательства, во втором давалось определение преступления, затем говорилось о наказаниях и условиях назначения наказания и освобождения от него.

Основы формулировали задачи советского уголовного законодательства (ст. 1): охрана советского общественного и государственного строя, социалистической собственности, личности и прав граждан, всего социалистического правопорядка от преступных посягательств. При этом четко определялось, что к уголовному законодательству относятся только акты, имеющие статус законов: общесоюзные основы или законы, предусматривающие ответственность за отдельные преступления (государственные и воинские), а также уголовные кодексы союзных республик. Преступлением признавалось только общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Таким образом, исключалась всякая возможность применения уголовного законодательства по аналогии или по мотивам социальной опасности лица. Отказ от аналогии имел принципиальное значение для укрепления законности, ограждал граждан от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Не менее важной следует признать формулировку, что уголовной ответственности и наказанию подлежат только лица, виновные в совершении преступления, т. е. ушел в историю практиковавшийся прежде принцип объективного вменения.

Законодатель отказался от прежнего определения наказания как меры социальной защиты. При этом предусматривалось не только смягчение уголовной ответственности за преступления, нс представляющие большой опасности для государства и общества, но и усиление ответственности за наиболее тяжкие деяния против государства, а также за преступления против жизни и здоровья граждан. Учитывая историю предшествующих десятилетий, Основы недвусмысленно установили, что уголовное наказание может назначаться только по приговору суда. Из числа наказаний были исключены такие, как объявление врагом народа с лишением гражданства, изгнание, лишение избирательных прав.

Одновременно с Основами уголовного законодательства был принят и вступил в силу закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления». В нем была дана новая квалификация преступлений и наказаний за измену Родине, шпионаж, террористический акт, диверсию, вредительство, антисоветскую пропаганду и агитацию и иные государственные преступления. Вводилось определение новых составов преступлений, таких как пропаганда войны, нарушение национального и расового равноправия, преступления против другого государства трудящихся и другие.

25 декабря 1958 г. был принят Закон «Об уголовной ответственности за воинские преступления». Объект такого преступления — установленный порядок воинской службы, а его субъектами могли быть, как правило, только военнослужащие. Характерным для этого закона являлось резкое сокращение смертной казни за воинские преступления, в частности, в мирное время она вообще не могла применяться, кроме как за умышленное убийство начальника. Закон исходил из того, что воинская дисциплина в Вооруженных Силах СССР основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своей Родины.

С принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик произошла известная формализация и ограничение признаков соучастия. Однако ряд важных вопросов, в частности о возможности ответственности за соучастие при отсутствии умысла, так и не был разрешен. Не было дано четких признаков, видов и форм соучастия. Вопросы об организованных преступных группах, преступных сообществах не регламентировались уголовным законодательством и практически не анализировались в теории. Поставленная задача либерализации уголовного законодательства была решена. Однако уголовный закон и теория того времени вовремя не отреагировали на серьезные изменения, уже наметившиеся в структуре преступности. Уже через 10 лет после принятия основ групповые формы совершения преступлений составили 20% от общего числа умышленных преступлений. К групповым чаще всего относились преступления «теневиков», т. е. лиц, которые занимались подпольной экономической деятельностью. Только в начале 1960;х гг. по обвинению в коррупции и злоупотреблениях властью было привлечено к ответственности около 12 тыс. представителей партийно-государственного руководства.

В развитие положений Основ разрабатывались Уголовные кодексы союзных республик. УК РСФСР был принят 27 октября 1960 г. Он состоял из 18 глав, объединивших в себе 259 статей. В Общую часть входили разделы: «Общие положения»; «Пределы действия УК РСФСР»; «О преступлении»; «О наказании»; «О назначении наказания и об освобождении от наказания»; «О принудительных мерах медицинского и воспитательного характера». Особенная часть включала главы, посвященные отдельным видам преступлений, начиная с преступлений государственных и заканчивая воинскими. Отдельная глава была посвящена преступлениям, составлявшим пережитки местных обычаев. Как видно из структуры Общей части, УК РСФСР 1960 г. допускал при необходимости использование альтернативных уголовному наказанию мер социальной защиты, предусмотренных еще УК РСФСР 1922 г. Так, диссидентов, которым трудно было предъявить конкретное обвинение, по судебным решениям направляли в психиатрические больницы. В 1956 г. в спецбольницах Министерства внутренних дел СССР содержалось 3350 заключенных.

УК РСФСР вслед за Основами закреплял принципы действия уголовного закона во времени и в пространстве. Однако четкое соблюдение положений закона о недопустимости обратного действия нормы, ухудшающей положение обвиняемого, не раз нарушалось из соображений политической или идеологической целесообразности. Так произошло во время процесса по делу о валютных операциях, когда к обвиняемым (Файбышевскому и Рокотову) по специальному постановлению Президиума Верховного Совета СССР была применена высшая мера наказания, хотя на момент совершения обвиняемыми преступления такая мера наказания по данному виду преступлений не была предусмотрена. О неустойчивости и непоследовательности либерализации свидетельствует и жестокий приговор по «новочеркасскому делу» .

Уголовный процесс

Не менее важно было устранить возможности произвола в области уголовно-процессуального права. В 1956 г. был отменен указ от 1 декабря 1934 г., который предусматривал исключительный порядок расследования и судебного рассмотрения дел о некоторых государственных преступлениях.

25 февраля 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В них определялось, что уголовное судопроизводство должно способствовать укреплению социалистической законности, предупреждению и искоренению преступлений, воспитанию граждан в духе соблюдения законов и уважения правил социалистического общежития, быстрому и полному раскрытию преступлений, изобличению виновных и обеспечению правильного применения закона. Задачей уголовного процесса объявлялось то, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Уголовный процесс должен был строиться на принципе законности. Никто не мог быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленным законом. Формулировались некоторые гарантии неприкосновенности личности: подвергнуть лицо аресту стало возможно не иначе, как по постановлению суда или с санкции прокурора. Основы закрепили известные принципы советского уголовного процесса: независимость судей и подчинение их только закону, участие народных заседателей и коллегиальность в рассмотрении дел, гласность судебного разбирательства, право обвиняемого на защиту и другие. Таким образом, процессуальное законодательство стремилось проводить идею социалистической законности, усилить гарантии прав личности в уголовном процессе. С этой целью предусматривалось участие в деле защитника со стадии предварительного следствия, точнее, с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявления ему для ознакомления материалов дела. По делам о преступлениях несовершеннолетних, а также лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могли сами осуществлять свое право на защиту, защитник допускался к участию в деле с момента предъявления обвинения. До 1958 г. участие защитника в уголовном процессе допускалось только со стадии судебного следствия.

Одновременно с новым УК, 27 октября 1960 г., в РСФСР был принят Уголовно-процессуальный кодекс. Он включал восемь разделов, которые были поделены на 33 главы и 413 статей. Разделы были посвящены основным стадиям уголовного процесса, а также особенностям производства по некоторым категориям дел. Помимо общих положений, разделы посвящались: возбуждению уголовного дела, дознанию и предварительному следствию; производству в суде первой инстанции, производству в кассационной инстанции, исполнению приговора, пересмотру приговоров, определений, вступивших в законную силу; производству, но делам несовершеннолетних; производству, связанному с применением принудительных мер медицинского характера.

Важной гарантией против внесудебной репрессии стал закрепленный УПК принцип осуществления правосудия только судом. Принцип презумпции невиновности прямо не формулировался в Основах и кодексе, однако косвенным образом этот принцип закреплялся в норме, согласно которой бремя доказывания вины подследственного и подсудимого лежало на органах следствия и суда. При недоказанности обвинения закон предписывал суду выносить оправдательный приговор. А изменение в суде обвинительного заключения допускалось лишь при условии, что это не ухудшит положение подсудимого. Правда, обвинительный уклон в деятельности судов сохранялся и после вступления УПК в законную силу. Важным нововведением этого кодекса, которое способствовало защите прав лиц, в отношении которых следственные органы испытывали подозрения, стала легализация процессуального положения подозреваемого. Уголовно-процессуальный закон устанавливал некоторые дополнительные гарантии неприкосновенности частной жизни: для осуществления таких следственных действий, как обыск, выемка и пр. требовалась санкция прокурора. Восстанавливался принцип непосредственности исследования доказательств в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции. Признаком демократизации стало допущение в процесс общественных обвинителей и защитников.

Гражданское право

Изменение социального состава населения СССР и соответствующих общественных отношений, которое нашло отражение в Конституции 1936 г., уже тогда поставило на повестку дня вопрос о разработке нового гражданского законодательства. Однако эта идея смогла осуществиться только после смерти Сталина. До конца 1950;х гг. гражданское законодательство было систематизировано лишь в форме гражданских кодексов союзных республик, тогда как необходима была формулировка некоторых общих, единых для всей страны принципов регулирования соответствующих общественных отношений.

Обновленное гражданское право должно было отразить новые реалии, децентрализацию управления экономикой, предоставление предприятиям определенной инициативы. В этот период повышается значение хозяйственных договоров. Наряду с генеральными и локальными договорами, на первый план выдвигаются прямые договоры между хозорганами. В 1958 г. после реорганизации МТС и продажи сельскохозяйственной техники колхозам значительно расширился круг объектов колхозно-кооперативной собственности. Политика государства, направленная на улучшение материального благосостояния трудящихся, нашла свое отражение в жилищном законодательстве.

8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Основы закрепили базовые принципы гражданского законодательства, на основании которых все союзные республики разрабатывали свои гражданские кодексы. Согласно Основам гражданское законодательство регулировало не связанные с административным подчинением отношения государственных, кооперативных и общественных организаций между собой; граждан с государственными, кооперативными и общественными организациями; граждан между собой. Положения Основ, посвященные правовому регулированию имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, определяли вектор развития республиканского гражданского законодательства. Так, было введено понятие собственности общественных организаций, о необходимости которого шла речь почти сразу после принятия ГК РСФСР 1922 г. Впервые давалась классификация оснований возникновения гражданских прав и обязанностей и форм защиты гражданских прав. Принципиальным положением Основ, сохранившим актуальность с 1922 г., было то, что гражданские права охранялись законом, если осуществлялись нс в противоречии с назначением этих прав в социалистическом обществе (т.е. в обществе, где отсутствовала частная собственность) в период строительства коммунизма. Защита гражданских прав осуществлялась в установленном порядке судом, арбитражем или третейским судом.

Гражданский кодекс РСФСР был принят Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г. Восемь разделов кодекса включали в себя 42 главы и 569 статей. Помимо общих положений, в кодекс вошли разделы о праве собственности, обязательственном праве, авторском праве, праве на открытие, изобретательском праве, наследственном праве, о правоспособности иностранцев и лиц без гражданства.

Советское гражданское законодательство регулировало имущественные отношения, обусловленные использованием товарно-денежной формы; связанные с имущественными личные неимущественные отношения (имя, авторство); иные личные неимущественные отношения в случаях, предусмотренных законом (гражданско-правовая защита чести и достоинства). Соответствующие права и обязанности могли возникать из оснований, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, а также из действий граждан и организаций, хотя и не предусмотренных законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождающих такие права и обязанности. Таким образом, в гражданском праве допускалось применение принципа аналогии.

Нормативное регулирование вещных отношений претерпело в кодексе известные изменения. Под правом собственности кодекс понимал право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом. Понятие государственной собственности на имущество было отграничено от права оперативного управления государственным имуществом, которое осуществляла администрация государственных предприятий. Имущество колхозных и иных кооперативных организаций подлежало гражданско-правовой защите, наряду с государственной собственностью. Межколхозные, государственноколхозные и государственно-кооперативные организации и объединения признавались в качестве самостоятельных субъектов гражданско-правовых отношений. Личная собственность должна была носить потребительский характер, извлечение из нее так называемых нетрудовых доходов рассматривалось как противозаконное деяние. Впервые получили нормативное регулирование на уровне кодекса отношения по поводу интеллектуальной собственности.

Кодекс характеризовался развитой системой обязательств, которые подразделялись на шесть групп: обязательства по реализации имущества собственником, обязательства по передаче имущества в пользование, обязательства по исполнению работ, обязательства по оказанию услуг, совместная деятельность и конкурс, обязательства по восстановлению нарушенных гражданских правоотношений. Кодекс впервые предусмотрел возможность имущественной ответственности государственных органов за вред, причиненный неправильными служебными действиями должностных лиц, органов дознания, предварительного следствия и суда. Правда, ст. 447, в которой закреплялось соответствующее право граждан, отсылала к специальному закону, который еще только предстояло принять. Это произошло только в мае 1981 г.

Брак и семья

После окончания сталинской эпохи происходит постепенная либерализация семейных и внутрисемейных отношений. В 1955 г. было разрешено проводить операцию аборта по медицинским и социальным показаниям[2]. Тогда же, в 1955 г., отпуск по уходу за ребенком был увеличен и составил 56 дней до и 56 дней после родов, введен оплачиваемый больничный лист по уходу за заболевшим ребенком и предоставлены некоторые другие льготы[3]. В таком виде законодательство о семье просуществовало вплоть до 1968 г., когда были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик.

Гражданский процесс

Не менее важно было провести обновление процессуального права, регулирующего судебную процедуру при рассмотрении гражданских дел. Одновременно с Основами гражданского законодательства принимаются Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. В качестве задач гражданского судопроизводства Основы определяют правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях охраны общественного и государственного строя СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности, защиты политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан, а также прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций. Гражданское судопроизводство должно было способствовать укреплению социалистической законности, предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе неуклонного исполнения советских законов и уважения правил социалистического общежития. Основы определяли этапы гражданского процесса, основные принципы производства по гражданским делам, участников дела, их права и обязанности.

11 июня 1964 г. был принят Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР. Он состоял из шести разделов, которые включали 42 главы и 438 статей. Разделы кодекса были посвящены: общим положениям, производству в суде первой инстанции, производству в кассационной инстанции, пересмотру решений, постановлений и определений, вступивших в законную силу; исполнительному производству, гражданским процессуальным правам иностранных граждан и лиц без гражданства.

Новый ГПК РСФСР детализировал пробельные прежде вопросы, такие как отвод судей, подготовка дел к гражданскому разбирательству. Кроме того, кодекс устанавливал дополнительные гарантии правосудия по гражданским делам. Государственные органы, общественные организации, трудовые коллективы и граждане получили право предъявлять иски в защиту прав и интересов других лиц. Важными принципами судопроизводства по гражданским делам были непосредственность, устность и непрерывность судебного разбирательства.

В гражданском процессе допускалось несколько видов производства: дела искового производства, возникающие из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений; дела, возникающие из административно-правовых отношений; дела особого производства (в частности, установление неточностей и ошибок в книгах записи актов гражданского состояния).

  • [1] Нерсесянц В. С. Наш путь к праву: от социализма к цивилизму. М., 1992. С. 276.
  • [2] Об отмене запрещения абортов: указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1955 г.
  • [3] О порядке назначения женщинам-работницам и служащим пособий по беременности и родам и выплаты рабочим и служащим, заболевшим во время отпуска, пособий по временной нетрудоспособности: постановление Совета Министров СССР от 6 декабря 1956 г. № 1586.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой