Маржинальный анализ и оценка запаса финансовой прочности
Суммы прибыли и затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ или услуг, зависят от масштабов деятельности. Диагностикой изменений в соотношении показателей доходов, расходов и финансовых результатов занимается специальный раздел управленческого анализа, называемый маржинальным анализом. Он изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации… Читать ещё >
Маржинальный анализ и оценка запаса финансовой прочности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В основе коммерческой деятельности лежит механизм получения и управления прибылью, которая выступает важнейшим критерием эффективного функционирования хозяйствующего субъекта, его внутренним источником финансовых ресурсов и базой для развития бизнеса.
Суммы прибыли и затрат, связанных с производством и реализацией продукции, работ или услуг, зависят от масштабов деятельности. Диагностикой изменений в соотношении показателей доходов, расходов и финансовых результатов занимается специальный раздел управленческого анализа, называемый маржинальным анализом. Он изучает зависимость финансового результата от объемов производства, реализации и связанных с ними затрат, и называется также «издержки-объем-прибыль» («costs-volumeprofit»). Маржинальный анализ позволяет отслеживать закономерности изменения прибыли в зависимости от изменения затрат, цен, объемов продаж, а также рассчитывать и контролировать пропорции между постоянными и переменными затратами. В современной практике применяются различные методы маржинального анализа: эффект производственного или операционного рычага, анализ безубыточности и запаса финансовой прочности, анализ чувствительности критических соотношений ключевых показателей, таких как прибыль, объем сбыта, себестоимость, постоянные и переменные затраты, уровень инфляции.
Анализ безубыточности проводят с целью определения объема производства, при котором обеспечивается покрытие расходов предприятия. Кроме того, анализ безубыточности позволяет выявить оптимальный для предприятия объем производства и темпы его развития, что важно для обеспечения платежеспособности и прибыльной работы предприятия.
Теоретической базой оптимизации прибыли и анализа затрат является система учета прямых затрат «директ-костинг» . Сущностью системы «директ-костинг» является разделение производственных затрат на переменные и постоянные в зависимости от изменений объема производства. Для разделения затрат на постоянные и переменные используются различные практические методы, в том числе: метод высшей и низшей точки объема производства за период; метод статистического построения сметного управления; графический метод, метод наименьших квадратов и др.
При этом в системе учета себестоимость планируется и учитывается лишь в части переменных затрат, т. е. лишь переменные издержки распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) отражают в бухучете на отдельном счете, в калькуляцию себестоимости не включают и в конце отчетного периода (как затраты периода) списывают на финансовые результаты, т. е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период.
При использовании этой системы меняется также и расчет финансовых результатов: вместо одного показателя (прибыли от продаж) отчет о финансовых результатах в рамках системы «директ-костинг» содержит два (маржинальный доход и прибыль от продаж).
В этой системе управленческого учета и анализа особое внимание акцентируется на изучении изменения затрат, связанных с производством и реализацией продукции, в зависимости от изменения объемов производства, что позволяет гибко и оперативно принимать решения по улучшению экономического положения предприятия.
Система раздельного учета переменных и постоянных затрат обладает многими аналитическими возможностями:
- • оптимизация прибыли и ассортимента выпускаемой продукции;
- • определение цены на новую продукцию;
- • расчет вариантов изменения производственной мощности предприятия;
- • оценка эффективности производства (приобретения) полуфабрикатов;
- • оценка эффективности принятия дополнительного заказа, замены оборудования.
Основная аналитическая модель, на которой базируются расчеты, выглядит следующим образом:
Маржинальный доход представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами или сумму постоянных затрат и прибыли от продаж:
Маржинальный доход является источником покрытия постоянных расходов и образования прибыли от основных видов деятельности организации. Таким образом, зона безопасности или устойчивой работы организации, когда предприятие получает прибыль, характеризуется разностью между маржинальным доходом и постоянными затратами:
Если предприятие убыточно, то . Если , то нет ни прибыли, ни убытка, и выручка от продаж равна затратам: В = 3.
Точка перехода из зоны устойчивой работы в убыточную зону называется критической точкой, точкой безубыточности или порогом рентабельности.
Анализ безубыточности позволяет определить:
- • безубыточный объем продаж продукции (работ, услуг);
- • критический уровень цены при заданном уровне продаж, уровне постоянных и переменных затрат;
- • критический уровень постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода;
- • необходимый объем продаж для получения определенной величины прибыли;
- • зону безубыточности при определенных заданных параметрах деятельности компании.
Между объемом произведенной продукции и затратами существует определенная взаимосвязь: при увеличении объема производства себестоимость единицы продукции снижается, так как при этом обычно возрастает только сумма условно переменных расходов, а сумма условно постоянных расходов остается, как правило, неизменной.
Точка безубыточности или критического объема продаж (порог рентабельности) рассчитывается в стоимостном выражении по формуле:
где.
Рассмотрим, какие задачи можно решать, основываясь на маржинальном анализе.
1. Расчет влияния изменения количества реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на выручку от реализации и прибыль от продаж.
Для того, чтобы оценить, как может повлиять изменение количества реализованной продукции (??) на изменение выручки от реализации (??) и прибыли от продаж (??), выразим выручку как произведение цены продажи единицы изделия (Ц) на количество проданных единиц (К):
Переменные затраты пересчитаем на единицу изделия:
где - переменные затраты на одно изделие.
Тогда:
В этом случае изменение выручки напрямую зависит от изменения количества продукции:
Так как.
а постоянные затраты не изменяются при изменении объема продукции, то изменение прибыли от продаж будет равно изменению маржинального дохода:
Изменение маржинального дохода выражается из расчета нормы маржинального дохода.
и определяется по формуле.
2. Расчет минимальной нормы маржинального дохода для безубыточного производства (в критической точке).
Критическая точка характеризуется следующими условиями: (нет ни прибыли, ни убытка); В = 3 (выручка от продаж равна совокупным затратам); (так как прибыль равна нулю, то маржинальный доход равен постоянным затратам).
3. Расчет критического объема производства.
Требуется определить минимальный объем (количество) реализации продукции для того, чтобы организация не оказалась в убытке. При этом существует два алгоритма расчета: по каждому виду изделий отдельно либо по некоторой совокупности изделий с неизменной структурой производства.
3.1. Для случая, когда выпускается одно изделие (однородная продукция):
где - маржинальный доход на одно изделия.
- 3.2. Для расчета безубыточности по каждому виду изделий отдельно используется следующий алгоритм:
- 1) количество продукции каждого вида выражается, например, через количество продукции 1-го вида.
Пусть — количество изделий i-го вида. Количество продукции 1 -го вида в критической точке принимается за X:
количество изделий 2-го вида в критической точке находится из соотношения:
количество продукции i-го вида в критической точке:
2) из равенства В = 3 для критической точки составляем уравнение:
С учетом того, что цепа остается постоянной, изменяется лишь количество продукции, получаем общее уравнение для предприятия, выпускающего N видов продукции:
Так как постоянные затраты не изменяются, чтобы найти X, необходимо решить следующее уравнение:
- 4. Расчет точки безубыточности продаж в стоимостном выражении (критического объема выручки от реализации).
- 4.1. Для случая, когда выпускается одно изделие (однородная продукция):
Из предыдущих расчетов.
тогда.
4.2. Для расчета безубыточности деятельности предприятия, выпускающего несколько видов продукции, находится сумма критической выручки по каждому сегменту:
- 5. Расчет цены безубыточности (критической цены реализации).
- 5.1. Для случая, когда выпускается одно изделие (однородная продукция), на основе формулы безубыточности продаж:
включая в нее показатель цены безубыточности
получаем:
- 5.2. Для определения цены безубыточности большей номенклатуры изделий расчет производится аналогично расчету критического объема производства:
- 1) цена безубыточности продукции каждого вида выражается, например, через цену продукции 1-го вида.
Пусть Цi — безубыточная цена изделий i-го вида. Тогда цена продукции г-го вида в критической точке будет:
2) составляется уравнение:
- 6. Расчет-прогноз объема реализации продукции, необходимого для получения прогнозной величины прибыли от продаж.
- 6.1. Для случая, когда выпускается одно изделие (однородная продукция):
где - прогноз выпуска продукции для получения ожидаемой прибыли от продаж .
6.2. Если реализуется большое количество изделий, необходимый объем определяется из уравнения.
7. Расчет объема продаж, дающего одинаковую прибыль по различным вариантам производства (различным вариантам технологии, цен, структуры затрат и др.)•
Расчет производится исходя из формулы.
где и - цены по 1 и 2 вариантам производства; - переменные затраты соответственно по 1 и 2 вариантам производства; - постоянные затраты соответственно по 1 и 2 вариантам.
Путем преобразований получаем необходимый показатель:
где и - маржинальный доход на единицу изделия по 1 и 2 вариантам производства.
Достоинствами маржинального анализа можно назвать:
- • возможность определения точки безубыточности (порога рентабельности) при заданных соотношениях показателей «затратыобъем-прибыль» и зоны безубыточного производства;
- • установление необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли;
- • определение критической цены реализации при заданном объеме реализации и уровне переменных и постоянных затрат.
В то же время его практическое использование требует соблюдения определенных правил и допущений:
- • необходимость деления издержек на постоянные и переменные;
- • переменные издержки должны изменяться пропорционально объему производства;
- • постоянные издержки не должны изменяться в пределах значимого объема производства;
- • должно соблюдаться тождество производства и продаж в рамках анализируемого периода времени.