Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управленческая культура как системное понятие: сущность, структура, тенденции изменения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие управленческой культуры тесным образом связано с понятием культуры, которое было подробно рассмотрено в параграфе 3.3 данной главы. Обращает на себя внимание тот факт, что данный термин может трактоваться очень широко. В контексте управленческих аспектов культура предстает, прежде всего, как совокупность ценностей, знаний, умений и норм поведения руководителей организаций, представителей… Читать ещё >

Управленческая культура как системное понятие: сущность, структура, тенденции изменения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие управленческой культуры тесным образом связано с понятием культуры, которое было подробно рассмотрено в параграфе 3.3 данной главы. Обращает на себя внимание тот факт, что данный термин может трактоваться очень широко. В контексте управленческих аспектов культура предстает, прежде всего, как совокупность ценностей, знаний, умений и норм поведения руководителей организаций, представителей органов государственной, региональной и муниципальной власти. Соответственно данной логике, управленческая культура представляет собой совокупность ценностей, знаний, умений, отношений и норм поведения, используемых в процессе управления социальными системами и организациями.

Одно из определений управленческой культуры интерпретирует ее как элемент культуры вообще, и как элемент «культуры, связанной с сознательной деятельностью общественных институтов и отдельных индивидов, направленной на регулирование стихийных и осознанных, объективных и субъективных начал, целесообразное упорядочение общественных отношений»[1]. Исходя из этого, под управленческой культурой понимают степень соответствия управленческих действий текущим и долгосрочным задачам развития общества. В зависимости от того, насколько деятельность руководителя соответствует требованиям общества, нормам морали и нравственности, установленным в обществе нормам, говорят о управленческой культуре высокого или низкого уровня, развитой или неразвитой, эффективной или неэффективной и т. д.

Управленческая и организационная культура имеют много общего как с точки зрения определения данных терминов, так и с позиций анализа содержащихся в них элементов. Это связано с тем, что организационная культура является объектом управления в организации. В то же время организационную культуру нельзя в полном смысле считать элементом управленческой культуры, равно как неверно и обратное утверждение. Представляется, что данные феномены имеют поле пересечения смыслов наряду со специфической сферой, свойственной каждому из них. Для того, чтобы понять суть взаимоотношений данных понятий, рассмотрим элементы управленческой культуры.

К основным элементам управленческой культуры относятся (рис. 3.10):

  • — управленческие знания, умения и навыки, а также соответствующая самооценка руководителя, умение управлять настроением, эмоциями. Например, одним из важнейших критериев при отборе кандидатов на руководящую должность является опыт работы в подобной сфере, выдержка, способность спокойно реагировать на провокации;
  • — этика и этикет руководителя. Например, руководитель образовательной организации вряд ли может позволить себе быть «Стивом Джобсом» в поведении. В большинстве случаев мы встречаем в его лице сотрудника,

предпочитающего официальный стиль в одежде. Этику руководителя мы связываем с тем, насколько уважительно он относится к личности работника, выполняет ли данные им обещания, ругает ли подчиненных в присутствии третьих лиц, может ли быть несправедливым и др.;

  • — общественные отношения, прежде всего, управленческие и организационные, в которых материализуются нормы, ценности общества и организации и которые в процессе социализации личности становятся достоянием культуры каждого. Например, управленческая культура в школе может выражаться в том, каким образом декларируются стандарты деятельности учителей, существует ли взаимооценка в деятельности сотрудников, присутствует ли система взысканий тех работников, которые не выполняют установленные требования, и др.;
  • — организация рабочего места руководителя и сотрудников;
  • — степень принятия ценностей организации, установленных обществом культурных норм и др. Неслучайно поэтому утверждается, что политическая, правовая, общая культура являются видами управленческой культуры.

Проанализировав основные компоненты управленческой культуры, можно сделать вывод, что управленческая культура — это интегративное комплексное понятие. Это система деловых, профессиональных и личностных качеств руководителя, которые оказываются важными для успешной реализации административных и социально-психологических функций управления, а также комплекс мер управленческого воздействия, направленных на формирование развитой организационной культуры организации.

Компоненты управленческой культуры.

Рис. 3.10. Компоненты управленческой культуры.

Управленческая культура в образовательной организации зависит от его вида и типа, уровня образования, к которому относится учебное заведение, от требований, предъявляемых обществом, от характеристик личности руководителя и др.

Представленные на рис. 3.10 компоненты управленческой культуры могут быть объединены в классы по смысловому признаку. Так, В. Л. Сластенин и другие авторы учебного пособия по педагогике к компонентам управленческой культуры в образовательном учреждении относят аксиологический, технологический и личностно-творческий.

Аксиологический компонент управленческой культуры руководителя образовательной организации образован совокупностью управленческопедагогических ценностей, имеющих значение и смысл в руководстве современным учебным заведением. В процессе управленческой деятельности руководитель образовательной организации «усваивает новые теории и концепции управления, овладевает навыками, и в зависимости от степени их приложения в практической деятельности они оцениваются им как более или менее значимые. Имеющие в настоящий момент большую значимость для эффективного управления знания, идеи, концепции и выступают в качестве управленческо-педагогических ценностей»[2].

Технологический компонент управленческой культуры руководителя образовательной организации включает в себя способы и приемы управления педагогическим процессом. Технология «управления предполагает решение специфических педагогических задач, которое основывается на умениях руководителя-менеджера в области педагогического анализа и планирования, организации, контроля и регулирования педагогического процесса». Так, авторы упомянутого учебного пособия говорят о том, что уровень управленческой культуры директора школы зависит от уровня овладения приемами и способами решения указанных типов задач.

Личностно-творческий компонент управленческой культуры руководителя образовательной организации «раскрывает управление педагогическими системами как творческий акт. При всей заданности, алгоритмичности управления деятельность руководителя школы является творческой. Осваивая ценности и технологии управления, руководитель-менеджер преобразует, интерпретирует их, что определяется как личностными особенностями руководителя, так и особенностями объекта управления» .

Подобная трактовка управленческой культуры как феномена, который не может быть оценен вне контекста личности руководителя образовательной организации, позволяет дифференцировать понятия «управленческой» и «организационной» культуры (рис. 3.11).

На рис. 3.11 пересечение секторов представлено элементом, где понятия организационной и управленческой культуры оказываются практически идентичными: речь идет о ценностях, нормах, правилах и т. п. руководства организацией.

Взаимосвязь понятий .

Рис. 3.11. Взаимосвязь понятий «организационная» и «управленческая» культура.

В качестве специфического сектора управленческой культуры представлен блок специфических ситуационных свойств, которые, при условии непродолжительного влияния на деятельность организации, могут и не оказать воздействия на изменения в организационной культуре. Например, если в школу на непродолжительное время был назначен директор, который значительно отличался поведением и стилем руководства от предшественника, но проработав недолгое время, был переведен другое учебное заведение, организационная культура не испытает существенных трансформаций (как, впрочем, и управленческая культура данного руководителя).

В качестве специфического сектора организационной культуры предстают те ее элементы, которые сложно подвергаются управленческому регулированию или не относятся к системе руководства.

Одна из весьма распространенных классификаций управленческих культур дана Ч. Хэнди, выделяющим культуру власти («культура Зевса»), где центральную роль в управлении играют личные качества руководителя; ролевую культуру («культура Аполлона»), которая базируется на строгих предписаниях, должностных инструкциях, строгом контроле; культуру задачи («культура Афины»), которая, в отличие от ролевой, приспособлена к управлению в условиях изменений, так как она основывается на сотрудничестве, коллегиальном принятии решений, общих ценностях; культуру личности («культура Диониса»), которая имеет фундаментом творческие ценности.

К сожалению, многочисленны примеры управления современными образовательными организациями, когда руководители основываются в своей деятельности на принципах культуры власти и ролевой культуры. Особенно неэффективны такие тины культур в условиях постоянной модернизации образования, изменений в требованиях потребителей и органов государственной власти и др.

За руководителем образовательной организации закреплено множество обязанностей, выполнение которых обеспечивает определенный уровень управленческой культуры. Поэтому можно говорить об известной формализации требований общества к уровню развития управленческой куль туры менеджера образования. Так, руководитель образовательной организации[3]:

несет ответственность перед государством и обществом за соблюдение требований охраны прав обучающихся, планирует и организует учебновоспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

создает необходимые условия для организации работы вне основного образовательного процесса;

проводит подбор заместителей, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кадров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает руководителей структурных подразделений;

  • — принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал ОУ (образовательного учреждение);
  • — организует в установленном порядке рациональное использование выделяемых учебному заведению бюджетных ассигнований и внебюджетных финансовых поступлений;

но согласованию с соответствующими структурами ОУ устанавливает надбавки к заработной плате сотрудникам, чей труд заслуживает дополнительного вознаграждения;

— создает условия для творческого роста сотрудников, для развития научной деятельности (что особенно важно для вузов), для осуществления педагогических экспериментов;

несет ответственность за свою деятельность перед соответствующими надзорными органами управления образованием.

К специфическим направлениям управленческой культуры образовательной организации относят, в том числе[4]:

результативность в реализации административно-управленческих функций (сбор и обработка информации; способы осуществления педагогического анализа; культура и прозрачность процессов планирования и др.);

культуру принятия управленческого решения (контроль и корректировка: сопоставление цели и результата; выявление отклонений и «узких мест» в развитии школы; разработка мер по корректировке педагогического процесса и др.);

развитие инновационной деятельности, управление ею. Способность «генерировать перспективные идеи, внедрение которых дает значительное улучшение качества образовательного процесса; мотивировать и воодушевлять педагогический коллектив на работу по освоению инноваций;

информационно поддержать нововведение (информирование о его целях, сути, значимости для каждого ученика и учителя); способность оценить необходимые ресурсы и затраты; поощрять инициативу учителей, создавать творческие группы, способные становиться исследовательскими, экспериментальными и давать высокие результаты; оказывать своевременную и квалифицированную помощь педагогам, включенным в процесс освоения новаций (консультации, семинары, показ опыта, практикум, рекомендации); помогать учителям в преодолении барьеров психологического характера (неуверенности, неудачи и т. п.)"[5];

профессионально-педагогическую культуру руководителя учреждения;

  • — социально-психологическую культуру руководителя ОУ (создание творческого педагогического коллектива);
  • — мотивация и стимулирование коллектива к эффективному труду;
  • — создание благоприятного психологического климата в коллективе; культуру общения руководителя, которая сводится к тому, чтобы

" эффективно пользоваться методами убеждения (аргументированность, доказательность); поощрять деловые дискуссии и руководить ими; использовать методы воздействия па коллектив, па человека; систематически анализировать стиль общения с работниками и др." ;

деловые и личностные качества руководителя (деловые качества; организация труда руководителя ОУ; объективность в оценке деятельности работников ОУ; доброжелательность в отношениях с сотрудниками; способность критиковать без предвзятости и др.).

На современном этапе образовательные организации как социальные институты встали перед лицом сложных проблем. Постоянно меняющиеся социальные, политические, экономические и технологические условия требуют новых методов управления. Многие исследователи типов управленческих культур делают вывод о том, что адаптивность и гибкость должны стать основой развития управленческой деятельности. Культура больше не является застывшей и неизменной. При следовании базовым ценностям и принципам она должна реагировать на вызовы динамично меняющей среды. Так, например, вуз, который характеризуется предоставлением образовательных программ классического образования, апробированных годами, и считающий это главным преимуществом культуры управления, может столкнуться с проблемой недостаточного набора абитуриентов. Видимо, для повышения конкурентоспособности данному учебному заведению придется отойти от традиций и обратить внимание па эффективный маркетинг и разработку новых образовательных программ.

Говоря о современных тенденциях в развитии управленческой культуры в образовательных организациях, следует отметить, что многие сотрудники не просто пассивно воспринимают навязываемые им ценности, но и зачастую занимают активную позицию в сфере формирования требований к управленческой культуре. Например, участвуют в принятии управленческих решений, отстаивают свою точку зрения перед руководителем, настаивают на важности учета тех или иных обстоятельств и т.н. Этому способствует получивший весьма широкое распространение демократический стиль руководства. Так, О. И. Шкаратан отмечает, что такие трансформации в увеличении зависимости управленческой культуры от активности работников исполнительского звена стали возможными благодаря развитию в работниках таких качеств, как:

  • — готовность к постоянной инновационной деятельности;
  • — подготовленность к обработке и оценке информации;
  • — умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, принимать нестандартные решения, анализировать возникающие проблемы;
  • — готовность к сочетанию личных и групповых интересов, установлению контакты внутри группы;
  • — инициативность, предприимчивость;
  • — включенность в систему непрерывного образования;
  • — профессиональная, квалификационная, территориальная подвижность[6].

В современных условиях инновационная деятельность образовательных организаций является необходимым элементом управленческой культуры. При этом следует отметить, что иногда «инновационный характер» активности выступает лишь «маской» или видимостью деятельности по разработке и внедрению постоянных «новшеств». Поэтому учебное заведение зачастую работает на создание определенного имиджа и не занимается усовершенствованием деятельности в области действительного повышения качества образования.

В этом контексте представляется, что ценностный и знаниевый компоненты управленческой культуры, предполагающие не только «декларирование на бумаге» и «провозглашение лозунгов», а реальное повышение квалификации в рамках системы непрерывного образования сотрудников, обмен коллегиальным мнением, регулярные мозговые штурмы и другие меры, могут выступить фундаментом развития управленческой культуры современного менеджера образования.

Выводы

  • 1. Управленческая культура — это интегративное, комплексное понятие, которое представляет собой совокупность ценностей, знаний, умений, отношений и норм поведения, используемых в процессе управления социальными системами и организациями.
  • 2. К основным элементам управленческой культуры относятся: управленческие знания, умения и навыки; самоорганизация руководителя; этика и этикет руководителя; общественные отношения, прежде всего, управленческие и организационные, в которых материализуются нормы, ценности общества и организации; организация рабочего места руководителя

и подчиненных; культурные нормы и ценности, установленные обществом и принимаемые организацией и т. п.

  • 3. Управленческая культура руководителя зависит от типа и вида образовательной организации, от уровня образования, к которому относится учебное заведение, от требований, предъявляемых обществом, от характеристик личности руководителя и др.
  • 4. Можно выделить аксиологический, технологический и личностнотворческий компоненты управленческой культуры.
  • 5. В современных условиях превалирующими тенденциями в развитии управленческой культуры руководителя образовательной организации является повышение степени ее гибкости и адаптивности к изменениям; инновационный характер деятельности учебных заведений, который провоцирует изменения в культуре управления; прямая зависимость результативности управления образовательной организацией от эффективности управления организационной культурой организации.
  • [1] Управление образовательными системами: учеб, пособие /Л. А. Кабанина, Н. П. Толстолуцких. 2-е изд., испр. и доп. Балашов: Николаев, 2005.
  • [2] См.: Сластенин В. Л., Исаев И. Ф., Мищенко Л. И., Шиннов Е. II. Педагогика: учеб, пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс, 1997.
  • [3] По материалам: Сластеиин В. А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиннов Е. И. Педагогика: учеб, пособие для студентов педагогических учебных заведений. М.: Школа-Пресс. 1997.
  • [4] По материалам: Управление образовательными системами: учеб, пособие / Л. А. Кабанина. И. П. Толстолуцких. 2-е изд., пер. и доп. Балашов: Николаев, 2005.
  • [5] См.: Управление образовательными системами: учеб, пособие.
  • [6] См.: Шкаратан О. И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. № 1.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой