Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности бизнес-планирования инвестиционных проектов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, несмотря на общие цели планирования бизнеса, а именно минимизации затрат и увеличения прибыли, в каждом отдельном случае необходима формулировка цели разработки бизнес-плана, что позволит определить его четкую структуру и аргументировать целевую направленность программы предпринимательской деятельности. Рассматривая повышение организационно-технического уровня как необходимое… Читать ещё >

Особенности бизнес-планирования инвестиционных проектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В экономической литературе вопросам планирования бизнеса уделяется большое внимание.

В новых экономических отношениях условия производства диктуются деловой средой, которая в российском бизнесе существенно отличается от западной. Российская деловая среда характеризуется следующими компонентами:

  • • законодательная база;
  • • подзаконные нормативные акты;
  • • нормативно-методическое обеспечение деятельности предприятий; действующая система стандартизации и контроля качества;
  • • обычаи делового оборота, которые значительно отличаются от данной сферы в странах с развитой рыночной экономикой.

Поэтому не следует пользоваться рекомендациями по разработке бизнес-планов по западным образцам.

Бизнес-план предприятия представляет собой документ, содержащий комплексное обоснование стратегии (программы) развития всех сфер деятельности предприятия. Разработка бизнес-плана предприятия — это еще и планирование бизнеса, что позволяет грамотно и эффективно управлять предприятием.

Содержание и структура бизнес-плана зависят от его целевой направленности.

Бизнес-план может выполнять более десяти функций (рис. 11.5), что подтверждается нижеприведенной целевой направленностью планирования предпринимательской деятельности.

Функции бизнес-плана.

Рис. 11.5. Функции бизнес-плана.

Если целью бизнес-плана является привлечение партнера, то необходимо при разработке данного документа акцентировать внимание на привлекательности проекта, а также надежности и компетенции его руководителя. Для этого вводится раздел, характеризующий компетентность руководителя проекта, его образование и профессионализм, опыт работы на соответствующих производствах, его заслуги и достижения на данном поприще, а также личные качества.

Если бизнес-план необходим для получения кредита, то более подробно и обоснованно должны разрабатываться разделы, подтверждающие источники получения прибыли, чтобы доказать платежеспособность предпринимателя и сроки погашения кредита.

Если предусматривается расширение объемов производства, его модернизация или реконструкция, то внутрифирменное планирование позволит определить необходимые единовременные затраты на дополнительный объем реализации продукции, прибыль и сроки окупаемости затрат. При этом основательно разрабатывается план реконструкции (замена оборудования, расширение площадей и т. д.) и план производства.

С целью участия предприятия в распределении централизованных инвестиционных ресурсов разрабатывается бизнес-план, который является неотъемлемой частью конкурсной заявки.

Бизнес-план может составляться и с целью обоснования целесообразности изменения ассортимента, повышения качества продукции, в этом случае более глубоко проводятся маркетинговые исследования, рассчитывается емкость рынка (рыночной ниши), обосновываются способы стимулирования сбыта продукции и изучаются позиции конкурен тов.

Рассматривая повышение организационно-технического уровня как необходимое условие интенсификации и роста эффективности производства, в бизнес-планах следует выделять разделы: «техническое перевооружение» или «внедрение информационных технологий» и т. д., и «повышение экономической эффективности производства».

Таким образом, несмотря на общие цели планирования бизнеса, а именно минимизации затрат и увеличения прибыли, в каждом отдельном случае необходима формулировка цели разработки бизнес-плана, что позволит определить его четкую структуру и аргументировать целевую направленность программы предпринимательской деятельности.

Вышеизложенное подтверждает нецелесообразность разработки единой стандартной формы, отражающей содержание бизнес-плана для различных инвестиционных проектов.

Однако примерная вариативная структура бизнес-планов и общие требования к разработке и заполнению форм по разделам плана должны содержаться в методических разработках.

Примерная структура инвестиционного бизнес-плана.

Титульный лист.

  • • название документа;
  • • название предприятия, адрес, учредители;
  • • суть предлагаемого проекта;
  • • стоимость проекта.
  • 1. Резюме проекта, которое представляет собой краткий обзор бизнес-плана и является наиболее важным из разделов. Резюме может быть написано только после завершения работы над документом, но помещается оно обычно в самом начале бизнес-плана.

В этом разделе отражено название и адрес предприятия; ФИО руководителя и основных учредителей с указанием их доли в уставном капитале.

Данный раздел может содержать следующую информацию:

  • • название бизнеса, адрес, юридический статус, сведения о собственниках предприятия, опыт работы, квалификацию;
  • • цель проекта, его краткую характеристику, отличительные черты;
  • • краткие сведения о структуре управления, квалификации управленческого персонала и пр.;
  • • результаты маркетингового исследования рынка (характеристика конъюнктуры рынка, обзор целевой группы, расчет ожидаемого объема продаж на первые два года деятельности и др.);
  • • совокупную стоимость проекта;
  • • потребность в инвестициях и сроки возврата заемных средств;
  • • форму участия государства в финансовом обеспечении проекта;
  • • финансирование проекта в процентах:
    • — доля собственных средств;
    • — доля заемных средств;
    • — средства государственной поддержки;
  • • сроки окупаемости;
  • • заявление о коммерческой тайне;
  • • доходность бизнеса (ожидаемая прибыль и рентабельность вложенного капитала).
  • 2. Краткая характеристика проекта, содержание которого включает такие позиции, как:
    • • вид и характеристика создаваемого проекта;
    • • обоснование выгодности проекта;
    • • месторасположение, юридический адрес и организационно-правовая форма предприятия;
    • • лицензии, сертификаты, разрешения и т. д.;
    • • характеристика собственных и арендованных площадей, арендная плата;
    • • наличие оборудования, стоимость, нормы амортизации;
    • • описание продукции;
    • • преимущества продукции (по сравнению с аналогами);
    • • объем ожидаемого спроса на продукцию;
    • • другие преимущества, в том числе и социальные (создание дополнительных рабочих мест; коммуникаций общего пользования и др.).
  • 3. Анализ положения дел в отрасли. В этом разделе сначала указывают сферу деятельности предприятия, а затем отражают результаты анализа рынка:
    • • описание и обзор отрасли:
      • — масштабы отрасли;
      • — характеристика и тенденции;
      • — основные потребительские группы;
    • • рынки сбыта и их размеры, емкость, доля рынка;
    • • охват рынка;
    • • целевые уровни рентабельности продаж;
    • • конкурентоспособность и конкурентные преимущества;
    • • трудности выхода на рынок и др.
  • 4. План маркетинга (8—10 позиций). В этом разделе отражаются:
    • • миссия и общественное мнение о компании;
    • • стратегия проникновения на рынок;
    • • стратегия роста;
    • • ценовая стратегия;
    • • методы поиска партнеров;
    • • каналы сбыта;
    • • схемы реализации и условия оплаты;
    • • стратегия продвижения:
      • — рекламная кампания;
      • — связи с общественностью;
    • • организация послепродажного обслуживания и т. д.
  • 5. Производственный план (10—12 позиций)'.
  • • описание производственного процесса:
    • — характеристика производственного помещения и оборудования;
    • — описание технологии производства;
    • — описание технологического цикла, производительности оборудования и т. д.;
  • • снабжение:
  • — поставщики сырья, материалов и оборудования;
  • — условия поставки, транспортировки, контракты;
  • — наличие предприятий-смежников;
  • • транспортная и коммуникационная инфраструктура;
  • • уровень безопасности производства, его экологичность;
  • • требуемая рабочая сила и т. д.
  • 6. Организационный план (5—7 позиций). В данном разделе описывается организационная структура управления предприятия, характеристика управленческого персонала и трудовых ресурсов и система управления:
    • • организационная структура;
    • • функциональная структура;
    • • данные об управленческом аппарате предприятия;
    • • характеристика трудовых ресурсов:
      • — персонал — штатное расписание;
      • — анализ рынка труда;
      • — набор кадров и обучение, квалификационные требования;
      • — стимулирование и мотивация персонала;
    • • система управления:
    • — информационная структура;
    • — система регулярного управления проектом.
  • 7. Финансовый план — в разделе определяются:
    • • поступления и платежи;
    • • прибыли и убытки (финансовые результаты, доходы и затраты);
    • • балансы;
    • • затраты на реализацию проекта;
    • • эффективность — оценивается по показателям: срок окупаемости, точка безубыточности бюджетного эффекта;
    • • срок окупаемости инвестиционного проекта;
    • • точка безубыточности;
    • • бюджетный эффект инвестиционного проекта.

Также в бизнес-плане необходимо отразить возможные риски и мероприятия по их нивелированию.

Исследования различных вариантов бизнес-планов свидетельствуют, что по объему, глубине обоснований, количеству разделов действующие планы имеют существенные различия. Нельзя согласиться с предложениями бизнес-плана, в которых отсутствуют расчет затрат на производство или формирование издержек для предприятий торговли. Нередко планы представляют в виде таблиц, а подтверждающие приложения с их расчетами отсутствуют. Чем достовернее выполнены плановые расчеты, тем реальнее успех в бизнесе. Правомерность расчетов в бизнес-планах должна подтверждаться внутрифирменной и (или) внешней экспертизой.

Становление отечественной промышленности должно сопровождаться активизацией экономических методов управления, в том числе планирования, что в свою очередь обусловит необходимость создания сети экспертных бюро, оценивающих реальность и целесообразность внедрения научно-организационно-технических проектов.

Подводя черту под характеристикой состава бизнес-плана и основных требований, но его разработке, акцентируем внимание читателей на содержании его основных разделов, число которых, как показывает практика, колеблется от 7 до 16.

Нередко бизнес-планы с обоснованными подробными расчетами трудовых, материальных и финансовых расходов считают экономическим обоснованием.

Принципиальные отличия бизнес-плана от экономического обоснования следующие:

В бизнес-плане имеются разделы, которые, как правило, отсутствуют в экономическом обосновании:

  • • маркетинговые исследования;
  • • расчеты потребности в основном и оборотном капитале;
  • • определение источников финансирования;
  • • сроки погашения кредита.

Кроме того, временной период бизнес-плана более продолжительный, нередко он составляет 3—5 лет, а первый плановый период разбивается на кварталы. В отличие от бизнес-планирования объектом экономического обоснования выступают разрозненные отдельные мероприятия.

Содержание бизнес-планов отличается по вариантам (табл. 11.4), но обязательные разделы, необходимые для обоснования размера инвестиций и эффективности проектов, являются их неотъемлемой частью. Нередко в бизнес-планах отсутствуют разделы по определению количественного и качественного состава работающих, но без этого раздела, так же как и без расчетов потребности в сырье и материалах, не представляется возможным расчет численности работающих и необходимых затрат на их содержание.

Небесспорным является и разработка «Резюме». Некоторые авторы резюме составляют после каждого раздела либо вообще пренебрегают им, частично заменяя его разделом «Краткое описание бизнеса».

Опыт показывает, что резюме следует составлять на основании выполненных расчетов как завершающую часть разработки бизнес-плана, но отражать его надо в самом начале бизнес-плана.

В резюме отражается краткое описание проекта, необходимые затраты на его реализацию, ожидаемые финансовые результаты, сроки окупаемости, показатели конкурентоспособности. Такое размещение резюме позволит заинтересованным лицам (кредиторам, инвесторам, партнерам и др.) быстро ознакомиться с организационно-техническими и экономическими параметрами проекта и определить свою заинтересованность в его реализации.

Таблица 11.4

Сравнительные характеристики структурного построения бизнесплана инвестиционного проекта.

I вариант Создание нового предприятия.

II вариант Реконструкция с целью повышения конкурентоспособности.

1. Общая часть.

1. Общая часть.

1.1. Титульный лист.

1.1. Титульный лист.

1.2. Формирование цели проекта.

1.2. Статус проекта.

1.3. Резюме.

1.3. Участники проекта.

1.4. Описание проекта (Резюме).

2. Характеристика бизнеса предприятия, продукции.

2. Характеристика продукции, работы, услуг.

3. Маркетинговые исследования.

3. Анализ рынка.

4. Производственная деятельность.

4. Организация производства.

4.1. Расчет объема производства продукции, услуг.

4.1. Режим работы.

4.2. Расчет площадей, оборудования, стоимости производственного аппарата.

4.2. Организация производства.

4.3. Расчет потребного сырья и его стоимости па планируемый объем производства.

4.3. Оснащенность оборудованием.

4.4. Расчет численности работающих и фонда оплаты труда.

4.4. Применяемые технологии.

4.5. Расчет себестоимости продукции, работ, услуг.

4.5. Потребность в сырье и материалах.

I вариант Создание нового предприятия.

II вариант Реконструкция с целью повышения конкурентоспособности.

5. Финансовый раздел.

5. Инвестиции и риски.

5.1. Расчет потребности в основных и оборотных средствах.

6. Обеспечение конкурентоспособности.

5.2. Расчет конечных финансовых результатов.

7. Реализация продукции.

5.3. Определение источников инвестирования.

8. Управление и кадры.

5.4. Рост окупаемости затрат, сроков погашения кредита.

8.1. Характеристика персонала.

6. Организационно-правовой раздел.

9. Финансирование.

7. Приложения.

9.1. Расчет затрат на реконструкцию.

9.2. Потребность в финансировании.

10. Эффективность реконструкции.

11. Приложения.

Особое внимание предприниматель должен уделить решению проблемы привлечения дополнительных инвестиций и условий их возврата. В зависимости от выбранной стратегии финансирования определяют способ аргументации целесообразности проекта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой