Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном мире сложилась тенденция, согласно которой предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как потери для бизнеса, а государства в свою очередь стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги являются платой за цивилизованное общество. По причине того, что предприниматели не могут самостоятельно выбирать виды… Читать ещё >

Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды

1. Теоретические аспекты изучаемой темы

1.1 Экономическая сущность и значение платежей за природные ресурсы

В современном мире сложилась тенденция, согласно которой предприниматели, руководители и рядовые налогоплательщики рассматривают налоги как потери для бизнеса, а государства в свою очередь стремится со своей стороны подействовать на своих граждан внушениями о том, что налоги являются платой за цивилизованное общество. По причине того, что предприниматели не могут самостоятельно выбирать виды и размеры налогов, которые они согласны платить, поскольку законодательно оговорены все налоги и порядок их уплаты в бюджет страны, при наличии соответствующих органов контроля в обязанности которых входит надзор за надлежащим исполнением налогового законодательства, бизнес сообществу остаётся только искать пути обхода этих законов, это естественное стремление снизить налоговое бремя послужило причиной возникновения такого явление, как оптимизация налогообложения. Под налоговой оптимизацией понимаются организационные мероприятия в рамках действующего законодательства, связанные с выбором времени, места и видов деятельности, созданием и сопровождением наиболее эффективных схем и договорных взаимоотношений Предпосылки к возникновению оптимизаций налогообложения содержаться в различных нормативно правовых актах, в том числе и Конституции ПМР, в которой содержится целый ряд статей, закрепляющих право налогоплательщика на осуществление оптимизации налогообложения.

Экономическая оценка природных ресурсов является одной из центральных проблем экономической наук. Ее исследованию посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных ученых. Однако многие вопросы до сих пор не решены.

Оценка природных ресурсов имеет давнюю историю. Оценка земли как направление государственной социально-экономической политики начинает формироваться с конца XV века, когда появляется поместье как специфическая разновидность частно — феодальной условной земельной собственности. В последующие годы шло совершенствование методов и принципов оценки земель.

В методике конца XIX — начала XX в. оценка земель производилась или по стоимости земель, или по их доходности. Характерной особенностью методик было то, что оценка земельных угодий являлась одновременно источником дохода и предметом купли-продажи.

После Великой Октябрьской революции, с конца 1920 гг., в результате огосударствления земельной собственности оценка земли в сфере частной жизни практически исчезла.

Экономическая оценка природных ресурсов в бывшем СССР отвергалась на принципиальном, теоретическом уровне. Идеальной основой такого отрицания была одна из главных догм марксистской политической науки — трудовая теория стоимости К. Маркса. Согласно этой теории, стоимости всегда создаются трудом. Какой либо вклад природного ресурса в создании стоимостей отвергался. Эта теория нанесла огромный ущерб экономике нашей страны и природным ресурсам.

Государство в лице его полномочных органов заинтересовано в том, чтобы природные ресурсы использовались не хищнически, а более или менее равномерно и планомерно. Для этого служат платежи за природные ресурсы, цель которых уравнять экономические условия добычи и управлять этими условиями. В настоящее время это правило составляет основу хозяйствования Приднестровской Молдавской Республики.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Важным является то, что законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Введение

платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразований природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли-продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.

1. Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.

2. Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.

3. Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное выражение их общественной полезности, народнохозяйственной значимости в виде экономического эффекта, получаемого от их эксплуатации. Отсутствие экономической (денежной) оценки природных ресурсов стало одной из причин экстенсивного характера природопользования, отрицательно сказывающегося как на эффективности производства, так и на состоянии природных богатств. Устранение бесплатного использования природных ресурсов позволит в полной мере и правильно оценить с экономической точки зрения деятельность предприятий.

До недавнего времени в литературе существовало множество подходов к экономической оценке природных ресурсов, но необходимость ее определения была признана не сразу. Некоторое время широко обсуждалась концепция бесплатности природных благ. Ее авторы утверждали, что, поскольку природные блага не являются объектами купли-продажи, то методологически неверно их как-то оценивать: введение оценки природных ресурсов в хозяйственную практику будет тормозить разработку полезных ископаемых, расширение сельскохозяйственного производства и т. д.

Поэтому разрабатывались месторождения с высоким содержанием полезных ископаемых в руде, целинные земли представляли собой большой резерв для экстенсивного развития сельского хозяйства, а необъятные просторы тайги — для расширения лесоразработок. Затраты, которые требовались на освоение новых земель, на вовлечение в хозяйственный оборот новых месторождений, были невелики. Эти обстоятельства до некоторой степени являлись подтверждением концепции бесплатности природных благ. Однако исчерпание наиболее удобных месторождений, разработка которых позволяла получать дешевое сырье, резкое удорожание вовлечения в сельскохозяйственный оборот дополнительной посевной площади — все это свидетельствовало об ошибочности представлений о естественных ресурсах как о «даровых благах» природы.

Просчеты в экономической политике последних десятилетий привели к резкому падению эффективности использования природных ресурсов, которая продолжает оставаться крайне низкой, а нередко и вовсе не отвечает интересам страны. В этой связи, такой инструмент, как платежи за природные ресурсы должен не только повысить качественный уровень использования природных ресурсов, но и существенно пополнить бюджеты различных уровней.

Итак, платежи за пользование природными ресурсами — являются важнейшим компонентом экономического механизма природопользования. Действующим законодательством сформирована правовая основа для установления платы за пользование недрами, лесами, водой, землей и другими видами природных ресурсов на основе рентного подхода или фиксированных платежей. Поступающие платежи (налоги) распределяются между республиканским бюджетом и бюджетом конкретного субъекта ПМР в пропорциях, установленных природно-ресурсными законами. Увеличение размеров платежей за природопользование возможно только при уменьшении доли (величины) других налогов, так как суммарные налоги, взимаемые с природопользователей, как правило, находятся на предельно высоком уровне.

Прежде чем оценивать роль природоресурсных платежей в доходах бюджета, определим: что такое природные ресурсы.

Определение дается в законе ПМР «Об охране окружающей среды», в соответствии с которым, природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. При этом под использованием природных ресурсов, понимается — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.

В современном ПМР отношения в области установления и взимания природоресурсных платежей регулируются огромным комплексом нормативных актов: Конституцией ПМР, рядом республиканских законов и законов субъектов ПМР, нормативными актами республиканских органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов ПМР, актами органов местного самоуправления, инструкциями Государственной налоговой службы и др. Это десятки законодательных актов, сотни подзаконных и ведомственных нормативных актов.

Сейчас информация о природных ресурсах сосредоточена в ведомственных кадастрах.

Государственный земельный кадастр представляет собой свод документальных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Приднестровья и сведения о территориальных зонах на земельных участках и прочно связанных с ними объектов. Он является многоцелевым, многоуровневым банком данных о земельных ресурсах и содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, об их количественных, качественных и оценочных (экономических) характеристиках.

Государственный водный кадастр содержит свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях.

В рамках водного кадастра производится паспортизация рек и озер, имеющих экологическое, экономическое и рекреационное значение.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых представляет собой форму государственного учета месторождений и проявлений полезных ископаемых, выявленных в недрах ПМР. Он ведет в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях.

Государственный лесной кадастр содержит сведения об экологических, экономических и иных качественных и количественных характеристиках лесного фонда. Его данные используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные и решении других задач.

Все перечисленные кадастры имеют существенные недостатки:

· они охватывают не все природные ресурсы и объекты;

· информация о природных ресурсах носит в основном ведомственный характер;

· при оценке природных ресурсов недостаточно учитывается экологический фактор и др.

Плата за пользование конкретным природным ресурсом установлена соответствующими законами и нормативными актами.

Для установления размера платы за использование природными ресурсами разработаны нормативы с расчетами оценки получаемых благ и приносимого вреда в сферах использования земли недр земли, воздушных и водных сред.

Экономическая оценка природных ресурсов представляет собой денежное выражение экономического результата (эффекта) от их использования в фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную и иную деятельность.

Показатель экономической оценки является непостоянной величиной, при изменении указанных выше условий он подлежит корректировке.

Экономическая оценка природных ресурсов производится применительно к отдельным их видам или пространственно ограниченным объектам, имеющим фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики. Одни и те же природные ресурсы в составе природных объектов могут выполнять различные функции. Поэтому оценка таких ресурсов должна осуществляться по всему комплексу выполненных ими функций.

Экономическая оценка природных ресурсов применяется для решения всего комплекса вопросов, связанных с рациональным их использованием и вовлечением в сферу социально-экономических отношений в обществе.

Такая оценка необходима для следующих целей:

— обоснования стратегии, долгосрочных и среднесрочных планов социально-экономического развития ПМР и ее субъектов;

— учета стоимости природных ресурсов в составе экономических активов страны, а также при вовлечении их в хозяйственный оборот на законодательной основе государственных концессий и залогового права;

— предъявление миру официальной статистики реальной стоимости природных ресурсов, как элемента национального богатства;

— решения вопросов налогообложения;

— решения других вопросов природопользования;

Экономическая оценка природных ресурсов как национального богатства может выступать в качестве цены за право пользования этими ресурсами. При покупках указанных прав природная рента в процессе эксплуатации ресурсов не должна взиматься.

Экономическая оценка природных ресурсов базируется на следующих основных принципах.

1. Принцип комплексности предусматривает учет всех природных ресурсов, входящих в состав оцениваемого объекта (как используемых, так и подвергаемых негативному воздействию), а также учет всех полезных качеств природного ресурса, которые проявляются при данном варианте природопользования, либо теряются временно или навсегда.

2. Принцип охраны условий жизнедеятельности человека и природы предполагает сбалансированный учет экологических и экономических интересов общества и обеспечения гарантий, прав человека на благоприятную окружающую среду.

3. Принцип императива воспроизводства природных ресурсов означает, что природные ресурсы, которые отрабатываются в процессе эксплуатации, должны быть воспроизведены в экономическом или физическом отношении.

4. Принцип оптимизации экономической оценки природного объекта в целом предполагает поиск такого варианта использования природных ресурсов, входящих в состав природного объекта, при котором природный объект имеет наивысшую оценку.

5. Принцип учета фактора времени предусматривает приведение разновременных затрат и результатов с помощью соответствующих коэффициентов к моменту оценки природного ресурса.

6. Принцип вклада природных ресурсов в национальное богатство страны означает разумное и эффективное их использование.

Если методы экономической оценки природных ресурсов позволяют оценить частичное использование ценностного курса на момент расчета для размеров платы в бюджет, то эти методики не дают возможности оценить принадлежащие стране богатства в полном объеме, выделить оставшееся в недрах к использованию, определить очередность их изъятия с учетом возможности технологии, продолжительности хранения и их добычи.

Поэтому из-за отсутствия оценки всего потенциала богатств ПМР, существующие экономические методы расчета величины налогов и сборов за природопользование не только не стимулируют работы по сохранению и воспроизводству природных запасов, но и обедняют бюджет, в котором величина налогов и сборов отражает только используемые природные ресурсы. Существуют следующие методы оценки природных ресурсов:

· метод сравнительного анализа продаж — основывается на информации о ценах продажи (прав на использование) путем проведения публичных торгов аналогичных природных ресурсов (объектов);

· метод восстановительной стоимости — используется для оценки возобновимых природных ресурсов на основе затрат, которые пришлось бы израсходовать обществу, чтобы полностью возместить исчезновение данного вида ресурса из использования в хозяйственном обороте;

· метод остаточного дохода — применятся при несовершенстве цен на первичное природное сырье, когда значительный экономический эффект от его использования остается в перерабатывающих отраслях.

· воспроизводственный метод позволяет определять стоимость природного ресурса как совокупность затрат, требуемых для воспроизводства частично потребляемого вида сырья на планируемый период;

· результативный метод позволяет вести экономическую оценку только природных ресурсов, приносящих доход, через разницу доходов и текущих затрат;

· рентный и монопольно-ведомственный методы расчёта исходят из выбора наиболее ценного сырья для добычи при минимальных затратах, ориентированных на средний уровень, с обоснованием разделения собственника ресурсов и его пользователя.

Система платежей за природные ресурсы включает:

1) плату за право пользования природными ресурсами;

2) плату за частичное их восстановление;

3) штрафные платежи за превышение минимального использования природных ресурсов.

Платежи за природные ресурсы разделены между республиканским и местным бюджетами. В соответствии с налоговым законодательством ПМР отнесены:

* налог на пользование недрами;

* налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

* сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

* водный налог;

* лесной доход;

* экологический налог.

К местным налогам относится земельный налог.

При исчислении платы за использование природных ресурсов следует рассматривать два принципа экономической оценки ресурсов.

Первый — это «затратный принцип», когда величина оценки природных ресурсов связывается с общественно необходимыми затратами на их выявление, освоение и воспроизводство. Наиболее последовательно затратная концепция была сформирована академиком С. Г. Струмилиным, по выражению которого освоенные блага природы приобретают цену своего освоения, а эти цены вполне определяются общественной стоимостью затрат по освоению таких благ.

Эта концепция основывается на том очевидном факте, что в настоящее время практически нет природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственный оборот без предшествующих этому затрат. Однако она обладает рядом недостатков, делающих ее неприменимой для определения цены природных ресурсов. Во-первых, получаемая величина выражает их стоимость уже после приложения к ним определенных трудозатрат, без учета стоимости природных ресурсов, пребывающих в естественном состоянии. Во-вторых, затраты на освоение и охрану экономически менее эффективного природного ресурса (низкокачественного, труднодоступного), как правило, больше, чем на более эффективные. Таким образом, получается, что объект, обладающий большей потребительной стоимостью, имеет меньшую цену. А ведь это явное противоречие. И в-третьих, управляющая роль цены заключается в том, чтобы оценить величину общественно оправданных затрат на вовлечение природного ресурса в хозяйственный оборот или расширение его эксплуатации. Согласно же «затратному» принципу цена будет определяться по затратам и тем самым оправдываются любые, даже самые неэффективные вложения в его освоение и охрану.

Альтернативой затратной концепции является «результативный принцип» определения цены природных ресурсов, которая определяется экономическим эффектом от их использования, безотносительно к прошлым затратам на освоение этих ресурсов, что в конечном итоге, является признанием дифференциальной ренты как основы экономических оценок.

При определении экономической оценки и платы за природные ресурсы необходимо учитывать, что любой единичный природный ресурс в процессе эксплуатации функционирует с другими средствами производства, причем его продуктивность (и следовательно, цена) зависит от выбранного способа эксплуатации. В то же время выбор способа эксплуатации природного ресурса зависит не только от характеристик его естественной продуктивности, но и от ряда социально-экономических условий: расположения ресурсов относительно пунктов потребления, допустимости его для техники, социальных требований, предъявляемых к режиму использования занимаемой им территории. Именно поэтому одинаковые по естественной продуктивности единичные природные ресурсы могут иметь различную цену, находясь в различных социально-экономических условиях эксплуатации.

Современная экономика создает все необходимые предпосылки для рационального природопользования. Однако, при этом, оптимальное природопользование не может быть обеспечено автоматически.

Концептуальное решение проблемы обеспечения равных требований к уровню эффективности использования предоставленных в распоряжение предприятий ресурсов, а также экономической заинтересованности трудовых коллективов в рациональном использовании недр, охране окружающей среды заключается в применении механизма платности за природопользование. До сих пор нет общепризнанной и утвержденной на уровне Правительства ПМР методики экономической оценки природных ресурсов и включения такой оценки в сферу социально-экономических отношений в обществе.

В связи с отсутствием полномасштабной и объективной оценки природных ресурсов государственный бюджет ПМР в процессе приватизации потерял десятки миллионов рублей и продолжает терять огромные средства в настоящее время. Сейчас эта проблема является одной из самых важных в экономической науке. Для ее решения необходимо:

— создать новую информационную базу для экономической оценки природных ресурсов;

— более полно учитывать режимы природопользования и экологического фактора при экономической оценки природных ресурсов;

— учитывать не только дифференциальную природную ренту, но и абсолютную при экономической оценке природных ресурсов;

— учитывать методические особенности отдельных видов природных ресурсов.

1.2 Плата за пользование недрами

Закон ПМР «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования — введение платежей в бюджет за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в Приднестровья становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лицами граждане других государств.

В соответствии с республиканским законом с пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в целя, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система платежей включала в себя: сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий; плату за пользование недрами; отчисления за воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья; на добычу полезных ископаемых. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориального моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Этот налог пришел на смену отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и платежам за добычу полезных ископаемых.

Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, которые являются пользователями недр.

Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование.

Распределение налогов и средств от использования производится следующим образом:

· платежи, за право добычи полезных ископаемых распределяются в соответствующих процентах между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами;

· плата за право выполнения поисково-разведывательных работ и за право использования недр для целей, не связанных с разработкой полезных ископаемых, а также платежи за право добычи общераспространённых полезных ископаемых поступают в бюджеты городов и районов, на территории которых происходило пользование недрами.

В законе перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:

· общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателем и используемые им для личного потребления;

· геологические коллекционные материалы;

· ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, использовались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т. д.). Эти объекты иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;

· полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;

· дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых.

Предусматривается два способа, с помощью которых можно узнать количество добытого ископаемого, — прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства и учитываются фактические потери полезного ископаемого. Косвенный способ можно применять только в случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье, и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать:

· цены реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций;

· расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки).

Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых, самая низкая ставка для калийных солей — 3.8%, а самая высокая для нефти и газового конденсата — 16.5%. При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%. Эта ставка применяется для:

· нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;

· попутного газа;

· попутных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;

· полезных ископаемых, которые остаются в отходах перерабатывающих производств, потому что в ПМР нет технологии, позволяющей их извлекать:

· подземных вод из контрольных или резервных скважин, если эти воды извлекают для планового контроля:

· минеральных вод, когда их используют в лечебных и курортных целях и при этом не торгуют ими;

Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых — календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

1.3 Плата за пользование объектами животного мира

Налоговым законодательством установлены сборы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами в случае их изъятия из среды обитания. Такой вид деятельности осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование данными объектами, выдаваемой в соответствии с законодательством ПМР.

Плательщиками сборов признаются организации и физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели — пользователи объектами животного мира и водных ресурсов. При этом платными объектами пользования являются водные биологические ресурсы во внутренних водах.

Объектами обложения выступают объекты животного мира и водных ресурсов.

Длительно время плата за пользование объектами животного мира отсутствовала. Вопросы компенсации затрат на осуществление работ по охране и воспроизводству объектов решались через оплату лицензий (разрешений), которые выдавались специально уполномоченными органами.

За плату предоставляются в пользование следующие объекты животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензии или разрешениям:

1. Отнесённые к объектам охоты;

2. Отнесённые к объектам рыболовства;

3. Принадлежащие к видам, занесённым в Красную Книгу ПМР;

4. Не отнесённые к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащие к видам, занесённым в Красную Книгу ПМР.

Плата за пользование указанными объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов ПМР с учётом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством ПМР.

При осуществлении мер по регулированию численности отдельных объектов животного мира, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, сельскохозяйственных и других домашних животных, а также в целях предотвращения нанесения ущерба народному хозяйству, животному миру и среде его обитания изъятие соответствующих объектов животного мира может осуществляться бесплатно в порядке, определяемом специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Ставки сбора за использование объектов животного мира установлены в рублях за одно животное и дифференцированы по видам животных. При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных применяется ставка, пониженная на 50%. Ставки сбора за пользование водными ресурсами установлены в рублях за одну тонну объекта водных биологических ресурсов и за одно млекопитающее. Сумма сбора за пользование объектами животного мира и водных ресурсов определяется как произведение соответствующего количества объектов, ресурсов и установленной ставки сбора.

За пользование объектами животного мира и водными объектами сбор уплачивается в виде разовых и регулярных взносов. Разовый сбор составляет 10% от исчисленной суммы и вносится при получении лицензии, оставшаяся часть платится равными долями в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии ежемесячно не позднее 20-го числа.

1.4 Плата за пользование лесными ресурсами

Лесопользование в ПМР регулируется республиканскими законами и иными нормативными актами ПМР и субъектов ПМР.

Лесное законодательство направлено на обеспечение рационального и не истощительного использования лесов, их охране, защиту и воспроизводство исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.

Лесной доход представляет собой совокупность платежей за пользование лесными ресурсами, включающими в себе лесные подати, арендную плату за участок лесного фонда, сданный в аренду, и плату за перевод лесных земель в нелесные.

Объектами лесных отношений являются: лесной фонд Приднестровской Молдавской Республики, участки лесного фонда, права пользования ими, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, права пользования ими, древесно-кустарниковая растительность.

Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, обязаны рационально использовать лесной фонд.

В Лесном кодексе подробно определены виды лесопользования, которые могут осуществляться в лесном фонде:

1. Заготовка древесины;

2. Заготовка живицы;

3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних ёлок и др.)

4. Побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления, лесным хозяйством);

5. Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;

6. Пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;

7. Пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Все виды использования лесного фонда осуществляются на платной основе.

Формы платы за пользование лесными ресурсами установлены Основы лесного законодательства ПМР в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса.

Размеры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции (при пользовании лесом) или по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъектами Приднестровья, а конкретные размеры ставок налогов — местными органами самоуправления.

Лесные подати поступают в бюджеты городов и районов. Часть средств направляется на охрану и защиту лесов.

Арендная плата вносится за аренду лесного фонда. Принципы определения и взимания арендной платы устанавливаются представительными органами субъектов республики. Конкретный её размер определяется городскими, районными органами самоуправления. Вся арендная плата поступает в бюджет города или района по месту аренды.

Фонд воспроизводства, охрана и защита лесов создаётся за счёт отчислений лесопользователей. Размер отчислений определяется в процентах от стоимости заготовленной лесной продукции — древесины, как заготовленной, так и переработанной, реализованной, израсходованной на собственные нужды и численной по ценам реализации. Фонд воспроизводства является государственным внебюджетным фондом. Его средства расходуются на воспроизводство, охрану, защиту лесов; на содержание лесной охраны, лесоустройство, учёт, мониторинг лесов, организация пользования лесным фондом.

Минимальные ставки лесных податей дифференцированы:

· по лесотаксовым поясам и группам лесов;

· по видам основных пород леса; наиболее высокие таксы установлены на бук, дуб, кедр, сосну, а самые низкие — на осину, ольху;

· по качеству древесины (деловая, дровяная);

· по сортиментам деловой древесины (крупная, средняя, мелкая).

Законодательством установлен ряд льгот, направленных на освобождение от платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд следующих категорий:

— участников Великой Отечественной войны, а также граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

— инвалиды I и II групп:

— пенсионеров, проживающих в сельской местности;

— лиц, пострадавших от стихийных бедствий;

— вынужденных переселенцев;

— крестьянских (фермерских) хозяйств;

— представителей коренных малочисленных народов.

1.5 Плата за пользование водными ресурсами

Понятие «водный объект» определено законодательством — это сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Водный режим — это изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водных объектах.

Система платежей, связанных с пользование водными объектами включает:

· плату за пользование водными объектами (водный налог);

· плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов;

· сбор за выдачу лицензий на водопользование;

Плательщиком за пользование водными объектами являются юридические лица, которые непосредственно осуществляют пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств, подлежащих лицензированию. Плата взимается:

· при заборе воды из поверхностных водных стоков, территориального моря и внутренних морских вод для ее использования в производственном, технологическом процессах, для собственных, хозяйственных и бытовых нужд;

· при сборе сточных вод, попавших в водные объекты, от результатов производственной и иной деятельности;

· при пользовании водными объектами без изъятия воды сброса сточных вод — для удовлетворения гидроэнергетики в воде;

· при использовании акватории водных объектов для лесосплава и др.

От уплаты освобождено использование водных объектов в следующих целях:

· забора воды для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

· забора воды для рыболовства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

· проведения государственного мониторинга водных объектов;

· осуществления рекреации лечебными и оздоровительными учреждениями, а также учреждениями для обслуживания инвалидов, ветеранов, детей.

Объектом обложения являются:

· объем забранной из водного объекта воды;

· объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водными объектами без забора воды (для гидроэлектростанций — количество выработанной электроэнергии;

· площадь акватории водных объектов;

· объем сбрасываемых в водные объекты сточных вод.

Плата за водопользование является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако в странах, в которых велика доля потребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.

Основным методическим подходом при определении тарифов платы за воду является затратный метод в различных его модификациях. Другие подходы используются преимущественно для отдельных отраслей и имеют ограниченное применение. Практически во всех странах средства, получаемые от платы за воду, не обеспечивают в полной мере потребности водохозяйственного строительства, которое повсеместно осуществляется с использованием государственных субсидий.

Плата за восстановление и охрану водных объектов устанавливается правительством согласно Основам водного законодательства. Она взимается с водопользователей и поступает в государственный бюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов, а за пользование подземными водами — в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

В этой части Основы водного законодательства противоречат Закону о недрах, ибо он не рассматривает подземные воды как составную часть недр, а пользование ими — как вид недропользования. Более того, Основы водного законодательства включают подземные воды в состав государственного водного фонда, а не фонда недр. Поэтому все отчисления за пользование подземными водами правильнее было бы направлять в фонды восстановления и охраны водных объектов.

Закон определил плательщиков, объекты платы, платежную базу, и, главное, в нём были установлены минимальные и максимальные ставки платы, без которых документ не был бы работающим.

Сумма оплаты определяется плательщиком самостоятельно по итогам отчетного периода исходя из ставок и величины объекта обложения.

Плательщики вносят начисленную плату за воду не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является: для предпринимателей без образования юридического лица, малых предприятий и плательщиков, использующих акваторию водного объекта, — каждый календарный квартал; для остальных плательщиков — каждый календарный месяц. В эти же сроки плательщики представляют в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию по установленной форме. Сумма платы за пользование водными объектами включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

1.6 Платежи за загрязнение окружающей среды

В последнее десятилетие экологические проблемы в нашей стране приобрели особую остроту, что обусловлено развитием науки и техники, распространением масштаба человеческой деятельности до тех пределов, когда сама природа не в состоянии нейтрализовать отходы производства и восполнить израсходованные природные ресурсы.

С целью создания источника финансирования расходов государства на охрану окружающей среды введена плата за выбросы загрязняющих веществ, носящая компенсационный характер фискального сбора.

Плату за загрязнение окружающей среды вносят юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и имеющие источники загрязняющих веществ, вне зависимости от величины ущерба, причиненного экологической системе.

Взимание платы предусматривается за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

· выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

· сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

· размещение отходов;

Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платы за использование природных ресурсов. Её сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешённого компетентными органами государства причинения вреда независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счёт прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым, можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.

В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей среды. В этом проявляется экономическое значение платы.

Порядок установления платы состоит из трёх этапов:

· определение базовых нормативов платы;

· дифференцированных ставок;

· конкретных размеров ставок за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя ввиду вредного воздействия (шум, электромагнитные излучения) с учётом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Базовые нормативы представлены в двух видах:

· за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов;

· за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах допустимых лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатическое, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органом охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.

Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта даётся в постановлении Правительства ПМР. При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причём с учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленности центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах, — в 2 раза. Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход республиканского бюджета для финансирования деятельности территориальных органов, а остальные 90% - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления.

Очень важно отметить, что постановлением Правительства ПМР так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпидемнадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта. В пределах утвержденных нормативов и лимитов плата относится на затраты природопользователя, а за превышение предельно допустимых уровней загрязнения окружающей среды — за счет прибыли, остающейся у организации после уплаты налогов.

Экологический платеж взимается по факту загрязнения — ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца следующего за отчетным кварталом. Плата за загрязнение окружающей природной среды определяется как экологический налог. Принципиальных изменений в механизме действия не предполагается.

2. Платежи за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды ЗАО «Тираспольский Хлебокомбинат»

2.1 Краткая характеристика деятельности ЗАО «Тираспольский Хлебокомбинат»

Тираспольский Хлебокомбинат — одно из старейших предприятий республики. Его трудовая биография наглядно отражает поступательное развитие отечественной индустрии.

Скупые строчки заводской летописи насыщены многими событиями, начиная от ввода в эксплуатацию в теперь уже далеком 34-м небольшого хлебозавода, заново отстроенного после разрушительной войны, и заканчивая мощным современным производством продукта № 1, каковым всегда считался хлеб.

В 1945 году на хлебозаводе № 1 работал коллектив в 150 человек, способный выпекать до 45 тонн хлеба в сутки. Но его не хватало для растущего населения города, и в 1952 году принимается решение о строительстве ещё одного хлебозавода. В 1956 году на промышленной карте Тирасполя (по ул. Шевченко, 62) появился хлебозавод № 2. На нем работали всего две печи, вырабатывавшие 20 тонн хлеба в сутки. Спустя два года на тех же производственных площадях было установлено ещё две печи. Таким образом, мощность завода была увеличена в два раза и составила 40 тонн хлеба в сутки. С целью большей механизации производства, улучшения качества выпускаемой продукции в 1959 году хлебозавод № 2 был реконструирован и оснащён новой техникой: тремя поточными линиями и четырьмя печами.

В 1962;1964 годах работа хлебозаводов была переведена с твёрдого топлива на жидкое. Это обеспечило значительный экономический эффект, способствовало повышению производительности труда, улучшению качества продукции, культуры производства, привело к ликвидации тяжёлого труда кочегаров. В 1966 году была смонтирована комплексно-механизированная линия по выработке бараночных изделий. Спустя год построены склады бестарного хранения муки. Тем самым был ликвидирован тяжёлый труд грузчиков по погрузке и разгрузке муки. В этом же году хлебозаводы переведены на централизованное пароснабжение от районной парокотельной.

В том же переломном 67-м впервые в Тирасполе на хлебозаводе № 2 был введён в эксплуатацию кондитерский цех. Его дальнейшая реконструкция и оснащение позволили увеличить, с 59 до 255 тонн в год, выпуск кондитерских изделий, расширить их ассортимент.

В 1970 году в состав комбината вошёл и Парканский сухарный завод, ставший хлебозаводом № 3.

В 1975 году коллектив отпраздновал очередное новоселье — в эксплуатацию был сдан новый административно-бытовой корпус, в котором разместились все службы комбината.

Рубежным в истории предприятия стал 80-й год, когда на месте старого хлебозавода, мощностью 56 тонн, был построен и введён в эксплуатацию новый с небывалой для того времени мощностью — 100 тонн хлеба в сутки. Предзнаменованием дальнейшего поступательного развития фирменной торговли стало открытие в 1986 году первого фирменного магазина «Горячий хлеб», сейчас их 14. В октябре 2003 года на хлебокомбинате была введена в действие газовая котельная, в результате чего предприятие перешло на автономное теплоснабжение. На протяжении всех лет трудовой деятельности столичный хлебокомбинат с целью осуществления механизации и автоматизации производства, улучшения качества выпускаемой продукции, снижения затрат на её изготовление переживал неоднократные реконструкции, технические переоснащения и модернизации производственных мощностей, шагая в ногу с современными научно-техническими достижениями. Постоянно проводимое техническое перевооружение предприятия, большая организаторская работа, направленная на повышение экономической эффективности производства, позволяло хлебокомбинату на протяжении длительного периода добиваться высоких экономических показателей.

Вторая жизнь предприятия началась с его приватизации. В 2005 г. ГУП «Тираспольский Хлебокомбинат» вошёл в состав холдинга ООО «Шериф» и преобразован в ЗАО «Тираспольский Хлебокомбинат». Это стало очередной знаменательной вехой в его истории. В модернизацию и дальнейшее развитие производства инвестором было вложено 4,5 млн долларов, были приобретены и смонтированы четыре наисовременнейшие линии по производству хлеба, в работе которых практически исключен человеческий фактор. В итоге на основном производстве их стало 6. Это уникальное, эксклюзивное по своим техническим и технологическим параметрам оборудование от лучших производителей. Причем, с целью экономии средств специалисты предприятия самостоятельно выполнили инжиниринг технологических линий, «связав» различное автоматизированное и компьютеризированное оборудование в единое целое. Была проведена полная реконструкция технологических линий с автоматической и компьютерной системой управления, с 100% заменой морально и технически устаревшего оборудования, на современное, отвечающее высоким технологическим требованиям, повышающее культуру производства, позволяющее расширить ассортимент и значительно улучшить качество выпускаемой продукции.

В 2005;2006 годах произошло также полное перепрофилирование хлебозавода № 3, который стал специализироваться на выпуске питьевой воды и безалкогольных напитков.

Титанический труд хлебопеков во имя удовлетворения потребительского спроса на основной продукт питания не мог остаться незамеченным государством. В соответствии с Указом Президента ПМР от 25 марта 2004 г. «за высокое качество выпускаемой продукции, большой вклад трудового коллектива в обеспечение приднестровцев хлебобулочными и кондитерскими изделиями и в связи с 70-летием со дня образования» Тираспольский хлебокомбинат награжден Орденом Почета.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой