История развития финансовой системы РФ
В послевоенный период взаимоотношения госпредприятий с бюджетом претерпели значительные изменения. До середины 1960;х гг. предприятия уплачивали налог с оборота и отчисления от прибыли, при этом в бюджет изымались даже суммы оборотных средств государственных предприятий, ставших для них излишними в связи с изменениями условий деятельности. В то же время государственным предприятиям выделялось… Читать ещё >
История развития финансовой системы РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Финансовая система России формировалась на базе финансовой системы СССР в 1990;х гг. До перехода к рыночной экономике финансовая система СССР состояла из двух сфер: общегосударственных финансов, финансов социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства. Такая сфера, как финансы домохозяйства, полностью отсутствовала, также отсутствовали внебюджетные фонды. В состав общегосударственных финансов входили государственный бюджет СССР и государственный кредит.
Государственный бюджет выступал в качестве основного инструмента перераспределения национального дохода страны между отдельными территориями, отраслями, предприятиями, производственной и непроизводственной сферами. Он объединял в себе союзный бюджет, государственные бюджеты 15 союзных республик, бюджет социального страхования. В свою очередь бюджет каждой союзной республики состоял из республиканского бюджета и местных бюджетов, а именно бюджетов краев, областей, районов, городов.
Бюджетная система строилась на основе принципов единства и демократического централизма. Оперативное управление всеми финансовыми ресурсами государственного бюджета осуществляло Министерство финансов СССР, в подчинении которого находились министерства финансов 15 союзных республик.
Государственное социальное страхование было предназначено для выплаты пенсии по старости и пособий в случае болезни, инвалидности и других случаев утраты трудоспособности. Пенсии и пособия по линии социального страхования выплачивались за счет средств Государственного бюджета СССР. Планирование и управление средствами социального страхования было передано профсоюзам.
Основным источником формирования доходов Государственного бюджета СССР являлись платежи государственных предприятий. Налоговые платежи населения занимали незначительный удельный вес и состояли из налога на заработную плату и налога на холостяков, малосемейных и бездетных граждан (в перспективе предполагалось полностью отказаться от налогов с населения).
Имущественное страхование и страхование жизни являлось государственной монополией и осуществлялось двумя государственными структурами: Госстрахом, который обеспечивал страховую защиту объектов внутри страны, и Ингосстрахом, который осуществлял страхование государственной собственности СССР за рубежом и операций отечественных внешнеторговых объединений. Имущественное страхование распространялось на имущество граждан (при этом отдельные объекты имущества подлежали обязательному страхованию) и на колхозно-кооперативную собственность. Имущество государственных предприятий не страховалось.
В послевоенный период взаимоотношения госпредприятий с бюджетом претерпели значительные изменения. До середины 1960;х гг. предприятия уплачивали налог с оборота и отчисления от прибыли, при этом в бюджет изымались даже суммы оборотных средств государственных предприятий, ставших для них излишними в связи с изменениями условий деятельности. В то же время государственным предприятиям выделялось бюджетное финансирование на формирование и пополнение оборотных средств и капитальные вложения.
В результате экономической реформы 1965 г. изменился механизм взаимодействия предприятий с бюджетом: отчисления от прибыли трансформировались в три платежа: плату за фонды, фиксированные платежи и взнос свободного остатка прибыли. Предприятиям было предоставлено больше самостоятельности в распоряжении закрепленным за ними имуществом (например, им разрешили продавать ставшие ненужными основные фонды), в создании системы экономического стимулирования своих работников.
К концу 1970;х — началу 1980;х гг. стало очевидно, что реформы в области финансов необходимо продолжать. В 1988 г. в целях усиления независимости предприятий и предоставления им свободы маневра начинается перевод предприятий на полный хозяйственный расчет. Устанавливается новый порядок взаимоотношения предприятий с бюджетом, в соответствии с которым предприятиям устанавливаются нормы распределения прибыли. После отчисления в бюджет части прибыли, рассчитанной по установленным нормативам, оставшаяся часть используется по усмотрению предприятия. Однако принципиального укрепления финансовой системы в результате нововведения не произошло. Кризисные явления, которые прежде всего выражались во всеобщем дефиците товаров, продолжали нарастать. При разработке проекта государственного бюджета СССР на 1989 г. предусматривался дальнейший рост его дефицита, который предполагалось покрывать за счет эмиссии денег. В результате росло количество денег в обращении, сокращались валютные резервы страны. Последний союзный бюджет (на IV квартал 1991 г.) носил полностью эмиссионный характер.
В конце октября 1991 г. ликвидные валютные ресурсы на счетах «Внешэкономбанка» были почти полностью исчерпаны. В результате приостановились платежи внешнеторговых объединений, задолженность перед которыми по средствам, размещенным ими на счетах банка, была оформлена облигациями «Внешэкономбанка» (а сами облигации получили название «вэбовок»).
Все перечисленные факторы свидетельствовали о глубоком кризисе финансовой системы СССР.
В 1990;х гг. осуществляется переход от финансовой системы централизованной экономики СССР к финансовой системе рыночной экономики Российской Федерации. В соответствии с законом РСФСР от 10.10.1991 № 1734−1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» создается новая бюджетная система. Государственные органы власти и управления, а также местные органы самоуправления получают право создавать ничем не ограниченное число внебюджетных фондов, заимствовать средства, предоставлять бюджетные кредиты и другие полномочия, значительно расширившие их самостоятельность.
Начинается строительство рыночной налоговой системы. При этом в 1990;х гг. она характеризуется множественностью налогов, и каждый субъект Федерации получает право самостоятельно вводить собственные налоги и сборы на своей территории, что еще больше увеличивает налоговое разнообразие.
Формируется инфраструктура финансового рынка: регистрируется большое количество банков и страховых компаний, возникают биржи, выпускаются ценные бумаги, при этом механизм государственного контроля и надзора значительно отстает от формирования рыночной инфраструктуры.
Начинает создаваться система государственного финансового контроля. В 1995 г. Счетная палата РФ проводит первую проверку. В 1997—1998 гг. начинается массовый перевод на обслуживание в Федеральное казначейство счетов бюджетных учреждений.
Ведется активная работа по подготовке нормативной базы, регулирующей отношения в рамках рыночной финансовой системы. В октябре 1994 г. Государственная Дума принимает первую часть Гражданского кодекса РФ, вторая часть ГК РФ была принята в декабре 1995 г. В июле 1998 г. принимается Бюджетный кодекс РФ (вступил в силу в 2000 г.); в 1998 г. был принят Налоговый кодекс РФ.