Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные тенденции развития международных политических процессов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По составу членов, количеству, целям создания спектр МНПО может быть огромен: от небольших неформальных группировок, интересующихся достаточно ограниченным кругом проблем (например, Южно-Атлантический Совет, в который входят 50 экспертов, основная цель которых — решить проблему Фолклендских островов), до объединений, в рядах которых состоит не одна тысяча человек и решающих проблемы глобального… Читать ещё >

Основные тенденции развития международных политических процессов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современной глобальной геополитической системе можно выделить несколько наиболее четко просматривающихся тенденций развития международных отношений, обеспечивающих ее целостность. Среди политологов и специалистов-международников нет единства в названии сложившейся системы взаимоотношений между основными ее участниками, а также отсутствует единый подход к оценке основных принципов взаимодействия между государствами и другими акторами на мировой арене. Объясняется это, с одной стороны, сохранением базовых принципов взаимоотношений между государствами, с другой — появлением новых участников отношений (ТНК, международных организаций, террористических объединений, сецессионистских движений и т. д.) и возникновением принципиально новых тенденций в международно-политических процессах в последние три десятилетия.

Первая тенденция связана с количественным ростом субъектов — участников системы международных отношений, как государственных, так и негосударственных. Международные организации (МО) становятся все более важными субъектами отношений. Традиционно МО разделяются на неправительственные организации и межгосударственные (межправительственные).

1. В последние десятилетия значительно возросли роль и значение международных неправительственных организаций.

В XIX в. появились первые неправительственные организации. На вторую половину XX в. пришлась наиболее сильная волна их роста. Статистика наглядно свидетельствует об этом: в 1850 г. существовало всего пять организаций, к 1914 г. их стало уже 330, в 1939 г. — 730, в 1970 г. — 23 000, в 2000 г. насчитывалось более 45 674, к концу первого десятилетия XXI в. число приблизилось к 50 000. Только в 2009 г. 142 организаций подали в экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) заявку на получение консультативного статуса МНПО, 36 из них было удовлетворенно. Сфера деятельности организаций разнообразна. Об этом можно судить даже по названиям: «Женское студенческое общество», «Альфа-КанпаАльфа», «Ассоциация в поддержку социального обеспечения и развития», «Бенинская организация по вопросам оказания помощи сельскому населению», «Кризисные центры психологической поддержки», «Женская сеть „ФАТИМА“», «Женщины коренных народностей Квебека», «Международный институт формирования гражданского сознания», «Межплеменной совет по бассейну реки Юкон» и др.

Термин «международные неправительственные организации» (МНПО: non-govennental ogranizaton, NGO) стал использоваться в международноюридическом лексиконе с середины XX в. Традиционно первое его использование связывают с уставом ООН 1945 г. Несмотря на это, единого общепринятого определения не существует до настоящего времени. По существу НПО — это стремление людей удовлетворить определенные социальные потребности в обсуждении профессиональных вопросов, возможность реализовать собственные устремления в религиозной и благотворительной сфере, желание решить социальные проблемы общества. Появление и развитие неправительственных организаций отражает определенный этап становления гражданского общества. Стремление НПО развивать международные контакты наглядно свидетельствует об общности проблем, которые пытаются решить эти общественные по своей сути объединения.

По составу членов, количеству, целям создания спектр МНПО может быть огромен: от небольших неформальных группировок, интересующихся достаточно ограниченным кругом проблем (например, Южно-Атлантический Совет, в который входят 50 экспертов, основная цель которых — решить проблему Фолклендских островов), до объединений, в рядах которых состоит не одна тысяча человек и решающих проблемы глобального масштаба (эти организации традиционно на слуху — Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца, «Гринпис» и др.). В достаточно общем виде возможно определить основные направления их деятельности. Это деятельность в области решения общечеловеческих проблем. К данному направлению относятся: гуманитарные организации «Врачи без границ», «Оксфам интернэшнл» (Oxfam International), «Кеа интернэшнл» (Care International)', экологические — Всемирный фонд дикой природы, «Друзья Земли», «Гринпис»; в области защиты прав человека — «Международная амнистия», «Хьюман райтс вотч» (Human Rights Watch), «Международная хельсинская федерация по правам человека».

Существует огромное количество организаций, деятельность которых носит более узкий характер: неформальное экономическое сотрудничество (Всемирный экономический форум), научное сотрудничество (Римский Клуб, Пагуошское движение), сотрудничество журналистов («Репортеры без границ»), религиозное сотрудничество (Всемирный совет церквей, Всемирный мусульманский конгресс, Лига исламского мира, Европейский исламский союз и др.).

Несмотря на столь большое разнообразие сфер деятельности можно выделить основные характерные атрибуты МНПО: независимость от власти, демократические принципы построения, четко определенные программы действий, удаленные от политики. При этом МНПО создаются путем объединения физических или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики, путем самоорганизации (по инициативе отдельных лиц, а не государств); характерной особенностью является и неприбыльная основа существования.

2. Международные межгосударственные организации представляют собой объединения государств, созданные в соответствии с международным правом, на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Международные правительственные организации создают сложную многоуровневую систему взаимоотношений между государствами, общественными организациями и объединениями, создают рычаги воздействия на мировую политическую систему и отдельные государства.

Отличительной чертой любой МО является система органов, четко обозначенные права и обязанности, объем которых определяется волей государств — членов организации. Хотя первые МО появились еще в XIX в. (Международный телеграфный союз, 1865 г.; Всемирный почтовый союз, 1875 г.; Международная ассоциация железнодорожных путей сообщения, 1884 г.), пик их роста пришелся на конец XX — начало XXI в. К 2010 г. насчитывалось порядка 200 межгосударственных организаций и более 6000 международных неправительственных организаций.

МО имеют компетенции в различных областях: социально-экономической, социально-политической, гуманитарной, религиозной, научно-технической, культурной, национально-этнической и др. Очевидны и различия в геопространственных масштабах деятельности МО.

По географии охвата входящих государств МО делятся:

  • — на глобальные, в состав которых входят государства более трех макрорегионов (ООН, Всемирная торговая организация (ВТО), МВФ, Организация стран — экспертов нефти (ОПЕК));
  • — региональные (СНГ, МЕРКОСУР, АСЕАН, ЕАЭС);
  • — субрегиональные (Союз государств Балтийского моря (СБГМ), Организация черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), Карибское сообщество (КАРИКОМ, от англ. Caribbean Community)).

По сферам компетенций межгосударственные организации делятся:

  • — на организации общей компетенции или универсальные (ООН, Организация арабского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государств (ЛАГ)), деятельность которых затрагивает все сферы сотрудничества между государствами;
  • — организации специальной компетенции (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирный банк (ВБ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация по кофе), где сотрудничество ограничивается одной сферой деятельности.

В качестве примера международных организаций различных компетенций можно также привести[1]:

  • • организации экономического характера, охватывающие сферу финансов, торговли и т. д.: Международная торговая палата (МТП), МВФ, Международный банк реконструкции и развития (МБРР);
  • • организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства: Международное энергетическое агентство (МЭА), МАГАТЭ, ОПЕК и т. д.;
  • • профессиональные организации: Международная организация журналистов (МОЖ);
  • • Международная организация криминальной полиции (ИНТЕРПОЛ);
  • • демографические организации: Международная демократическая федерация женщин (МДФЖ), Всемирная ассоциация молодежи (ВАМ);
  • • организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), ЮНЕСКО[2];
  • • военные организации: НАТО, АНЗЮС;
  • • профсоюзные организации: Международная конфедерация свободных профсоюзов (МКСП), Всемирная конфедерация труда (ВКТ);
  • • различные организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный совет мира (ВСМ), Пагоушское движение, Международный институт Мира;
  • • религиозные организации: Всемирный совет церквей (ВСЦ), Христианская мирная конференция (ХМК);
  • • Международный комитет Красного Креста и Красного Полумесяца (МККККП) — организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
  • • экологические организации: «Гринпис» и др.

Более детальная информация о современных международных организациях представлена в Приложении 3.

Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН), которая стала практически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействия различных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов.

Созданная в 1945 г., ООН превратилась в неотъемлемую часть современной системы международных отношений. На 2015 г. членами ее являются 193 государства, что свидетельствует о том, что организация достигла практически полного охвата стран мира. Ни одно крупное событие в мире не остается вне поля зрения ООН.

В рамках ООН сложился целый ряд организаций, которые органически вошли в систему международных отношений и как структуры ООН, и как самостоятельные учреждения. К специализированным учреждениям ООН относятся такие организации, как ВОЗ, Международная ассоциация труда (МОТ), МВФ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД, от англ. United Nations Conference for Trading and Development, UNCTAD), Международный суд.

Достаточна обширна сеть агентств, программ и фондов ООН, деятельность которых охватывает самые кризисные сферы жизнедеятельности: Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН), Всемирная продовольственная программа (ВПП), ЮНИСЕФ, Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), Программа Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат, от англ. The United Nations Human Settlements Programme, UN-HABITAT), Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП, от англ. United Nations Environment Programme, UNEP) и др.

Ко второй тенденции развития международных отношений относится глобализация — процесс расширения, глобальной, т. е. охватывающей весь мир, взаимозависимости государств, экономик, культур, который приводит к углублению и ускорению различных форм международного сотрудничества, затрагивает все сферы современной экономической, социальной, политической жизни общества. Определяющее влияние на развитие глобализации оказала НТР, наиболее ощутимые прорывы произошли в таких областях, как транспорт, телекоммуникация, финансовые услуги, 1Т-услуги.

На сегодняшний день понятие «глобализация» прочно вошло как в научную, так и в общественно-популярную литературу. В результате этого глобализация превратилась в одно из наиболее обсуждаемых и в то же время наименее определяемых явлений.

Экономисты первыми обратили внимание на формирование новой системы мирового экономического воспроизводства, когда на общепланетарной экономической сцене все большее влияние стали иметь глобальные и транснациональные фирмы, годовые обороты некоторых из них стали сопоставимы с годовыми бюджетами национальных государств. Транснационализация экономики стала одним из первых очевидных результатов глобализации.

Транснациональные корпорации и международные монополии обладают огромным влиянием на мировой арене. К ним относятся предприятия, организации и учреждения, основной целью деятельности которых является получение прибыли. Значительное число филиалов, действующих одновременно на территориях нескольких государств, создают сложную многоуровневую систему взаимодействий в экономической, а нередко и политической сферах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическими ресурсами, дающими им преимущества в этом отношении перед не только малыми, но даже и крупными державами.

По данным ООН, всего 15 ТНК контролируют 70% мирового экспорта каучука и нефти, более 80% меди, бокситов и олова, свыше 90% древесины и железной руды. В категорию ТНК включаются до 45 тыс. головных (материнских) корпораций и 280 тыс. их зарубежных отделений. При этом до половины всех ТНК базируются в трех государствах: США (около 25%), Великобритании и Японии (примерно по 12—13%)С В Кодексе поведения ТНК, разработанном ООН, ТНК определяются как «предприятие, будь то государственное, частное или смешанное, имеющее отделения в двух или более странах, независимо от юридической формы и области деятельности этих отделений, которое функционирует в соответствии с определенной системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию через один или более центров по принятию решений, и в рамках которого отделения таким образом связаны между собой, будь то отношениями собственности или иными отношениями, что одно или несколько из них могут оказывать (оказывают) значительное влияние на деятельность других и, в частности, пользоваться общими знаниями и ресурсами и разделять ответственность с другими»[3][4].

Особенностью ТНК является сочетание централизованного руководства с определенной степенью самостоятельности входящих в нее и находящихся в разных странах юридических лиц и структурных подразделений (филиалов, представительств, дочерних компаний).

Для отнесения корпораций к транснациональным обычно применяют следующие критерии:

  • — количество стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от двух до шести стран);
  • — определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации;
  • — минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25%);
  • — владение нс менее чем 25% «голосующих» акций в трех или более странах;
  • — интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации.

Для оценки уровня транснационализации корпорации используют индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей:

  • — отношение зарубежных активов к общему объему активов;
  • — отношение зарубежных продаж к общему объему продаж;
  • — отношение численности работников за рубежом к общему числу занятых корпорации.
  • [1] Более подробный список см. в Приложении 4.
  • [2] ЮНЕСКО — специализированное учреждение ООН по вопросам образования, наукии культуры.
  • [3] Болес подробно см. Приложение 2.
  • [4] Фархутдинов И. 3. Международное инвестиционное право: теория и практика. М., 2005. С. 145'
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой