Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мотивационные психические образования как предмет психодиагностики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Термином «мотивация» в современной психологической науке могут обозначаться: во-первых, система факторов, детерминирующих поведение, т. е. вся совокупность мотивов поведения и деятельности; во-вторых, процесс стимуляции активности, поддержания поведенческой активности на определенном уровне, формирование мотивов. В последние годы в изучении мотивационной сферы можно наблюдать стремление… Читать ещё >

Мотивационные психические образования как предмет психодиагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материала главы студент должен:

знать

  • • теоретические основы психодиагностики мотивационных психических образований личности;
  • • методические проблемы, возникающие в процессе диагностики мотивации;

уметь

  • • использовать методы психодиагностики мотивационных психических образований личности для решения типовых задач;
  • • применять различные типы методов психодиагностики мотивационных психических образований личности с учетом их преимуществ и ограничений;

владеть

• основами интерпретации результатов психодиагностики мотивационной сферы личности.

Теоретические аспекты диагностики мотивационных психических образований

Мотивационная сфера традиционно считается ядром личности и относится к понятиям, которые используются для объяснения движущих сил деятельности и поведения. В настоящее время изменяются социальная среда и условия жизни, усложняется деятельность людей, появляются новые формы обучения, поэтому перед психологами все чаще ставятся практические задачи, связанные с изучением мотивации поведения человека.

Основными функциями мотива и мотивации являются побуждение человека к действию.

Термином «мотивация» в современной психологической науке могут обозначаться: во-первых, система факторов, детерминирующих поведение, т. е. вся совокупность мотивов поведения и деятельности; во-вторых, процесс стимуляции активности, поддержания поведенческой активности на определенном уровне, формирование мотивов.

Важно запомнить!

Мотивация — это:

  • 1) система факторов, детерминирующих поведение, вся совокупность мотивов поведения и деятельности;
  • 2) процесс стимуляции активности, поддержания поведенческой активности на определенном уровне.

Понятие «мотивация» является более широким по содержанию, чем понятие «мотив».

Важно запомнить!

Мотив побуждает человека к деятельности, к достижению конкретной цели, часто переживается индивидом как личностная необходимость.

Выделяют три основные функции мотивов: побуждающую, направляющую и регулирующую. Мотив обусловливает активность человека, его поведение — в этом заключается побуждающая функция. Выбор поведенческих стратегий, связанный направленностью мотива на определенный объект, отражает направляющую функцию. Регулирующая функция проявляется во влиянии наиболее значимых мотивов на характер поведения.

Наряду с основными функциями мотивов исследователи рассматривают и другие функции мотива: Е. П. Ильин — стимулирующую, управляющую, организующую, О. К. Тихомиров — структурирующую, А. Н. Леонтьев — смыслообразующую, А. В. Запорожец — контролирующую и К. Обуховский — защитную[1].

К основным характеристикам мотива относятся его сила и устойчивость[2].

Сила мотива зависит от интенсивности мотивационного возбуждения (физиологический фактор), а также от ряда психологических факторов, например, знание о предполагаемых результатах деятельности, вероятность успеха, личностная значимость и осмысленность деятельности. Силу мотива можно определить по интенсивности сопровождающей его эмоции.

Устойчивость мотива определяется длительностью сохранения его во времени, проявлением мотива во всех основных видах деятельности человека. При этом Е. П. Ильин относит устойчивость к характеристикам других мотивационных образований — мотивационным установкам, привычкам, интересам.

Сила и устойчивость мотива влияют на направление деятельности и на ее успешность. Увеличение продуктивности и успешности деятельности может наблюдаться при усилении мотивации до определенного уровня, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться.

Еще одним из ключевых понятий в изучении мотивационной сферы личности традиционно считается понятие «потребность».

Потребность — это состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании человека нужды и побуждающее психическую активность.

Основные функции потребностей личности — это сигнальная функция и побуждающая[3].

Во-первых, появление потребности сигнализирует человеку об изменении состояния (физического или психического), появлении дефицита, нужности чего-либо.

Во-вторых, потребность является источником активности, побуждает человека к деятельности для устранения или усиления потребностного состояния.

Понятие потребности и мотива тесно взаимосвязаны, причем характер этих взаимосвязей неоднозначен в представлениях различных ученых.

Е. П. Ильиным[4] была проведена систематизация различных взглядов, существующих в психологической литературе, на соотношение между потребностью и мотивом. В результате были выделены следующие группы подходов к соотношению этих понятий:

  • 1) между потребностью и мотивом существуют опосредствованные и достаточно далекие отношения;
  • 2) потребность может послужить толчком к возникновению мотива;
  • 3) мотив возникает в результате опредмечивания потребности;
  • 4) потребность может рассматриваться как часть мотива;
  • 5) присходит отождествление мотива и потребности.

Наряду с понятиями «мотивация», «мотив» и «потребность» мотивационная сфера личности описывается множеством других конструктов, таких как желания, интересы, влечения и т. д. Они объединяются в группу мотивационных образований личности. Мотивационные образования могут иметь разную структуру, разное время существования. Это зависит от стадии мотивационного процесса, от степени осознанности причин побуждения, от степени удовлетворения потребности (достижения цели или запланированного результата). Е. П. Ильин рассматривает следующие виды мотивационных образований:

  • — мотивационные состояния рассматриваются как модификации потребностных состояний, которые возникают в процессе мотивации, принятия решения;
  • — мотивационные установки определяются как готовность к удовлетворению потребности, отсроченное намерение, осуществляющееся при появлении определенной ситуации, повода;
  • — влечения, желания, хотения относятся к выражению активности потребностей и проявлению различных стремлений к удовлетворению потребностей;
  • — склонность рассматривают как внутренне мотивированную предрасположенность к определенной деятельности, привлекательными в данном случае оказываются не только достигаемые цели, но и сам процесс деятельности;
  • — привычка определяется как привычные действия, привычная обстановка, может рассматриваться и как адаптация, и как зависимость от определенных действий или веществ;
  • — интересы — особая психологическая потребность личности в определенных видах деятельности и предметах. Данные виды деятельности являются источником желанных переживаний и средствами достижения желанной цели;
  • — направленность личности — сложное мотивационное образование, которое определяет направление и тенденции поведения и деятельности человека;
  • — мотивационные свойства личности определяются как закрепившиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов. Г. Мюреем была предложена классификация мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. К ним относятся мотивы достижения, избегания неудачи, власти, аффилиации, игры, отвержения, понимания, альтруизма и др.

Мотивация как феномен имеет богатую историю изучения. Подходы к пониманию природы мотивации в отечественной и зарубежной психологии чрезвычайно разнообразны и многоаспектны.

Можно выделить следующие подходы к изучению содержания мотивационной сферы личности:

  • — мотивация сводится к стимуляции и научению (представители данного подхода Р. Вудворте, К. Халл, Дж. Браун, Б. Скиннер и др.);
  • — подчеркивается инстинктивная природа любых форм поведения (У. МакДауголл);
  • — множество исследователей обращаются к психофизиологической стороне мотивации (Н. Миллер, Д. Берлайн, Д. Прибрам, Е. Н. Соколов и др.);
  • — мотивы сводятся к влечениям и потребностям (драйвам) (по мнению
  • 3. Фрейда, Ж. Нюттена и др.);
  • — мотивы определяются как устойчивые личностные диспозиции (М. Мадсен, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.);
  • — внимание акцентируется на изучении когнитивно-информационного характера мотивации и когнитивной природы мотивов (Дж. Аткинсон, Д. Вайнер, Л. Фестингер, X. Хекхаузен);
  • — природа мотивации рассматривается через понятие установки (Д. Н. Узнадзе);
  • — понятие мотива раскрывается через категорию отношения (В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин);
  • — широко распространено мнение о потребпостной природе мотива (Д. Макклелланд, Г. Мюррей, Дж. Аткинсон, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, Л. И. Божович и др.).

Такое разнообразие подходов к пониманию данного феномена подчеркивает сложность понятия мотивации.

В зависимости от теоретических воззрений исследователей разрабатываются различные схемы анализа мотивации[5].

Хайнц Хекхаузен[6] выделяет основные проблемы психологии мотивации:

  • — проблема многообразия содержательных классификаций мотивов;
  • — проблема изучения развития и трансформации мотивов, а также возможностей целенаправленного воздействия на формирование мотивов;
  • — способы измерения индивидуальных различий мотивационной сферы личности;
  • — актуализация мотива и ее ситуативная обусловленность;
  • — смена мотивации на разных этапах деятельности;
  • — мотивация как общая целенаправленность деятельности;
  • — мотивационный конфликт между значимыми целями;
  • — проблема аналитической реконструкции процесса мотивации;
  • — многообразие влияния мотивации на поведение и деятельность.

В настоящее время в психологии, как отечественной, так и зарубежной, наблюдается тенденция к синтезу различных взглядов на феномен мотивации, прежде всего это выражается в использовании системного подхода при изучении мотивационной сферы личности. Мотив рассматривается все чаще как сложное интегральное образование.

Долгое время в зарубежной психологии разрабатывались два основных направления изучения мотивации. В крайнем проявлении ситуационистского направления основное внимание уделяется изучению ситуативной специфике мотивов и практически отрицается существование устойчивых мотивационных образований.

Диспозициональный подход, напротив, предполагает существование устойчивых личностных диспозиций или черт, которые являются базальными характеристиками личности и выступают в качестве причин поведения.

В последние годы в изучении мотивационной сферы можно наблюдать стремление к интеграции данных подходов, что является особенно важным с точки зрения психодиагностики. При диагностике данного феномена необходимо учитывать ситуационные аспекты актуализации мотивов наряду с их устойчивыми характеристиками.

Следует отметить, что в ходе любого психодиагностического процесса независимо от поставленной цели психологу-диагносту необходимо обращать внимание на мотивацию обследуемого.

Важно запомнить!

В процессе диагностики психолог практически всегда сталкивается с проблемой мотивации, даже если конкретной целью психодиагностического обследования является изучение мотивационной сферы личности.

Эффективное взаимодействие с обследуемым в ситуации диагностики невозможно без учета особенностей мотивации личности. Мотивы, побудившие человека принять участие в психодиагностическом обследовании, могут оказать существенное влияние на поведение обследуемого в процессе диагностики, а следовательно, должны приниматься во внимание при организации и проведении обследования, а также при интерпретации результатов.

  • [1] См.: Аверин В. Л. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  • [2] См.: Клиническая психология: учебник для вузов / под ред. Б. Д. Карвасарского.4-е изд. СПб.: Питер, 2011.
  • [3] См.: Аверин В. А. Психология личности: учебное пособие.
  • [4] См.: Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.
  • [5] См.: Бодалев А. А., Столиц В. В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика СПб.: Речь, 2006.
  • [6] См.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой