Психологическое исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей в младшем школьном возрасте
Диссертация
Актуальность исследования. Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию интеллектуально-творческого потенциала человека, делают особенно актуальной проблему развития творческих способностей растущего человека как личности, так как одаренные люди во многом определяют содержание и темпы социального и экономического прогресса… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к проблеме исследования
- 1. 1. Проблемы развития творчества в психологической литературе
- 1. 2. Этнопсихологический фактор как предмет исследований отечественной и зарубежной этнической психологии
- 1. 3. Этнические традиции в бурятском этносе как одно из возможных условий эффективного развития детей
- 1. 4. Особенности в развитии детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
- Глава 2. Организация и методы исследования
- 2. 1. Организация исследования
- 2. 2. Невербальный тест творческого мышления П. Торренса (фигурная форма А)
- 2. 3. Тест Д. Векслера (вариант WISC-R) для диагностики невербального интеллекта
- 2. 4. Диагностика отношения детей младшего школьного возраста к этническим традициям
- 2. 5. Статистические методы обработки данных экспериментального исследования
- Глава 3. Экспериментальное исследование роли этнических традиций в развитии творческого потенциала детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
- 3. 1. Сравнительный анализ развития творческого мышления детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
- 3. 2. Сравнительный анализ интеллектуального развития детей младшего школьного возраста городских и сельских школ
- 3. 3. Сравнительный анализ статистических данных распределения ответов детей младшего школьного возраста на некоторые ключевые вопросы анкеты
- 3. 4. Взаимосвязь показателей творческого мышления, интеллектуального развития и отношения к этническим традициям детей городских и сельских школ
Список литературы
- Абульханова-Славекая К.А. О путях построения психологии личности // Психологический журнал. 1983. Т.4. С. 14−29
- Аверина И.С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» / Пособие для школьных психологов. М., 1996. -60с.
- Акимов И., Клименко В. О природе таланта. М., 1994. 224с.
- Акимова М.К. Динамические характеристики нервной системы и проблемы природных задатков способностей // Вопросы психологии. 1980. № 3. С.101−108
- Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала. 1968. 112с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. T.l. М., 1980.- 230с.
- Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1962. С. 15−32
- Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и способности // Под ред. В. А. Мясищева. Л., 1960. С.15−36
- Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т. М., 1982. Т. 1.-319с. Т.2. 320с.
- Анохин П.К. О творческом процессе с точки зрения физиологии // Художественное творчество. Л., 1983. С.259−262
- Анциферова Л.И. Методологические проблемы психологии развития // Принцип развития в психологии. М., 1978. С.3−21
- Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977.- 183с.
- Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984, № 3. С. 46
- Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности / К проблеме адаптации человека в приполярных районах Северо-Востока СССР/. Владивосток. 1988. 136с.
- Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М., 1993. 223с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 104с.
- Асмолов А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. М., 1984. 271с.
- Басаева К.Д., Галданова Г. Р. Современный быт и этнокультурные процессы в Бурятии. Новосибирск. 1984. 182с.
- Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Флинт, 1998. 144с.
- Белова Е.С. Одаренный ребенок в семье: проблемы и решения // Общественное движение и социальная активность молодежи: Материалы Всесо-юз. науч. конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. С.183−191
- Бинэ А. Современные идеи о детях. Пер. с франц. / Под ред. Г. Г. Шпета. М., 1910.-216с.
- Блонский П. Воспитание одаренных детей // Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1930. С.423−427
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. Пер. с англ. М., 1988. С.179−190
- Богоявленская Д.Б. Диагностика становления творческой личности // Психодиагностика и школа/ Отв. ред. К. М. Гуревич. Таллин, 1980.С.5−12
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов/Д., 1983. -173с.
- Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976, № 4. С.69−79
- Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей / Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С.5−18
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464с.
- Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении: Пер. с англ./ Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1976. 143с.
- Борисова Е.М. Психологическая диагностика способностей / Общая психодиагностика. М., 1987. С.135−154
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Диагностика умственного развития учащихся на основе качественного анализа теста / Вопросы психологии. 1986, № 2. С.149−156
- Бороноев А.О. Основы этнической психологии // Учебное пособие. Спб. С.-П.Д991. 60с.
- Бороноев А.О. Введение в этническую психологию. // Учебное пособие. / Под ред. Ю. П. Платонова. Спб. С.-П., 1995. 197с.
- Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М., 1987. 446с.
- Бромлей Ю.В. Культурное наследие Востока. Л., 1985. С.
- Бромлей Ю.В. Этнография. М., 1982. 320с.
- Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С.256−257
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979, 96с.
- Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. / Отв. ред. Н. В. Абаев. Новосибирск, 1990. 214с.
- Веденеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.- 172с.
- Венгер JI.A. О количественном подходе к диагностике умственного развития // Вопросы психологии. 1974, № 1. С.116−122
- Венгер JI.A. Формирование познавательных способностей в дошкольном детстве //Проблемы способностей в советской психологии. М. Д984.С.56−76
- Венгер JI.A., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста: Для школьных психологов. Томск, 1993. 69с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М., 1989. С.5−113
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары. 1974. 376с.
- Вопросы психологии способностей / Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973
- Воробьев А. Тренинг интеллекта. М., 1989. С. 15−18
- Вундт В. Проблема психологии народов. М., 1912. 132с.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. М., 1956. 519с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. 93с.
- Выготский Л.С. Основы педологии. /Под ред. М. А. Левиной. Л., 1935.-133с.
- Гадамер Г. Г. Введение к истоку художественного творения. // Мартин Хайдеггер. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993. С.117−132
- Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988. 335с.
- Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В.Д.Щадри-кова. М., 1991. С. 170−178
- Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка.// Вопросы психологии. 1969, № 1. С.715−726
- Гегель Г. Ф. Сочинения. Т.З. М., 1928−1956. С. 61, Т.8. М., 1937. С.72
- Гельвеций К.А. Сочинение в 2-х т. Т.2. М., 1974. 182с.
- Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. -178с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. С.433−456
- Гильбух Ю.З., Гаранец О. Н., Коробко С. Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. 1990, № 4. С. 147−155
- Глотова Г. А. Творческая одаренность личности Проблемы и методы исследования / Учебное пособие. Екатеринбург, 1992. С.3−9
- Голубева Э.А. Дифференциальный подход к способностям и склонностям // Психологический журнал. 1989, № 4. С.75−86
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., Прометей, 1993. 305с.
- Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991. С. 14−81
- Горячева А.И. Некоторые моменты социально-психологических характеристик нации. Тарту, 1969. С.49−85
- Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М., 1993. -544с.
- Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии // Вопросы психологии. 1980, № 2. С.53−64
- Гусева Е.Г. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей // Способности и склонности: комплексные исследования. М., 1989. С.33−56
- Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М., 1972. 422с.
- Даль В. Толковый словарь. Т.2. 1881. С.637
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. 574с.
- Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск, 1979. 136с.
- Диагностика познавательных способностей / Под ред. В. Д. Шадрикова. Ярославль, 1990. 150с.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития ребенка.// Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1981. 157с.
- Дондобон Н.Б. Особенности воспитательной работы в начальных классах сельской национальной школы. Дисс. канд.пед.наук. М., 1981. 228с.
- Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения. Автореф. дисс. канд. психол.наук. JL, 1972. 18с.
- Дробижева JI.M. Традиции в современном обществе: исследование этнокультурных процессов. М.: Наука, 1990. 246с.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996. 224с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М., 1995. 150с.
- Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал. 1991, № 2. С.94−104
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / Учебное пособие. М., 1997.-256с.
- Дубровина И.В. Изучение математических способностей детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии способностей/ Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. С.5−59
- Дубровина И.В. Индивидуальные различия в способности к обобщению у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. 1966. № 5. С.123−138
- Дугарова Т.Д. Актуализация дидактического потенциала бурятской народной педагогики в учебном процессе. Улаг-Удэ, 1997. 165с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М., 1996. 197с.
- Елисеев В.А. Развитие личности и психология творчества // Психологический журнал. 1981, № 5. С. 162−164
- Ермолаева-Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975, № 5. С.166−176
- З.П.Морохоева Личность в культурах Востока и Запада. Новосибирск. 1994.-206с.
- Задорина Е.Н. Особенности творческого и интеллектуального развития одаренных школьников (в музыкальных и математических школах). Дисс.канд.психол.наук. М., 1994. 157с.
- Игнатьев Е.И. Формирование способностей к рисованию // Способности ваших детей. М., 1969. С.116−139
- Ильясов И.И., Богоявленская Д. Б. Диагностика структуры одаренности и пути повышения творческой активности учащихся // Творчество и педагогика: Материалы научно-практической конференции. М., 1988. С.67−76
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991. 240с.
- Индивидуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова, М. В. Зверевой. М., 1973. 175с.
- Исследование проблем психологии творчества. / Отв. ред. Пономарев Я. А. М., 1983.-336с.
- История и культура народов Центральной Азии // Отв.ред. Ш. В.Чимит-доржиев. Улан-Удэ. 1993. 138с.
- Ищенко И.П. О развитии творческого потенциала детей дошкольного возраста // Психологические особенности развития творческих способностей ребенка: Материалы Всесоюз.науч.конф. Ровно, 1992. С.54−56
- Ищенко И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4−6 лет. Дисс. канд. психол. наук. 1993. 248с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.-200с.
- Кант И. Антропология. Сочинения. Т.6. М., 1966. С.562−566
- Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996. 360с.
- Козлов В.И. Современные этнические процессы в СССР // Советская этнография. 1969. № 2. С.60−73
- Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития //Вопросы истории. 1968. № 9. С.95−109
- Кокомбаев К.С. Этнические особенности социальной среды и формирование личности. Автореф. дисс. канд. социол. наук. С.-П., 1995. 16с.
- Кон И.С., Таксами Ч. М. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л., 1988. -251с.
- Кон И. С. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Южной и Юго-Восточной Азии. М., 1988. 188с.
- Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов (на материалах стран Азии). М.: Наука, 1970. 99с.
- Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей // Вопросы психологии. 1972, № 2. С.3−13
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.-431с.
- Ш. Крысько В. Г. Этнопсихология // Учебное пособие. 4.1. М., 1992. -137с., 4.2. М., 1992. 197с.
- Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. Л., 1967. 174с.
- Кукушкин В.И. К вопросу о структуре национальной психологии //Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1973. С.164−172
- Культурно-бытовые традиции бурят и монголов. / Отв. ред. К. Д. Басаева, Д. Д. Нимаев. Улан-Удэ, 1988. 160с.
- Культурные традиции народов Сибири. Л., 1986. 261с.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1976.-38с.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М.: Старый сад, 1998.
- Лебон Г. Психология народов и масс. Спб. 1896. 329с.
- Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 196−211
- Лейтес Н.С. На пути к изучению самых общих предпосылок способностей //Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. T. IX С.223−233
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960. 214с.
- Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология и психофизиология индивидуальных различий. М., 1977. С.54−63
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984. 80с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. 279с.
- Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Советская этнография. 1983. № 2. С.80−81
- Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960, № 1. С.7−17
- Линькова Н.П. Способности к черчению у младших школьников // Вопросы психологии способностей/ Под ред. В. А. Крутецкого. М., 1973. С. 1 ЗОНД
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982, № 4. С. 19−33
- Лук А. Н. Творческое мышление в науке // Психологический журнал. 1980, № 4. С. 154−162
- Лурье С.В. Историческая этнология / Учебное пособие для вузов. М., 1997, — 448с.
- Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке. Автореф. дисс.докт. психол.наук. / середина XIX- начало ХХв.). М., 1994. 31с.
- Матханова Э.М. Бытовые традиции в современных условиях. Улан-Удэ, 1965. С.3−8
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М., 1993. 118с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989, № 6. С.29−33
- Матюшкин A.M. (соавт.) Одаренность: рабочая концепция. / Гл. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Магистр, 1998. 67с.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. 1984. Т.5. № 1. С.4−13
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972, — 168с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982, № 4. С.5−17
- Матюшкин A.M. Психологические основы диагностики и развития творческих способностей в обучении // Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С. 18−24
- Матюшкин A.M. Творческая одаренность (проблема, концепция, значение исследований) // Общественные движения и социальная активность молодежи: Материалы Всесоюзной научной конференции «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. С.149−159
- Матюшкин A.M., Сиск Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психологии. 1988. № 4. С.94−97
- Меде В., Пиорковский Г. Детская одаренность. Экспериментальные методы отбора одаренных детей и их результаты. Пер. с нем. М., 1925. 119с.
- Мелик-Пашаев А. А. Эстетическое отношение к жизни как первоосновы способностей к художественному творчеству// Художественное творчество. Л., 1983. С.212−216
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З. Н. К проблеме художественных спо-соб-ностей и их развития // Педагогика школьника и школа. М., 1982. С.47−78
- Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека // Книга для учителя. М., 1989. 159с.
- Мингбоев А.Ю. Психологические особенности воздействия народных традиций на нравственную сферу личности подростка. Дисс.канд.психол.наук. М., 1991. 150с.
- Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С.342−353
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М., 1999. 640с.
- Мясищев В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи / Проблемы способностей. М., 1962. С.5−14
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. 335с.
- Ниязалиев Ш. М. О месте национальной психологии в формировании и развитии личности. Автореф. дисс. канд. филос. наук. Л., 1972. 23с.
- Новлянская З.Н. Особенности творческого воображения младших школьников // Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления /к симпозиуму/. М., 1973. С. 180−185
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М., 1978. 48с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995. С.35−61
- Обухова Л.Ф. Концепция Ж.П.: за и против. М., 1981. 191с.
- Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. Ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. М., 1991.- 381с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 429, С.794
- Олах А. Творческий потенциал и личностные переменные // Общественные науки за рубежом: Р. Ж. Науковедение. М., 1988. № 6. С.69−73
- Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. 416с.
- Павленко В.Н. Введение в этническую психологию // Учебное пособие. Харьков. 1992. 105с.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992. С.250−284
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М., 1969. 659с.
- Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 16−19
- Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала человека // Психологический журнал. 1991. Т.12. № 1. С.3−12
- Пономарев Я.А. К теории психологического механизма творчества // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. М., 1990. С.13−36
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. 280с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976. 303с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. № 6. С.38−50
- Пономарев Я.А. Творчество и психология // Психологический журнал. 1980. № 6. С.18−25
- Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии. 1982. № 2. С.5−13
- Попова JI.B. Виды одаренности и подходы к их диагностике в американской психологии // Общественное движение и социальная активность молодежи: Матер. Всесоюз.науч.конф. «Человек в системе общественных отношений». М., 1991. С. 168−175
- Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. 13с.
- Психологическая диагностика детей и подростков / Учебное пособие для студентов / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М., 1995. 360с.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся: Пособие для школьных психологов / Под ред. К. М. Гуревича, И. В. Дубровиной. М., 1990. 124с.
- Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О. К. Тихомирова. М., 1975. 256с.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. М., 1996. С.312−348
- Радмила Маканин Психология Юнга и тибетский буддизм: западный и восточный пути к сердцу. Пер. с англ. Томск, 1993. 101с.
- Ражников В.Г. К вопросу о способностях к деятельности дирижера// Матер. к конф. по проблемам способностей. М., 1970. С. 125−127
- Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М., 1992. -181с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1991. 160с.
- Ревеш Г. Раннее проявление одаренности и ее узнавание. / Под ред. Г. И. Россолимо. М., 1924. 69с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. С.164−168
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М., 1988. 336с.
- Россолимо Г. И. Психологические профили: метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях. 4.1. Спб. С.-П., 1910. 52с.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. / Книга для учителя. М., 1989. С. 158−177
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: в 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. № 3. С.3−15
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979. 351с.
- Сарсенбаев Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965. С.110−111
- Семилеткина М.С. Исследование особенностей мотивационно-смысловой сферы детей с различным уровнем креативности. М., 1998. 240с.
- Способности и склонности: комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М., 1989. 197с.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. М., 1993. 79с.
- Страхов И.В. Вопросы психологии творчества // Методическая разработка. Саратов, 1982.-81с.
- Субботский Е.В. Детство в условиях разных культур // Вопросы психологии. 1979. № 6. С. 142−151
- Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. 216с.
- Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека. Дисс. докт. психол.наук. М., 1998. 352с.
- Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание. // Педагогика. 1993. № 2. С.38−40
- Тафель Р.Е. Анализ исследования творческих способностей в американской психологии // Вопросы психологии. 1972. № 4. С. 166−173
- Телегина Э.Д., Гагай В. В. Виды учебных действий и их роль в развитии творческого мышления младших школьников // Вопросы психологии. 1986. № 1. С.47−53
- Теплов Б.М. Способности и одаренность / Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С.9−38
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М., 1984. -272с.
- Токарев С.А. Этнография народов СССР. М., 1954. С.224
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Б. М. Волина, В. Н. Ушакова. Т.4. М., 1940. С. 770, М., 1938. Т.2. С. 740.
- Традиционные верования и быт народов Сибири, XIX начало ХХв. / Отв. ред. И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. Новосибирск, 1987. — 202с.
- Традиции и инновации в бытовой сфере образа жизни. / Отв. ред. Ю. В. Бромлей. М., Фрунзе, 1981. 55с.
- Традиции и инновации в быту и культуре народов Сибири. / Отв. ред. Л. М. Русакова. Новосибирск, 1983. 139с.
- Тульвисте П. Культурно-историческое развитие вербального мышления: Психологическое исследование. Таллин, 1988. 341с.
- Урханова Р.А. Образ детства и особенности социализации детей в традиционной бурятской культуре. // Философия и история культуры: национальный аспект. Улан-Удэ, 1992. С. 115−132
- Учителю об одаренных детях. / Под ред. В. П. Лебедева, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1977. 354с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26−38
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.-208с.
- Фидельман М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте. Дисс.канд.психол.наук. М., 1994. 120с.
- Филимоненко Ю, Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). С.-П. 1993. 55с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1993, № 1. С.32−39
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М., 1995. С.152−153
- Цыбикова Б.-Х.Б. Бурятские бытовые сказки. Сюжетный состав. Поэтика. Автореф. дисс.канд.филол.наук. Улан-Удэ, 1993. 21с.
- Чебоксаров Н.Н. Народы Восточной Азии. М.-Л.: Наука, 1965. 1027с.
- Чебоксаров Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. / Доклад на VII Междун. конгрессе антрополог, и этнограф, наук. М., 1964.- 19с.
- Чистякова Г. Д. Психологические проблемы развития творческого мышления в обучении одаренных // Общественное движение и социальная активность молодежи: Матер. Всесоюз.науч.конф. «Человек в системе обществ, отношений». М., 1991. С.160−167
- Чотонов А. О национальных традициях народов Средней Азии. Фрунзе, 1964. 73с.
- Чудновский В.Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. 1986. № 3. С.78−89
- Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М., 1990. 80с.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 1997. 480с.
- Шадриков В.Д. К проблеме развития способностей / Проблемы способностей в советской психологии. М., 1984. С.33−44
- Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. 1983. Т.4. № 5. С.3−11
- Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. 1985. Т.6. № 3. С.38−46
- Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о национальной психологии // Филологические записки. Вып. 1,2,5. Воронеж. 1864. С.91−252
- Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования: Пер. с нем. 1926. 404с.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С.27−32
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Фигурная форма, А теста творческого мышления П.Торренса ТТСТ: методические рекомендации по работе с тестом. М., 1990. — 44с.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927. 148с.
- Щебланова Е.И., Аверина И. С., Задорина Е. Н. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6−7 лет // Вопросы психологии. 1994. № 4. С.143−146
- Щебланова Е.И. Когнитивные факторы развития творческого мышления у младших школьников.// Проблемы психологии творчества в работе с людьми: Тезисы докл. .Гродно, 1990. Ч.З. с.167−179
- Экземплярский В.М. Проблема одаренности. М., 1923. 135с.
- Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. Спб. 1911. 116с.
- Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. / Отв. ред. Т. М. Михайлов. Улан-Удэ, 1984. 149с.
- Этническая история народов Азии. / Отв. ред. С. М. Абрамзон, Р. Ф. Итс. М.: Наука, 1972.-295с.
- Этническая история народов Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск, 1993.-307с.
- Этнические факторы в жизни общества. / Отв. ред. И. Л. Бабич и др. М., 1991.-218с.
- Юм Д. О национальных характерах. Сочинение в 2-х т. Т.2. М., 1966. С.703−712
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.:Прогресс, 1993. С. 111, 134 158.
- Юркевич B.C. Изучение общей одаренности за рубежом // Вопросы психологии. 1971. № 4. С.154−168
- Юркевич B.C. Развитие творческих познавательных возможностей младшего школьника // Проблемы способностей в психологии: Сб.науч.трудов. М&bdquo- 1984. С.76−83
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979. 144с.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. М., 1980.-240с.
- Яковлева E. JL, Аминов Н. А. К вопросу о природе различий познавательных и креативных способностей младших школьников // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1991. № 1. С.34−38
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997. 224с.
- Barron F. Creativity and Personal Freedom. Prinston, 1968.
- Barron F. Creative person and creative process. J. of creative behaviour. N.Y., 1976, vol.10, '3, p.165−169
- Bloom B.S., Sosniak L. Talent development vs. schooling. // Education Leadership 39 (2), 86−94
- Eisenstadt S.W. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973
- Feldhusen J.F. Synthesis of research on gifted youth // Educational Leadership. 1989. Vol.46. '6.P.6−11
- Feldhusen J.F., Kolloff M. A three stage model.// The Gifted Child Today. 1989. Vol. 12. Ч.Р.15−19
- Foster J. Creativity and Theatre. N.Y., 1971
- Freud S. Triebe und Triebschicksale (1915) //Gesammelte Werke, Frankfurt, 1952
- Gardner H. Art, Mind and Brain. N.Y., 1986
- Getzelts J.W., Jackson P.W. Creativity and intelligence: Exploration with gifted students. N.Y., 1962
- Guilford J.P. The structure of intelligence // Psychol. Bull. 1956. 53.
- Guilford J.P., Christensen P.P. The one-way relation between creative potential and IQ // Ibid. 1973. Vol. 7. 4. P.247−252
- Guilford J.P. Aptitude for creative thinking: one or many? 11 Ibil., 1976. Vol. 10. '3. P.165−169
- Hall W.B. A technique for assesing aesthetic predispositions. Mosaic construction test. J. of creative behaviour. N.Y., 1972. Vol. 6., '4. P.225−235
- Heller K.A., Feldhusen J.S. Identifying and Nurturing the Gifted: An International Perspective. Toronto, e. a.: Hans Hubert Publishers. 1986. 187 p.
- Reitman W.R. Heuristic desicion procedures, open constraints and structure of ill-defined problems \ Human judgement and optimaly. N.Y., 1964
- Renzulli J.S. The Enrichment traid model. Wethersfield, 1977.
- Renzulli J.S. The three ring conceptions of giftedness: a developmental model for creative productivity / Conceptions of giftedness. Ed. Sternberg R.T., Davidson J.E. N. Y, 1986. P.53−92
- Spearman Ch. The abilities of man. N.Y., 1927. 408p.
- Taylor C.W., Bakkon J. (eds) Scientific Creativity. Recognition and Development. N.Y., 1963.
- Terman L.M. Tne Measurement of Intelligence. Boston, 1937.
- Torrens E.P. Creativity. Washington, 1963, 32 p.p.
- Torrens E.P. Guiding creative talent. Pritice Hall, 1962.
- Wallach M.A. Test tell us Cittee about talent. Amer. scientist, New Haven, 1976. Vol.64. 1. P.57−63