Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Статистические гипотезы и их проверка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уровень значимости /-критерия равен вероятности ошибочно отвергнуть гипотезу о равенстве средних двух выборок, когда в действительности эта гипотеза имеет место. Иными словами, он равен вероятности ошибки принять гипотезу о неравенстве средних, когда в действительности средние равны. Условия для проведения вычислений t-критерия соблюдены. Выборка взята из одной генеральной совокупности (возраст… Читать ещё >

Статистические гипотезы и их проверка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку вес предположения о характере того или иного распределения — это гипотезы, то они должны быть подвергнуты статистической проверке с помощью так называемых критериев согласия. Критерии согласия дают возможность установить, когда расхождения между двумя эмпирическими или теоретическими и эмпирическими частотами следует признать несущественными (случайными), а когда — существенными (неслучайными).

Статистические критерии проверки гипотез разнообразны, но у них единая логическая схема построения, которая представлена на рис. 27.

Схема построения проверки статистических гипотез.

Рис. 27. Схема построения проверки статистических гипотез.

Существуют два типа критериев согласия — параметрические и непараметрические.

Параметрические критерии согласии

Параметрические критерии позволяют оценить различия по одному из параметров (средних, дисперсий и т. д.) и относительно более трудоемки при вычислениях.

t-критерий Стьюдснта

Наиболее распространенным параметрическим критерием является t-критерий Стьюдента (псевдоним У. Госсета). Проверка гипотезы о разности двух средних— одна из часто встречающихся процедур в исследовательской работе.

Уровень значимости /-критерия равен вероятности ошибочно отвергнуть гипотезу о равенстве средних двух выборок, когда в действительности эта гипотеза имеет место. Иными словами, он равен вероятности ошибки принять гипотезу о неравенстве средних, когда в действительности средние равны.

Алгоритм

применении t-критерия Стьюдента

  • 1. Записать вариационный ряд результатов X экспериментальной группы.
  • 2. Записать вариационный ряд результатов Y контрольной группы.
  • 3. Найти выборочные средние двух выборок хи у.
  • 4. Найти выборочные дисперсии Sj и S2.
  • 5. Вычислить эмпирическое значение критической статистики

6. Определить по таблице приложения 5 критическое значение / (а, Л| + п2 -2) для соответствующего уровня значимости, а и данного числа степеней свободы г = //, + /г, — 2.

Если /1М11>/Ч>, то различия между средними значениями экспериментальной и контрольной групп существенны на данном уровне значимости.

В целях корректности использования t-критерия на выборках проверяют выполняемость следующих требований:

  • 1. Наблюдения в каждой из рассматриваемых групп взяты случайным образом из одной и той же генеральной совокупности (например, спортсмены одной квалификации или дети одного возраста и др.).
  • 2. Наблюдения имеют нормальное распределение
  • (оцениваемое, например, по критерию х Пирсона или при небольшом числе наблюдений — по критерию W Шапиро — Уилка), и если хотя бы для одной из групп отвергается гипотеза о нормальности распределения, то лучше применить

нспарамстричсский критерий. Справедливости ради следует отметить, что некоторые авторы [6] указывают на то, что /- критерий устойчив к отклонениям от нормальности.

  • 3. Дисперсии генеральных выборок должны быть равны (проверка, например, по F-критерию Фишера = причем
  • <72

в числитель всегда ставится большая дисперсия, а в знаменатель — меньшая).

Приведем расчеты для сравнения групп (ni=n2=12) юных спортсменов-волейболистов и футболистов 1992 г. р. по показателям работоспособности согласно тесту PWCi7(>/Kr массы тела.

№.

Волейбол.

Футбол.

ФИО.

РУС170/кг.

ФИО.

РУС170/кг.

А. Владислав.

21,5.

Б.Дснис.

20,0.

В. Леонид.

17,3.

Б. Максим.

23,7.

Е. Алексей.

18,2.

В. Кирилл.

17,1.

К. Дмитрий.

19,0.

Г. Илья.

22,5.

К. Николай.

22,3.

Ж. Роман.

23,8.

К. Константин.

17,9.

К. Александр

21,8.

Р. Андрей.

19,0.

М. Сергей.

24,3.

Р. Владимир

17,1.

О. Алексей.

20,4.

Ш. Кирилл.

20,2.

П. Олег.

20,6.

К. Евгений.

21,1.

С. Илья.

21,6.

М. Егор

24,8.

Ш. Дмитрий.

23,2.

П. Илья.

19,6.

Щ. Артем.

19,3.

X

19,8.

21,5.

<72

5,12.

4,55.

Находим выборочные средние и дисперсии S* =DX " 5,12, S* = Dy а 4,55.

Условия для проведения вычислений t-критерия соблюдены. Выборка взята из одной генеральной совокупности (возраст испытуемых— 17 лет) и имеет нормальное распределение (пример расчета по критерию Шапиро — Уилка см. ниже). Дисперсии сравниваемых выборок равны (по F-критерию Фишера).

Статистические гипотезы и их проверка.

Вычисляем t •.

Статистические гипотезы и их проверка.

t3Mn=l, 88KpHT=2,07, таким образом различия в средних значениях работоспособности не существенны на уровне значимости а=0,05.

Диаграмма показателей волейболистов и футболистов по тесту PWCWkp.

Рис. 28. Диаграмма показателей волейболистов и футболистов по тесту PWCWkp.

Рассмотрим следующий пример. Для анализа возьмем время простой двигательной реакции (ДР) футболистов 9- и 14-летнего возраста (п=20 и п=12, соответственно).

Вычисляем выборочные средние 1 = 373мс; у = 257,3-чс и дисперсии ?>х *1316,8л/с, Dy«642,8.v/c. Дисперсии значимо не отличаются F-,Mn=2,04Kp»T=2,65.

Здесь величина tjMn=9,7>tKp,1T(0,01)=2,75. Таким образом, время реакции значимо отличается у футболистов 9- и 14-лстнего возраста.

Диаграмма показателей футболистов по тесту ДР.

Рис. 29. Диаграмма показателей футболистов по тесту ДР.

Критерий Крамера — Уэлча

В педагогике иногда t-критерий Стьюдента заменяют на более простой критерий Крамера — Уэлча. Эмпирическое значение данного критерия рассчитывается по следующей формуле:

Приведем расчеты для представленного выше примера.

Заметим, что Ткр (0,05) = /v(0,05;+oo) = 1,96. Поскольку Tiuo = 1,73 < 1,96 = Ткр(0,05), то и, но критерию Крамера— Уэлча показатели работоспособности между группами футболистов значимо не отличаются.

Аналогичную процедуру проведем для расчета значимости отличий в пробеге полузащитников выигравшей и проигравшей команд на Евро-2008 по футболу.

Т =0,998 <1,96 = Т (0,05) ,.

Так как м*т ' ' то по критерию Крамера —.

Уэлча показатели футболистов значимо не отличаются.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой