Источники финансирования и порядок их использования
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных… Читать ещё >
Источники финансирования и порядок их использования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В соответствии со ст. 251 НК РФ целевые поступления и средства целевого финансирования при соблюдении ряда условий не облагаются налогом на прибыль и НДС.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами: в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
К целевым поступлениям относятся поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Поступающие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений — обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Состав участников (учредителей, членов)
Для учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, а также для некоммерческих организаций, созданных в целях оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям инвалидов и их родителям, согласно ст. 346.12 НК РФ, отсутствуют ограничения на применение упрощенной системы налогообложения.
Особенности внутреннего устройства, напрямую зависящие от организационно-правовой формы некоммерческой организации, также влияют на налогообложение. Например, нс включать в налогооблагаемую прибыль членские взносы имеют право только некоммерческие организации, имеющие членство (некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы и т. д.).
Принадлежность к определенной сфере деятельности оказывает непосредственное влияние на налоговые льготы, которые получают некоммерческие организации. Как правило, наиболее льготируемыми являются операции некоммерческих организаций, но продаже товаров, работ и услуг, имеющих наиболее приоритетное значение с точки зрения современной социальной политики, относящихся к социальной сфере и к наиболее приоритетным видам деятельности с точки зрения современной государственной политики. Сюда можно отнести налогообложение деятельности некоммерческих организаций в сфере образования, здравоохранения, благотворительной и религиозной сферах, в области науки и культуры.
Освобождаются от уплаты НДС: реализация медицинских товаров; услуги в сфере образования; услуги по уходу за больными и т. д.; имеются льготы по налогу на прибыль для некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную и религиозную деятельность (ст. 149, п. 2.1, и. 14 НК РФ и ст. 251 НК РФ).
Рассмотрим особенности уплаты основных видов налогов некоммерческими организациями
Если некоммерческие организации владеют земельным участком, то они обязаны платить земельный налог. Механизм уплаты земельного налога регламентируется ст. 31 НК РФ.
Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, организациям государственной власти и местного самоуправления в соответствии с Земельным кодеком Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-?3; автономным учреждениям — в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .
Земельный налог — это местный налог, в связи с чем он вводится решениями органов местного самоуправления и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1. ст. 387 НК РФ).
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая ставка устанавливается в размере 0,3% для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Налоговая ставка устанавливается в размере 1,5% в отношении прочих земельных участков. Сумма земельного налога определяется как произведение размера участка (в м2) на кадастровую стоимость 1 м² (руб.) и на налоговую ставку (%)[1].
Российское законодательство предоставляет льготы или освобождает некоторые некоммерческие организации от уплаты земельного налога. Льготы могу быть предоставлены федеральным законодательством и решением органов местного самоуправления.
Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения:
- 1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
- 2) организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- 4) религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- 5) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурноспортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- 6) организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
- 7) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, а также общины таких народов, — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
- 9) организации — резиденты особой экономической зоны, за исключением организаций, указанных в пункте 11, — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок;
- 10) организации, признаваемые управляющими компаниями в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре „Сколково“» , — в отношении земельных участков, входящих в состав территории инновационного центра «Сколково» и предоставленных (приобретенных) для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций в соответствии с указанным Законом;
- 11) судостроительные организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, — в отношении земельных участков, занятых принадлежащими им на праве собственности и используемыми в целях строительства и ремонта судов зданиями, строениями, сооружениями производственного назначения, с даты регистрации таких организаций в качестве резидента особой экономической зоны сроком на десять лет;
- 12) организации — участники свободной экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории свободной экономической зоны и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства и кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления.
Налог на имущество организаций является региональным налогом. Предельный размер ставки налога на имущество организаций устанавливается ст. 374 НК РФ и может снижаться нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Так как некоммерческая организация может иметь в собственности (владении, распоряжении и пользовании) имущество, то оно является потенциальным плательщиком данного налога.
Налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%, если иное не предусмотрено ст. 380 ПК РФ.
В отношении объектов недвижимого имущества налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка нс может превышать следующих значений:
- — для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5%, в 2015 — 1,7%, в 2016 г. и последующие годы — 2%;
- — для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1,0%, в 2015 — 1,5%, в 2016 г. и последующие годы — 2%.
Налоговое законодательство предусматривает для некоммерческих организаций налоговые льготы в виде освобождения отдельных организаций от уплаты налога. Часть некоммерческих организаций может использовать эту льготу только при определенных условиях. В соответствии со ст. 381 ПК РФ, некоммерческие организации некоторых организационноправовых форм и видов деятельности могут использовать эту льготу в полном объеме (рис. 3.3).
Рис. 3.3. НКО, имеющие право на льготы, но налогу на имущество организаций.
Некоторые некоммерческие организации не имеют льготы по налогу на имущество: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, автономные учреждения, фонды государственного и муниципального учреждения (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений) и др.
Некоммерческие организации уплачивают транспортный налог в том случае, если имеют па балансе транспортные средства. Общие правила исчисления и уплаты транспортного налога содержатся в гл. 28 НК РФ. Ими налог исчисляется и уплачивается на общих основаниях.
Транспортный налог — это региональный налог, поэтому налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ соответственно в зависимости от мощности двигателя, или от одной единицы транспортного средства (ст. 361 НК РФ).
Некоммерческие организации являются плательщиками госпошлины. Они уплачивают госпошлину если обращаются в суд для разрешения спорных вопросов, касающихся или финансовой, или хозяйственной деятельности. Законодательство РФ предусматривает льготы при уплате госпошлины для некоторых организационно-правовых форм некоммерческих организаций и отдельных видов совершаемых некоммерческой организацией действий. В частности (ст. 333.35 ПК РФ):
- — органы управления государственными внебюджетными фондами РФ, казенные учреждения, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии — за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений;
- — суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, органы государственной власти субъекта РФ — при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
- — государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении, и др.
Некоммерческие организации приобретают статус налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций с момента государственной регистрации в качестве юридического лица и осуществления деятельности, приносящей доход. Налогообложение по налогу на прибыль регулируется гл. 25 НК РФ.
Для определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль необходимо определить величину полученных доходов и произведенных расходов некоммерческой организацией в процессе осуществления деятельности.
Объектом обложения по налогу на прибыль организаций является прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 247 НК РФ). Для российских налогоплательщиков прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
Ставки по налогу на прибыль устанавливаются ст. 284 НК РФ. Если иное не предусмотрено пп. 2−5 ст. 284 НК РФ, налоговая ставка устанавливается в размере 20%. Законами субъектов РФ предусмотренная налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
Для некоммерческих организаций особое значение имеет ряд статей доходов, выводимых из/под налогообложения, которые условно можно разделить на следующие группы (рис. 3.4).
Рис. 3.4. Доходы, выводимые из/под налогообложения некоммерческих организаций.
К целевым поступлениям относятся поступления из бюджета и поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Необходимо отметить особенности выведения целевых поступлений из налогообложения прибыли некоммерческих организаций (табл. 3.3) при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Таблица 3.3
Целевые поступления некоммерческих организаций
№. п/п. | Целевые поступления. | Основные характеристики. |
1. | Вступительные, членские, паевые взносы. | Разрешено исключать из налоговой базы только некоммерческим организациям, основанным на членстве (ассоциации, союзы, т.д.). |
2. | Пожертвования. | Могут быть сделаны только субъектам, включенным в соответствующий закрытый список в ГК РФ (например, благотворительным и образовательным учреждениям, музеям и т. д.). В остальных случаях данные поступления не будут причислены к целевым и будут облагаться налогом на прибыль. |
3. | Добровольные имущественные взносы. | Доходы, поступившие от учредителей, участников в организации, не предусматривающие членства (например, негосударственные пенсионные фонды, учреждения и т. д.). |
4. | Добровольные имущественные взносы, поступившие на ведение уставной деятельности. | Разрешено исключать из налогооблагаемой базы адвокатским палатам, профсоюзам, религиозным объединениям и т. д. |
5. | Суммы финансирования, выделяемые из бюджетов разного уровня на осуществление уставной деятельности. | Данные суммы разрешено исключать из налогооблагаемой базы всех организационно-правовых форм. |
6. | Денежные средства, полученные при формирование целевого капитала и от управляющих компаний. | Закон от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» . |
Целевое финансирование предоставляется некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в приоритетных для государства направлениях: содержание бюджетных и автономных учреждений, осуществление конкретных программ в области образования, здравоохранения (наркомания, детская онкология и т. д.), финансирование НИОКР[2] и пр.
К доходам, в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования, относятся бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям, субсидии автономным учреждениям, гранты и т. д. (ст. 251.
НК РФ). Данные виды доходов не учитываются в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль, если имущество в рамках целевого финансирования было получено от субъектов, указанных в соответствующих перечнях Правительства РФ, в противном случае оно подлежит включению в налоговую базу в качестве внереализационных доходов.
Некоммерческие организации, использующие целевые поступления и средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет, при отсутствии такого учета они рассматриваются как подлежащие налогообложению и включаются в состав внереализационных доходов.
Основную регулирующую нагрузку несут статьи доходов, полученных некоммерческой организацией в результате ведения предпринимательской деятельности и исключаемых в соответствии со ст. 251 НК РФ из налоговой базы по налогу на прибыль (табл. 3.4).
Таблица 3.4
Доходы от предпринимательской деятельности, не включаемые в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций
№. п/п. | Доходы. | Основные характеристики. |
1. | Доходы, полученные религиозной организацией. | В процессе совершения религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы, предметов религиозного культа (пп. 27 п. 1 ст. 251 НК РФ). |
2. | Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии. | Полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (пп. 31 и. 1 ст. 251 НК РФ). |
3. | Доходы, полученные казенными учреждениями. | В процессе предоставления государственных и муниципальных гражданам и юридическим лицам за плату (пп. 33. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ). |
4. | Доходы банка развития — государственная корпорация. | Прибыль Внешэкономбанка, полученная по результатам его деятельности, используется исключительно для достижения уставных целей (пп. 34 п. 1 ст. 251 НК РФ). |
5. | Доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предназначенных для распределения по именным накопительным счетам. | Участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (пп. 35 п. 1 ст. 251 НК РФ). |
Доходы в виде безвозмездно полученного имущества, не учитываемые при определении налоговой базы, немногочисленны. К ним относятся:
- — доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи;
- — поступления от учредителей и собственников;
- — доходы, поученные безвозмездно государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями на ведение уставной деятельности.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость устанавливается и регулируется гл. 21 НК РФ. Для некоммерческих организаций не существует специальных правил обложения НДС. В зависимости от вида выполняемых операций некоммерческие организации могут уплачивать налог в соответствии со ст. 164 НК РФ по ставкам 0%, 10 и 18%.
Объектами натогообложения по НДС могут выступать:
- — реализация товаров, работ и услуг на территории Российской Федерации;
- — передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд;
- — выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- — ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Некоммерческие организации не исчисляют НДС, если их деятельность связана с выполнением определенных операций и условий, представленных в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Операции, по которым не формируется объект налогообложения по НДС.
№. п/п. | Группа операций, по которым не начисляется налог. | Основные характеристики. |
1. | Операции, не связанные с деятельностью, приносящей доход. | Данная ситуация характерна для некоммерческих организаций, деятельность которых связана с реализацией сугубо основной деятельности. |
2. | Операции, которые не считаются реализацией. | Передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности и т. д. (п. 3 ст. 39 НК РФ). |
3. | Операции, не признаваемые объектом обложения. | Передача денежных средств на формирование целевого капитала, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного и муниципального имущества и т. д. (п. 2 ст. 146 НК РФ). |
4. | Если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС составила не более 2 млн руб. | Выполнение данных условий даст право некоммерческой организации, согласно н. 1 ст. 145 НК РФ, на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. |
5. | Если имеют право на применение специальных налоговых режимов. | Федеральным законом № 104-ФЗ[3] была введена упрощенная система налогообложения, которая дала возможность специально установленными налогами заменить уплату ряда налогов, в том числе и НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в бюджет при ввозе товаров на территорию Российской Федерации). |
6. | Операции по реализации, не подлежащие обложению НДС. | Реализация медицинских товаров на территории Российской Федерации по перечню Правительства РФ; услуги по уходу за больными и инвалидами; реализация предметов религиозного назначения; реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров общественными организациями инвалидов и т. д. (ст. 149, 150 НК РФ). |
Среди товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, не подлежащих налогообложению, можно выделить:
- — товары (за исключением подакцизных), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ;
- — медицинские товары отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
- — культурные ценности, приобретенные государственными или муниципальными учреждениями, культурные ценности, полученные в дар государственными и муниципальными учреждениями культуры, и прочие виды товаров, утвержденные законодательством.
Однако следует обратить внимание на то, что все безвозмездно оказанные услуги и переданные товары, если данные операции осуществляются не в рамках благотворительности, включаются в налоговую базу по НДС.
В случае если некоммерческие организации осуществляют операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), им необходимо вести раздельный учет таких операций.
Для некоммерческих организаций существует возможность применения специальных налоговых режимов. Условия перехода на специальный налоговый режим определяются нормативными правовыми документами субъектов РФ. Некоммерческие организации могут перейти на уплату налогов, но некоторым специальным налоговым режимам на добровольной основе (например, на упрощенную систему налогообложения), а на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход — только по решению представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Основные элементы упрощенной системы налогообложения представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6
Основные элементы упрощенной системы налогообложения
Объект налогообложения. | Налоговая база. | Налоговая ставка. |
Доходы некоммерческой организации. | Признается денежное выражение доходов некоммерческой организации. | Устанавливается в размере 6%. |
Доходы, уменьшенные на величину расходов некоммерческой организации. | Признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов некоммерческой организации. | Устанавливается в размере 15%. Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15%. |
Переход на упрощенную систему налогообложения предполагает уплату налога, заменяющего собой большинство действующих налогов. Единый налог заменяет собой налог на прибыль, налог на имущество. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются также плательщиками НДС, за исключением операций ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Помимо единого налога некоммерческие организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов в социальные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ.
Некоммерческая организация вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, если:
- — величина предельного размера дохода, но итогам девяти месяцев, того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не превысила 45 млн руб.;
- — средняя численность работников, за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает 100 человек;
- — остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн руб. (п. 2, п. 15 с. 346.12 НК РФ).
Некоторые некоммерческие организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. К ним относят:
- — организации, имеющие филиалы или представительства;
- — негосударственные пенсионные фонды;
- — формы адвокатских образований;
- — организации, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- — казенные и бюджетные учреждения;
- — иностранные организации и организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Данное ограничение не распространяется:
- — на организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — нс менее 25%;
- — некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 № 3085−1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» ;
- — учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» бюджетными научными учреждениями и созданные государственными академиями наук с научными учреждениями хозяйственные общества;
- — организации, учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-?3 «Об образовании в Российской Федерации», образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными и автономными учреждениями.
Некоммерческие организации, являясь работодателями, обязаны уплачивать обязательные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
Основной тариф (общая система налогообложения) составляет: ПФ РФ — 22%, ФСС РФ — 2,9, ФОМС РФ — 5,1%[4].
К выплатам и вознаграждениям, облагаемым страховыми взносами, в частности, относятся: заработная плата, плата за выполнение работ по договору подряда, надбавки и доплаты, премии и вознаграждения и т. д. С некоторых выплат работникам не взимаются обязательные страховые взносы.
Например, к таким выплатам относятся:
- • государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления;
- • суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов;
- • все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных:
- — с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья,
- — с бесплатным предоставлением жилых помещений, оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения,
- — с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия,
- — и прочие выплаты, предусмотренные законодательством.
- [1] Статья 389 НК РФ.
- [2] Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
- [3] Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» .
- [4] URL: advocatshmelev.narod.ru/izmeneniya_strahovyh-vznosov_2012. htm1#izmeneniya-2015.