Особенности финансов ЖКХ.
Методы калькуляции продукции
В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе… Читать ещё >
Особенности финансов ЖКХ. Методы калькуляции продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ ВОЛОГОДСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
Контрольная работа по дисциплине «Корпоративные финансы
Выполнила студентка 4 курса, специальности менеджмент
группы 44 зм Шифр 349
Коршунова Ольга Николаевна
Фамилия преподавателя Яковлева Е.Н.
Вологда
2013 г.
1. Особенности финансов ЖКХ
2. Методы калькуляции продукции
3. Практическая часть
1. Особенности финансов ЖКХ
Жилищное хозяйство — самостоятельная отрасль. Здесь сконцентрирована значительная часть основных фондов страны, частной собственности.
Жилищный фонд (хозяйство) состоит из:
— городского жилищного фонда;
— обобществленных жилищных фондов в виде дачных поселков;
— жилищный фонд, принадлежащий производственным единицам (предприятиям, организациям,…)
Жилищное хозяйство имеет свою инфраструктуру — самостоятельные организации и предприятия: ремонтно-строительные учреждения, эксплуатационные учреждения, дирекции; транспортные организации, — т. е. организации, которые обеспечивают нормальную эксплуатацию жилищного фонда.
Особенности организации финансов жилищного хозяйства:
— отношения между эксплуатирующим жилищные фонды и собственником складываются, как правило, в виде аренды или найма;
— жилищное хозяйство осуществляет свою деятельность на основе самоокупаемости;
— нет возможности за счет собственных источников осуществлять новое строительство, поэтому оно осуществляется за счет бюджетов соответствующих территориальных единиц и т. п.;
— основываясь на самоокупаемости, не обеспечивается развитие хозяйства за счет самофинансирования (не только восполнение жилищного фонда, но и капитальный ремонт, отсутствие которого приводит к потере жилищного фонда; не начисляется амортизация на реновацию);
— все денежные средства, поступающие за найм жилья, закрепляются за жилищным хозяйством, имеют строго целевое назначение — эксплуатация, содержание, благоустройство жилищного фонда;
— жилищное хозяйство освобождено от взносов, платежей в бюджет (вся арендная плата остается в распоряжении хозяйства);
За каждым хозяйством закреплена определенная территория, жилищный фонд и все доходы от них остаются в распоряжении жилищного хозяйства.
Планирование доходов и расходов жилищного хозяйства.
Смета затрат:
— расходы по содержанию жилищно-коммунального хозяйства;
— вывоз, уничтожение мусора;
— уборка снега;
— благоустройство и озеленение дворов и территорий;
— освещение и др.;
— расходы по содержанию обслуживающего персонала;
— З/П служб (слесари, электрики, дворники, …);
— спецодежда;
— приобретение инвентаря, инструмента;
— обеспечение охраны и техники безопасности;
— административно-управленческие расходы;
— З/П управленческого персонала и начисления на нее;
— З/П привлеченных лиц (комиссии, …);
— обязательные платежи и отчисления (операционные расходы);
— расходы по подготовке кадров;
— содержание вышестоящих организаций, если таковые есть;
— содержание централизованной бухгалтерии;
— комиссионные банкам за расчетно-кассовые, расчетно-платежные операции по сбору средств за найм и аренду помещений;
— прочие расходы;
— расходы, связанные с коммунальными услугами;
— водоснабжение;
— канализация;
— отопление;
Взимаются сверх установленной платы за проживание, не включаются в смету расходов по содержанию жилищно-коммунального хозяйства и погашаются за счет прямых платежей.
Расходы по текущему ремонту жилищного фонда.
Определяются общим объемом работ по плану и тарификацией отдельных работ.
Доходы:
Квартплата — зависит от факторов, обуславливающих категорию жилья:
— благоустройство;
— качество жилья;
— этажность;
— территориальное расположение;
— обеспеченность коммунальными услугами.
Арендная плата — взимается за аренду нежилых помещений. Плательщиками выступают, как правило, торговые, снабженческо-сбытовые и т. п. предприятия. Зависит от категории населенного пункта.
Специальные сборы. Предполагают дополнительную плату за каждый метр площади и покрытие расходов по коммунальным услугам.
Суммы, полученные от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей.
Целевые сборы за коммунальные услуги (вода, антенна).
Прочие источники:
— пени за просрочку платежа;
— арендная плата за жилые помещения;
— утилизация вторичного сырья;
— реализация прочего имущества.
Сейчас реформа предполагает установление соответствующей доплаты из бюджета в % к совокупному доходу семьи, или плата за коммунальные услуги и наем жилья будет полностью ложиться на жилищно-коммунальное хозяйство (речь идет о максимально допустимых размерах квартплаты в совокупном бюджете семьи).
Оборотные средства призваны обеспечивать текущую деятельность ЖКХ.
Отличительные черты:
1) Структура основных фондов (свыше 90% приходится на жилые здания, дома);
2) В общем объеме непроизводственных основных фондов более ½ приходится на основные фонды ЖХ;
3) Характерной особенностью формирования основных фондов является то, что, не начисляя амортизацию на реновацию, мы должны постоянно заботиться о состоянии и поддерживать основные фонды. Следовательно, должны существовать особые источники на расширение основных фондов (финансирование капитальных вложений):
— средства бюджетов;
— собственные средства предприятий и организаций, использующиеся на финансирование возведения зданий;
— средства граждан, которые ведут жилищное строительство и приобретают в дальнейшем жилье в личную собственность (это касается городского жилья, в сельских районах, как правило, строительство ведется с участием средств граждан — 80% граждан имеет жилье, возведенное собственными силами).
4) Сосредоточение финансовых средств, необходимых для ремонта основных фондов (текущий и капитальный ремонт):
— арендная плата;
— превышение доходов ЖКХ над эксплуатационными расходами (не вся сумма превышения направляется на ремонт зданий — используется на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств).
Организация оборотных средств
Организация оборотных средств начинается с разделения оборотных средств на:
1) нормируемые:
— расчеты с квартиросъемщиками;
— материалы для текущего ремонта и эксплуатации;
— МБП;
— расходы будущих периодов.
2) ненормируемые:
— денежные средства в кассе, на р /с, на текущем счете и т. д.
— дебиторы (средства в расчетах) — квартиросъемщики, арендаторы, отпуск энергии на сторону и т. д.
В источниках финансирования потребности в оборотных средствах ничего особенного нет:
а) собственные средства;
б) устойчивые пассивы (иногда приравненные к нормируемым ОС);
в) банковские ссуды;
г) ассигнования из бюджета (специфика этой сферы хозяйствования).
В ненормируемых ОС числятся:
— авансы по арендной плате;
— авансы от квартиросъемщиков, которые проплачивают стоимость жилья вперед (за несколько месяцев).
Норма в днях по статье «кварплата» равняется 40 дням. Умножается на средний размер (однодневный) размер статьи в денежном размере.
(тариф за 1 год за 1 кв. м умножается на площадь, делим на 360 дней и умножаем на 40 дней).
Расходные материалы по эксплуатации жилого фонда
Они делятся на 2 группы:
1.По которым существуют нормы;
Ремонтный фонд устанавливается на 100 или 1000 квартир:
— по водозаборной аппаратуре, по какой — либо другой аппаратуре;
— по хозяйству — запас оборудования;
— ремонт кровли, имущества на технических этажах (норма — на 1000 кв. м кровли): битум, краска и т. д.
2. Никаких установленных норм не существует.
Расчет производится упрощенным методом, исходя из фактических остатков расходуемых материалов в прошлом периоде и действительного фактического расхода за то же время.
Когда используется упрощенный метод вводятся поправочные коэффициенты для определения оптимальных размеров запаса (недостаток, так как норму можем завысить).
Финансовое планирование
Разрабатывается так называемый финансово-хозяйственный план. Основа всей деятельности — смета расходов по эксплуатации и по текущей деятельности.
План состоит из 2 разделов:
— поступление средств;
— направление расходования средств.
Эти планы входят в состав балансов городов, регионов, бюджетов (для того, чтобы за счет бюджетов покрывать разрыв между поступлениями и расходованием).
Коммунальное хозяйство — это то, что потребляется в целом. К этой среде относятся :
1) предприятия коммунального обслуживания (бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, ремонт обуви, гостиничное хозяйство);
2) внутригородской электрический транспорт (троллейбусы, трамваи, метро);
3) санитарно — технические предприятия (саночистка, водоснабжение, канализация);
4) предприятия внешнегородского благоустройства (озеленение, дорожно — мостовое хозяйство, городское освещение).
Своеобразие финансов диктуется особенностями деятельности. Можно выделить 2 группы предприятий КХ :
1.Бездотходные. К ним относятся :
— озеленение;
— освещение;
— внешнее благоустройство и др.
У них нет выручки от реализации, находятся на смете местного бюджета — затраты возмещаются за его счет.
2. Обеспечивают получение дохода. Планируют выручку, прибыль. Для них особенностью организации финансов является то, что момент производства совпадает с моментом реализации. Отсутствуют такие позиции как :
— незавершенное производство;
— готовая продукция;
— требуется дополнительное время для осуществления расчетов;
— очень часто проявляется зависимость от сезонного характера, ритма городской жизни (нагрузка на транспорт различная в течение 5 рабочих дней и 2 выходных)
— значительная статья, требующая отвлечения оборотных средств КХ — «дебиторы». Объясняется тем, что дебиторы (абоненты) по отношению к КХ возникают, так как мы получаем услуги сначала, а потом платим — предприятия коммун. энергетики: ЭС.
Не все организации коммунального хозяйства являются доходными предприятиями, часть находится на бюджете и финансируется по смете.
Предприятия коммунального хозяйства подразделяют свои затраты на прямые и накладные расходы. Структура затрат по видам деятельности коммунального хозяйства оказывается неодинаковой, так как предприятия решают очень разные задачи.
По предприятиям энерго — и водоснабжения 60% затрат составляют статьи:
— затраты на амортизацию;
— затраты на электроэнергию.
По предприятиям транспортного обслуживания 75% затрат составляют статьи:
— затраты на электроэнергию;
— затраты на подвижной состав.
Также большую долю имеет статья «заработная плата».
Особенность — однородность характера продукции/услуг, предоставляемых предприятиями коммунального хозяйства.
Например: предприятия транспортного обслуживания движенческие услуги; предприятия водоснабжения — подача потребителю воды.
И здесь проявляется особенность планирования затрат в коммунальном хозяйстве — эксплуатационные расходы планируются в расчете на объем или единицу предоставляемой услуги (тариф за 1 м² воды, 1кВт/час).
Увеличение объемов услуг — главная задача коммунального хозяйства (при этом сокращаются условно-постоянные затраты).
Проблема — техническое состояние сетей энергоснабжения, водоснабжения, канализации, телефонных сетей и т. д.
Потери в сетях катастрофические. Для их расчета и снижения необходимо:
— при расчете используется коэффициент полезного использования (в РФ он очень низкий);
— для снижения потерь необходимо рациональное использование топлива, других ресурсов;
— сокращение внеплановых простоев транспортных средств;
— повышение коэффициента технической готовности подвижного состава;
— совершенствование системы расчетов между производителями и потребителями.
Выручка от реализации присутствует только у доходных предприятий, так как бюджетные предприятия имеют смету.
Планирование выручки осуществляется исходя из действующих тарифов на соответствующие услуги.
Установление тарифов — прерогатива местных органов власти.
Цена услуги устанавливается в зависимости от категории потребителей, целевого назначения и иногда от качества услуги.
Все тарифы можно подразделить на 4 основные группы:
1) По городскому транспорту — тарифы устанавливаются едиными в пределах географической обозначенности города (административной границы);
2) Тарифы для сантехнических предприятий (канализационная сеть, стоки и т. д.) — дифференцированы по потребителям услуг.
3) Для предприятий, производящих электроэнергию — тарифы дифференцированы в зависимости от потребителей и целевого назначения использования электроэнергии.
4) Предприятия, обслуживающие население — тарифы устанавливаются в зависимости от качества предоставляемых услуг (бани, прачечные, парикмахерские).
Планирование выручки от реализации при действующих тарифах достаточно просто:
Объем услуг в натуре * тариф = Планируемая выручка
Прибыль предприятий коммунального хозяйства, осуществляющих свою деятельность и получающих доходы, складывается из:
— прибыли по основной деятельности;
— прибыли от реализации основных фондов;
— прибыли от внереализационных операций.
При расчете прибыли от внереализационных операций имеется специфика доходнорасходных статей.
По доходным статьям особой специфики нет.
Затраты:
— затраты по аннулированным заказам;
— затраты, связанные с содержанием законсервированных предприятий, мощностей коммунального хозяйства;
— судебные издержки и арбитражные расходы — тарифы на услуги не согласовываются между предприятием-потребителем и производителем, поэтому здесь возможны разногласия;
— убытки от списания дебиторской задолженности.
Что касается распределения и использования прибыли, то его порядок достаточно общий. Но есть две особенности:
1) Предприятия коммунального хозяйства освобождены от налога на имущество.
2) Предприятия городского транспорта (их услуги) не облагаются НДС (кроме такси).
Существует отличие в организации основных фондов предприятий коммунального хозяйства:
1) К основным фондам относятся средства внешнего благоустройства (набережные, мосты, тротуары).
2) Предприятия существенно отличаются друг от друга по структуре основных фондов.
Если речь идет о сетях, то передаточные устройства имеют подавляющую долю в ОсФ.
Коммунальный транспорт — подвижной состав составляет 80% от общей стоимости ОсФ.
Гостиничное хозяйство — 90% приходится на здания.
Техническое перевооружение и капитальный ремонт нужны для постоянного осуществления деятельности предприятия. Источники их финансирования:
— амортизация;
— отчисления из прибыли;
— долгосрочный банковский кредит;
— средства местных бюджетов.
Для предприятий, не являющихся доходными, источником финансирования капитальных вложений и ремонта являются средства местных бюджетов в общей смете затрат по содержанию этого предприятия коммунального хозяйства.
Организация оборотных средств.
Весьма существенные особенности:
1) Здесь в перечне статей оборотных средств отсутствуют такие статьи как:
— сырье и основные материалы;
— готовая продукция;
— незавершенное производство;
Это обусловлено тем, что предприятия коммунального хозяйства обеспечивают непрерывное предоставление услуг, т. е. нет незавершенного производства.
2) Однако существует необходимость выделения нормируемых и ненормируемых статей.
Нормируемые:
— вспомогательные материалы;
— топливо, ГСМ;
— тара;
— запчасти для ремонта;
— МБП;
— расходы будущих периодов;
— абоненты.
Ненормируемые:
— денежные средства в кассе;
— на расчетном счете и т. д.
Расчет норм и нормативов производится методом прямого счета или упрощенным методом исходя из средних остатков за период.
«Абоненты» — для каждого плательщика имеется льготный период для расчетов — отсрочка платежа за услуги. Поэтому в обороте предприятия должны быть дополнительные средства. Рассчитывается норматив:
Плановая себестоимость однодневной реализации * длительность льготного срока по платежу
По источникам формирования оборотных средств особых отличий от промышленности нет. Но, если предприятие коммунального хозяйства, находясь в ведении органа власти, не имеет собственных средств на восполнение недостатка оборотных средств, могут быть использованы средства бюджета.
Существует специфический устойчивый пассив у предприятия городского транспорта — оплата авансом проездных билетов, что позволяет использовать эти средства предприятия для финансирования потребности в оборотных средствах.
2. Методы калькуляции продукции
Хозяйственно-производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.
В соответствии с п. 1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года № 552, себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.
По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:
— цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
— производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
— полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, — показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).
Корме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период.
Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.
Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.
1. По видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает в себя две классификации: по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.
Первая из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов: — материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальные нужды; - амортизация основных фондов; -прочие затраты.
Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.
По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются: а) сырье и материалы; б) топливо и энергия; в) основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих; г) отчисления на социальное страхование; д) расходы на подготовку и освоение производства; е) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; ж) цеховые расходы; з) общезаводские расходы; и) прочие производственные расходы; к) внепроизводственные (коммерческие) расходы и т. д.
2. По характеру участия в создании продукции (работ, услуг) Выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т. д., а также накладные расходы, т. е. расходы по управлению и обслуживанию производством — цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.
3. По изменяемости в зависимости от объемов производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
4. По способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.
Определение себестоимости — очень сложный процесс, причем калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) должно отвечать отраслевой специфике предприятия, а также особенностям организации его производства.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции себестоимость определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, а в нормативной — по действующим на данном предприятии нормам, и поэтому она в отличие от плановой калькуляции в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую себестоимость изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по себестоимости изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства.
Правильное исчисление себестоимости продукции имеет важное значение: чем лучше организован учет, чем совершеннее методы калькулирования, тем легче выявить посредством анализа резервы снижения себестоимости продукции. Различают четыре основных метода калькулирования продукции: простой, нормативный, позаказный и попередельный.
Простой применяется на предприятиях, вырабатывающих однородную продукцию, не имеющих полуфабрикатов и незавершенного производства. В этих предприятиях все производственные расходы за отчетный период составляют себестоимость всей выработанной продукции (работ, услуг) Себестоимость единицы продукции исчисляется путем деления суммы производственных расходов на количество единиц продукции.
Нормативный применяется на предприятиях с массовым и серийным характером производства. Обязательным условием его применения является составление нормативной калькуляции по действующим на начало месяца нормам и последующее систематическое выявление в текущем порядке отклонений от этих норм (экономии и перерасхода) в конце месяца. Действующими нормами называются такие, по которым в данное время производится отпуск материалов и оплата труда.
Позаказный метод учета применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.
Попередельный метод применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходят ряд пределов, этапов (кирпичное, текстильное), или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы.
Основными источниками информации при анализе себестоимости продукции являются формы № 2 и 5 годового отчета, калькуляции отдельных видов продукции, действующие нормы и нормативы расхода материальных, трудовых и денежных затрат, сметы расходов и фактическое их исполнение в разрезе отдельных статей управленческих и коммерческих расходов, затрат на содержание и эксплуатацию оборудования и другие материалы учета и отчетности.
Планирование, учет, анализ себестоимости продукции на предприятии ведут по следующим элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных средств, прочие затраты, которые включают в себя: износ нематериальных активов, арендную плату, обязательные страховые платежи, проценты по кредитам банков, налоги, входящие в себестоимость продукции, отчисления во внебюджетные фонды и т. д.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, определения затрат по центрам ответственности и поиска резервов их снижения затраты группируются по статьям калькуляции. Основными статьями калькуляции являются: сырье и материалы, топливо и энергия, основная и дополнительная заработная плата, отчисления на социальное и медицинское страхование, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы, потери от брака, прочие расходы.
жилищный затрата себестоимость калькуляция
3. Практическая часть
Таблица 1
Калькуляция себестоимости продукции
Группы затрат | Тыс. руб. | ||
факт | план | ||
А. Производственные затраты | |||
Материальные затраты | |||
в т.ч. | |||
основные сырье и материалы | |||
топливо | |||
электроэнергия | |||
прочие | |||
Оплата труда | |||
Отчисления на соц. нужды | |||
Амортизация | |||
Прочие затраты | |||
Б. Управленческие расходы | |||
в т.ч. | |||
оплата труда АУП | |||
отчисления на соц. нужды | |||
амортизация | |||
в т.ч. | |||
общехозяйственных фондов | |||
нематериальных активов | |||
Налоги | |||
Прочие расходы | |||
В. Коммерческие расходы | |||
в т.ч. | |||
оплата труда работников сбыта | |||
отчисления на соц. нужды | 561,6 | ||
расходы на рекламу | |||
прочие коммерческие расходы | 4766,4 | ||
Итого | |||
Таблица 2
Прогноз финансовых результатов предприятия
Наименование показателя | тыс. руб. | ||
план | факт | ||
Выручка от реализации | |||
Производственная себестоимость | |||
Управленческие расходы | |||
Коммерческие расходы | |||
Прибыль от продажи продукции | |||
Операционные доходы | |||
в т.ч. от продажи ценных бумаг | |||
Операционные расходы | |||
в т.ч. налоги | |||
Внереализационные доходы | |||
Внереализационные расходы | |||
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности | |||
Налог на прибыль | |||
Чистая прибыль | |||
Выручка от реализации: 342 400 * 1,3 = 445 120 тыс. руб.
Прибыль от продажи продукции = 445 120 — 310 440 — 75 620 — 11 128 = 47 932 тыс. руб.
В соответствии с исходными данными операционные и внереализационные доходы и расходы (кроме налогов и доходов по ценным бумагам) определяются на планируемый год исходя из отчетных данных с учетом предполагаемых темпов инфляции 14%.
Налоги, учитываемые при формировании прибыли в большей степени зависят от объемов деятельности предприятия, а в связи с этим планируются с учетом темпов роста (снижения) объема продаж. Планируемые доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию определяются с учетом их фактически складывающейся доходности.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности = Прибыль от продажи продукции + операционные и внереализационные доходы — операционные и внереализационные расходы Сумма налога на прибыль определяется на основе специального расчета. Если на предприятии не планируется значительных изменений в структуре рентабельности и предполагаются изменения в налоговом законодательстве планируемая сумма налога на прибыль рассчитывается исходя из уровня налогообложения прибыли в предшествующем году.
Чистая прибыль = Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности — Налог на прибыль Таблица 3
Прогнозный баланс предприятия
АКТИВ | на начало года | На конец года | ПАССИВ | на начало года | на конец года | |
Внеоборотные активы | Собственный капитал | |||||
1. Основные средства | 1.Уставной капитал | |||||
2. Нематериальные активы | 2.Добавочный капитал | |||||
Текущие активы | 3. Резервный капитал | 1931 (38 626 * 0,05) | ||||
1. Производственные запасы | 4.Нераспределенная прибыль | |||||
2. Незавершенное производство | Долгосрочные кредиты и займы | |||||
3. Запасы готовой продукции | 1.Банковские кредиты | |||||
4.Дебиторская задолженность | Краткосрочные пассивы | |||||
в.ч.ч. | 1.Краткосрочные кредиты банков | |||||
покупателей | 2.Кредитроская задолженность | |||||
прочих дебиторов | 1368 (1200 * 1,14) | в т.ч. | ||||
5.Денежные средства | 2964 (2280 * 1,3) | поставщики | ||||
6.Краткосрочные финансовые вложения | по оплате труда | 5915 (4550 * 1,3) | ||||
7.Прочие активы | перед бюджетом | 4706 (3620 * 1,3) | ||||
по соц. страху | 2184 (1680 * 1,3) | |||||
прочие | 2925 (2250 * 1,3) | |||||
3. Расчеты по дивидендам | ||||||
4. Прочие пассивы | ||||||
Баланс | Баланс | |||||
Оборотный капитал предприятия в основном состоит из производственных запасов и затрат, дебиторской задолженности, запасов готовой продукции и денежных средств.
Объем производственных запасов на конец планируемого года, необходимый для поддержания заданного уровня продаж, определяется периодом хранения запасов (формула 1)
(1)
где ПЗКГ— необходимый объем производственных запасов на конец планируемого года;
М — планируемая потребность производства в материалах, сырье, топливе и др. ТМЦ (материальные затраты без э/энергии);
Д — количество дней в планируемом периоде;
ДПЗ — период хранения производственных запасов.
Сумма материальных затрат, отнесенных на себестоимость * Продолжительность оборота / 360 дней = (103 664* 60) / 360 =17 277 тыс. руб.
Сумма затрат по незавершенному производству на конец планируемого года определяется длительностью производственного цикла (формула 2).
(2)
где НПКГ — величина незавершенного производства;
ЗПР — затраты на производство продукции планируемого года;
ДПР — длительность производственного цикла, дней;
КНЗ — коэффициент нарастания затрат.
310 440 / 360 * 8 * 0,53 = 3656
Остатки готовой продукции определяются исходя из производственной себестоимости товарного выпуска продукции и установленных на предприятии сроков хранения готовой продукции (формула 3)
(3)
где ГПКГ — планируемые остатки готовой продукции на конец планируемого года;
СТВ — себестоимость товарного выпуска продукции;
ДГП — средний период хранения готовой продукции на предприятии.
310 440 / 360 * 10 = 8623
Себестоимость товарного выпуска продукции планируемого года рассчитывается с учетом величины производственных затрат и изменения суммы незавершенного производства и расходов будущих периодов (в задании не предусмотрены) (формула 4)
(4)
где НПНГ и НПКГ — остатки незавершенного года на начало и конец планируемого года соответственно;
РБНГ и РБКГ — расходы будущих периодов на начало и конец планируемого года соответственно.
Сумма дебиторской задолженности, которую может нести предприятие, определяется рядом факторов:
объемом продаж продукции в кредит и за наличный расчет;
предполагаемым сроком, на который предоставляется кредит покупателям;
эффективностью кредитного контроля.
При расчете величины дебиторской задолженности учитывается среднедневной объем продаж продукции в кредит и средний период погашения дебиторской задолженности, т. е. период в течение которого покупатель погашает свою задолженность (формула 5).
(5)
где ДЗПОК — дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками на конец планируемого года;
ПРКР — планируемый объем продаж продукции в кредит;
ДДЗ — период погашения дебиторской задолженности покупателями.
Продано в кредит 90%:
445 120 * 0,9 = 400 608
400 608 /360 * 65 = 72 332 тыс. руб.
Остаток денежных средств и сумма краткосрочных финансовых вложений определяется на основе плана движения денежных средств в соответствии с основными направлениями финансовой политики предприятия.
При незначительных изменениях в политике управления денежными активами остаток денежных средств на конец года может быть определен исходя из темпов роста объемов производства в планируемом году.
Прочие оборотные активы планируются исходя из отчетных данных с учетом изменения объемов производства в предстоящем периоде.
Расчеты производственных запасов незавершенного производства, запасов готовой продукции, дебиторской задолженности и денежных средств определяют общую величину оборотного капитала.
Потребность в основном капитале определяется исходя из сметы капитальных затрат. Так как данное предприятие не планирует изменений в составе основных фондов и нематериальных активов величина основного капитала корректируется только на величину амортизационных отчислений в планируемом году.
Если сложить общую сумму оборотного капитала с общей суммой требуемого основного капитала, то будет определена общая сумма финансирования, необходимая на определенную дату.
Средства для финансирования активов можно получить как в форме собственного капитала, так и в форме кредиторской задолженности. Дефицит средств финансируется за счет займов из внешних источников (кредитов). Краткосрочные кредиты могут быть привлечены предприятием на первоначальных условиях.
Собственный капитал предприятия включает в себя уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенную прибыль. Уставный и добавочный капитал не планируется к изменению. Формирование резервного капитала и остаток нераспределенной прибыли определяется исходя из планируемой чистой прибыли и направлений ее использования.
Сумма кредиторской задолженности определяется исходя из условий расчетов.
Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками зависит от объема закупок товаров в кредит и среднего срока погашения кредиторской задолженности (формула 6).
(6)
где ЗТМЦ — планируемый объем закупок материалов, сырья, топлива и других услуг;
ДКЗ — срок погашения кредиторской задолженности перед поставщиками.
Планируемый объем закупок определяется исходя из потребности производства с учетом изменения остатков производственных запасов на конец планируемого года (формула 7)
(7)
где ПЗКГ, ПЗНГ — производственные запасы на конец и начало планируемого года соответственно;
МЗ — планируемая сумма материальных затрат.
17 277 + 138 112 — 20 600= 134 789 тыс. руб.
134 789 /360 * 75 = 28 081
Величина кредиторской задолженности перед работниками по оплате труда определяется исходя из темпов роста фонда оплаты труда в планируемом году. Кредиторская задолженность перед бюджетом и прочими кредиторами рассчитывается исходя из планируемых на предприятии темпов роста продаж. При составлении планового баланса выявляется избыток или недостаток финансовых ресурсов для финансирования деятельности предприятия.
1. Григорьев Е. М., Перепечкин Е. Г. Финансы корпораций: Учеб. пособие / Под. ред. Г. А. Тактарова. — М.:Финансы ти статистика, 2006. — 288 с.: ил.
2. Ивасенко, А. Г. Финансы организаций (предприятий): учеб. пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — М.: КноРус, 2008. — 208 с.
3. Лапуста, Михаил Григорьевич. Финансы предприятий: учеб. пособие / М. Г. Лапуста, Т. Ю. Мазурина. — М.: Альфа-Пресс, 2009. — 640 с.
4. Лупей, Николай Андреевич. Финансы. Финансы организаций (предприятий). Краткий курс: учеб. пособие для вузов / Н. А. Лупей. — 2-е изд. — М.: Дашков и К°, 2008. — 258 с.
5. Раицкий К. А. Экономика организации (предприятия): Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
6. Сергеев И. В. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / И. В. Сергеев, И. И. Веретенникова; ред. И. В. Сергеев. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 671 с.
7. Скляренко В. К. Экономика предприятия: учебник для вузов / В. К. Скляренко, В. М. Прудников. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 528 с.
8. Шуляк Б. Н. Финансы предприятий: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско — торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
9. Фридман А. М. Финансы организации (предприятия): учебник для вузов / А. М. Фридман. — М.: Дашков и К°, 2009. — 488 с.
10. Экономика предприятия (фирмы): учебник для вузов / В. Я. Горфинкель [и др.]; науч. ред. В. Я. Горфинкель. — М.: Проспект, 2011. — 640 с