Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типовые этапы процесса принятия решений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе анализа также осуществляется фильтрация данных, назначение которой — преобразовывать входные сведения таким образом, чтобы они были пригодны для дальнейших исследований. Для этого используются методы отсечения, агрегирования или типологической выборки. При использовании метода отсечения все данные разбиваются на две категории — пропускаемые и отсекаемые. При агрегировании… Читать ещё >

Типовые этапы процесса принятия решений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За годы своего развития теория принятия решений выработала определенную схему, которой рекомендуется придерживаться лицу (или группе лиц), принимающему решение[1]. Такая схема включает в себя ряд этапов, которые необходимо выполнить для того, чтобы принять обоснованное решение. Данная схема, как и всякая модель, в известной степени идеализирована: на практике процессы принятия решений нередко от нее отклоняются. Последовательность этапов ППР также не может считаться единственно возможной, поскольку обратные связи существуют практически между всеми этапами: по мере продвижения от предшествующих этапов к последующим выводы, сделанные ранее, время от времени уточняются. Тем не менее рассматриваемые этапы могут быть приняты за основу при решении многих реальных задач принятия решений.

Рассмотрим основные этапы процесса принятия решения более подробно.

Этап 1. Осознание ЛПР необходимости принятия решения. Всякий процесс принятия решения начинается с того, что ЛПР (индивидуальное или групповое) осознает, что перед ним встает проблема, связанная с необходимостью принятия некоторого решения. Эта задача может быть либо получена извне, либо инициирована самим ЛПР. Как сама задача, так и состав членов группового ЛПР, принимающих участие в ее решении, могут уточняться в результате последующих исследований.

Задача принятия решения связана с наличием целого ряда условий, влияющих на последующий выбор. Эти условия в совокупности и формируют проблемную ситуацию S. В частном случае, ЛПР может считать, что проблемная ситуация 5 является единственной, т. е. полностью определена. В этом случае решение считается принимаемым в условиях определенности. Наличие условий определенности способствует повышению оперативности принятия решений, при этом затраты, связанные с принятием решений, снижаются.

В более общем случае, в силу неопределенности внешней среды, моделируется некоторое множество взаимоисключающих проблемных ситуаций Sj, j =1,2,…,/. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие решения, для которых с определенной вероятностью Р; можно предсказать появление проблемных ситуаций Sy В этом случае сумма вероятностей Pj должна быть равна единице.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда оценить вероятности появления тех или иных проблемных ситуаций не представляется возможным.

Этап 2. Получение информации. Для принятия решения может потребоваться информация самого разного характера, включая различные нормативные материалы, данные статистической отчетности, исторические и прогнозные данные. Сами решения в известном смысле служат разновидностью информации, применяемой для выработки других решений.

К этапу получения информации, при необходимости, можно вернуться после любого из последующих этапов.

Внедрение современных инфокоммуникационных технологий (ИКТ) не меняет функции процесса принятия решений, а лишь модифицирует способы их выполнения. Основные отличия касаются иных возможностей хранения, получения, переработки и распространения информации:

  • • ИКТ позволяют выявить изменения проблемной ситуации и своевременно сигнализировать об этом ЛИР;
  • • хранимая информация может использоваться многократно, обрабатываться многоаспектно, выдаваться в различных разрезах;
  • • повышается оперативность получения нужных сведений и выявления связей, в результате чего сокращается временной разрыв между изменением ситуации и управляющим решением.

Принципиально иные возможности развития информационного обеспечения ППР связаны с внедрением корпоративных хранилищ данных, витрин данных, содержащих различную информацию об организации, а также технологий оперативного анализа данных (OLAP-технологий), предоставляющих гибкие возможности манипулирования данными и их визуализации.

Этан 3. Анализ информации. Целью анализа информации является систематизация и упорядочение сведений, используемых в процессе принятия решения. Здесь большое значение имеет достоверность информации о состоянии внешней среды. В то же время ЛИР часто пользуется неформальными сведениями. При этом, несмотря на все проблемы, связанные с несовершенством источников неформальной информации, в практике принятия решений именно такие сведения во многом определяют итоговый выбор.

В процессе анализа также осуществляется фильтрация данных, назначение которой — преобразовывать входные сведения таким образом, чтобы они были пригодны для дальнейших исследований. Для этого используются методы отсечения, агрегирования или типологической выборки. При использовании метода отсечения все данные разбиваются на две категории — пропускаемые и отсекаемые. При агрегировании осуществляется укрупнение информации за счет объединения данных в подмножества. При этом информация о микросвязях между объектами теряется, но зато появляется возможность обобщенной характеристики макросвязей. Главная задача при агрегировании состоит в том, чтобы сохранить характеристики, интересующие аналитика. Типологическая выборка предусматривает разбиение исходного множества данных на классы по определенным признакам, с последующим отбором элементов — представителей каждого класса. Перечисленные методы анализа данных успешно реализуются с помощью современных информационных технологий.

Принципиально иные возможности анализа данных связаны с применением методов интеллектуального анализа данных (ИАД, data mining), ориентированных на выявление в данных скрытых закономерностей. Поскольку накопленные данные могут обобщаться до уровня знаний, эти методы также называют методами обнаружения знаний в базах данных {knowledge discovery in databases, KDD).

Этап 4. Формирование целей. На данном этапе на основе анализа различной информации (прежде всего прогнозов, в том числе долгосрочных) ЛИР формулирует глобальную цель (или несколько целей). Глобальная цель обычно формулируется в качественном виде, вследствие чего бывает сложно определить степень ее достижения. Поэтому она, как правило, детализируется: выделяются подцели, являющиеся средствами достижения исходной цели. Вся рассматриваемая совокупность целей явно или неявно представляется в виде дерева целей, описывающего их иерархию, внутренние связи и соиодчиненность. Большое значение имеет определение количественных или порядковых оценок относительной важности целей — приоритетов или весов целей, позволяющих, в частности, на их основе и с использованием оценок степени достижения «элементарных» целей (т.е. целей, не подлежащих дальнейшей детализации) получить оценку степени достижения глобальной цели.

В случае принятия группового решения важно выявить понимание цели (или целей) всеми участниками, особенно в связи с тем, что оценки степени достижения поставленных целей выступают в качестве основных критериев последующего выбора решения.

Этап 5. Построение модели объекта принятия решения. В процессе принятия решения учитывается некоторая система характеристик исследуемого объекта (или объектов). Понятие системы является абстрактным и предполагает наличие наблюдателя (в данном случае — ЛПР), объекта наблюдения и целей, которые ЛПР ставит перед собой и в соответствии с которыми выделяет характеристики объекта. Модель объекта характеризует существенные свойства изучаемой системы, что позволяет исследовать систему путем проведения модельных экспериментов. Степень соответствия между моделью и моделируемой системой может быть разной. В частности, функциональная модель характеризует только входы и выходы системы (принцип черного ящика), в то время как структура и принципы действия модели и системы различаются. К числу таких моделей относятся, например, производственные функции и межотраслевой баланс, нашедшие широкое практическое применение. Более высокая степень соответствия характерна имитационной модели, которая воспроизводит не только входы и выходы системы, но и процессы, протекающие внутри нее. Модели могут быть классифицированы и по другим признакам, в частности на формальные, полуформальные и неформальные — в зависимости от того, производится ли описание системы на формальном, полуформальном или естественном языке. Для практического применения наиболее типичны последние два класса.

Этап 6. Формирование альтернатив. Процедуры, выполняемые на данном этапе, носят в основном творческий характер, поскольку крайне редко удается построить формальную математическую модель, адекватную реальной действительности и задающую необходимые и достаточные условия формирования полного множества альтернатив.

При формировании множества вариантов решения X выделяют два типа альтернатив: принципиально равные варианты решения и варианты, характеризующиеся различием параметров. Как правило, количество принципиально различных вариантов решения невелико. Количество же вариантов, отличающихся числовыми значениями параметров, теоретически может быть очень большим. На практике множество вариантов решения часто сужают путем введения ограничений на диапазоны изменения параметров.

При разработке вариантов решения необходимо следить за полнотой этого множества. На данном этапе актуальны методы и средства, обеспечивающие эффективную деятельность ЛПР и актуализирующие его творческие способности, например метод морфологического анализа. Суть метода заключается в том, что выделяются признаки, определяющие вариантность решений, и их значения, после чего перебираются все возможные комбинации значений признаков.

Большую помощь при формировании вариантов решения оказывают и творческие методы, такие как мозговой штурм. Они с успехом могут применяться и на других этапах ППР, в частности на этапе постановки целей.

Этап 7. Прогнозирование возможных вариантов решения и их последствий. Назначение данного этапа состоит в том, чтобы оценить возможность реализации различных альтернатив, а также последствия, к которым может привести каждый вариант. При этом последствия могут быть рассмотрены как на одном этапе, так и па конечном или бесконечном множестве этапов. На конкретном этапе вариант решения может приводить к одному или нескольким последствиям, для которых предсказать вероятности появления либо удается, либо нет. Подчеркнем, что на этапах 1 и 5 говорилось о неопределенности в условиях принятия решения, здесь же речь идет о втором виде неопределенности — в последствиях. Данный фактор существенным образом влияет на выбор метода принятия решения. Нередко последствия вариантов решения выступают в качестве признака оценки их эффективности.

Развитию методов прогнозирования уделяют большое внимание. Однако все эти методы не заменяют человеческое суждение, а скорее усиливают его, поскольку, как правило, в их основе лежат экспертные оценки специалистов.

Этап 8. Формирование предпочтений и критериев. Для сравнительной оценки качества вариантов решений формируются предпочтения ЛПР. Как уже указывалось выше, такое предпочтение может быть задано интегрально или по различным признакам /(/=1,2, …, L), с позиций которых многоаспектно оцениваются возможные варианты i-го решения Fd. Если такие оценки даются d-ми членами группового ЛПР в различныхj-x ситуациях, то число оценок Fiidj возрастает. Значения функции предпочтения могут быть представлены как в количественной, так и в других шкалах.

Выбор эффективного решения X* осуществляется ЛПР на основе сформированных предпочтений, но критериям выбора К. Специальные приемы, разработанные в теории принятия решений, позволяют в отдельных случаях свести отдельные критерии в единый интегральный. Чаще же для согласования оценок по отдельным критериям используют принципы согласования Vk, о которых упоминалось выше. В практике принятия решения проблема выбора усложняется тем, что оценки может давать группа, причем все оценки также зависят от того, в какой ситуации они задаются. При этом могут быть выдвинуты как принципы согласования вариантов поведения отдельных членов ЛПР — V(h так и принципы согласования вариантов поведения ЛПР в различных ситуациях Vy Эти обстоятельства затрудняют запись критериев выбора в общем виде, которая меняется от метода к методу.

Этап 9. Постановка задачи принятия решения. На данном этапе осуществляется постановка задачи принятия решения , X, Q, , V; Х*> индивидуальное или групповое ЛПР в условиях проблемных ситуаций 5, исходя из поставленных целей G, из множества вариантов решения X, приводящих к различным последствиям Q, должно выбрать на основе предпочтений F, критериев К и принципов согласования V эффективное решение X*.

В каждом конкретном случае элементы задачи определяются более четко как в количественном (например, в части числа анализируемых проблемных ситуаций), так и в содержательном плане (например, в части используемых принципов согласования мнений отдельных членов группового ЛПР в различных ситуациях по выделенным признакам).

Этап 10. Поиск процедур решения задачи. В задачах принятия решения могут быть использованы самые разные методы теории принятия оптимальных решений, включая теорию игр, линейное, нелинейное и стохастическое программирование, методы статистического анализа данных и т. д. Однако не все задачи, имеющие место на практике, могут быть сведены к той или иной классической постановке. Поэтому возникает необходимость применения специальных методов теории принятия решений, использующих как достижения теории принятия оптимальных решений, так и экспертные оценки специалистов. В целях интеграции различных методов принятия решения в единую систему при участии авторов учебника был разработан специальный программный продукт — Экспертная система поддержки принятия решений (ЭСППР), характеристики которой подробно рассматриваются в гл. 5.

Этап 11. Выбор. Данный этап выделяется как самостоятельный, поскольку в нем заложен более глубокий смысл, чем простое получение решения на основе выбранного метода. Учитывая, что ни одна нетривиальная задача принятия решения не может быть до конца формализована, результаты выбора, получаемые расчетным путем, должны рассматриваться лишь как один из видов информации, аккумулируемой ЛПР для окончательного принятия решения.

Волатильность характеристик элементов задачи принятия решения приводит к тому, что в результате применения различных методов в качестве наиболее предпочтительных будут рекомендованы различные варианты. Именно эти «наиболее предпочтительные» варианты с обоснованиями по каждому из них лежат в основе окончательного выбора.

Этап 12. Возможная корректировка задачи. Расположение данного этапа в рассматриваемой схеме весьма условно, поскольку корректировка задачи могла быть произведена и ранее. Однако в данном случае возможная корректировка особенно важна потому, что во многих случаях математические модели рекомендуют варианты решения, которые совершенно не устраивают ЛИР. Это происходит потому, что стремление применить определенный математический аппарат нередко приводит к существенному упрощению задачи, например, к замене нелинейных связей линейными, стохастических — детерминированными и т. д.

Этап 13. Содержательная интерпретация решения. Назначение данного этапа — оформление аналитических материалов для принятия окончательного решения.

  • [1] Евлапов Л. Л. Теория и практика принятия решений. М.: Экономика, 1984; Кравченко Т. К. Процесс принятия плановых решений (информационные модели). М.: Экономика, 1974; Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событийв волшебных странах. М.: Логос, 2002; Лшпвак Б. Г. Разработка управленческого решения.М.: Дело, 2002; Орлов А. И. Теория принятия решений: учеб, пособие. М.: Экзамен, 2005;Трахтенгерц Э. А. Компьютерная поддержка принятия решений. М.: СИНТЕГ, 1998.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой