Расширение массового производства, промышленная революция и другие факторы вызвали перепроизводство продукции и затоваривание рынков. Руководству предприятий необходимо было решить проблему сбыта выпущенных товаров. Покупатели стали предъявлять новые требования к приобретаемой продукции. Товар должен был обладать большей конкурентоспособностью по сравнению с аналогичными изделиями.
Рис. 1.1. Этапы эволюции маркетинга
Для этого этапа характерна активизация функции сбыта, что достигалось расширением торговой сети, совершенствованием рекламной деятельности, повышением квалификации торговых агентов и пр. Но производителей товаров не интересовали потребности и запросы покупателей. Они выпускали большей частью ту продукцию, которую могли хорошо изготовить. Количество и качество предложения возрастали без учета качественных характеристик спроса, т. е. без анализа рынка.
классического маркетинга.
С середины XX в. руководство промышленных предприятий стало уделять больше внимания выяснению и удовлетворению конкретных потребностей покупателей и анализу рынка, а не навязыванию своих товаров потребителям. Системный подход к организации деятельности предприятия требует разработки единой стратегии для сферы производства и сбыта. Отправной точкой в управлении предприятием при этом служат нужды и запросы потенциальных потребителей. Конечная цель состоит в достижении долгосрочной (стратегической) рентабельности.
Согласованное функционирование всех элементов бизнеса предприятия (производство, материальное снабжение, техническое обслуживание, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансирование, маркетинг, управление), направленное на достижение конечного результата, должно удовлетворить потребности целевых покупателей, обеспечивая намечаемую эффективность. Несмотря на значительное число приверженцев такого подхода, в настоящее время он уступает место более прогрессивным формам маркетинговой деятельности.