Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воспитание. 
Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Буквально с первых дней рождения ребенок воспитывается в системе существующих моральных норм и правил, узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». Подрастая, он осваивает правовую систему общества, узнает, что, почему и как карается законом. В последние годы в школьную и вузовскую подготовку включен учебный предмет «Правоведение», поскольку знать современное право (административное, уголовное… Читать ещё >

Воспитание. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание и направления воспитательного процесса

Воспитание с полным правом можно отнести к одной из самых сложных сфер человеческого взаимодействия. Это — и общественное явление, и условие психического развития личности через освоение культуры тела, души и духа, и педагогический процесс по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Воспитание как общественное явление представляет собой процесс сложный и противоречивый, во многом стихийный, но в то же время и более богатый, так как на становление личности влияет множество факторов и способов воздействия: семья, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Поэтому воспитание в широком смысле трактуется как общественное явление, в русле которого целенаправленно создаются материальные, духовные, организационные условия для всестороннего развития человека.

Содержанием воспитания, функционирующего в системе общественных явлений, выступают освоение человеком форм общественного сознания и подготовка его к производственному труду. Формы общественного сознания — мораль и нравственность, право, искусство, наука, религия, политика — составляют духовную питательную среду воспитания.

Буквально с первых дней рождения ребенок воспитывается в системе существующих моральных норм и правил, узнает, «что такое хорошо и что такое плохо». Подрастая, он осваивает правовую систему общества, узнает, что, почему и как карается законом. В последние годы в школьную и вузовскую подготовку включен учебный предмет «Правоведение», поскольку знать современное право (административное, уголовное, хозяйственное и т. д.) необходимо любому человеку, независимо оттого, какую профессию он изберет в будущем. Следует подчеркнуть, что речь идет не просто об усвоении правовых знаний, а о воспитании в учащихся правовой культуры и правового (законопослушного) поведения. Это деятельность по формированию у подрастающего поколения чувства уважения к закону, культуре, демократии, активного и сознательного соблюдения норм и правил, высокой гражданской ответственности и активности, развитию гражданского самосознания, интернационализма, национальной и расовой терпимости, готовности защищать свое отечество, отстаивать свои убеждения.

Искусство формирует художественное познание мира, эстетическое отношение к жизни, творческий подход к развитию человека, оказывает содействие духовному и нравственному становлению личности. Приобщение человека к культуре — это воспитание его эстетических вкусов и пристрастий, развитие творческой индивидуальности, способности воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание — это также формирование у воспитанников правил хорошего тона, культуры поведения и отношений, сознательной дисциплины, выращивание потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении.

Современное мировоззрение ориентируется на естествен но-научное знание, поэтому и воспитание направлено на постепенное овладение ребенком системой объективно достоверных, проверенных практикой знаний и навыков, служащих реальной и необходимой базой для вступления в общественно-производственную жизнь, получения любого специального образования.

Религиозное воспитание приобщает к религиозным традициям и участию в богослужениях и проповедях, церковным праздникам и т. п. Как всеобщее и обязательное, религиозное образование в цивилизованных странах не приветствуется. В то же время оно вносит свой вклад в воспитательный процесс, устанавливая и требуя соблюдения религиозных заповедей, которые в целом не противоречат нормам и правилам общественной морали, хотя и имеют иную интерпретацию. Поэтому в последние годы в России религиозное воспитание не преследуется, как ранее, законом, однако в систему образования не включается.

Политика использует воспитание в качестве одного из каналов своего утверждения в обществе, в сознании подрастающего поколе- 274.

ния. В современном сложно устроенном мире каждый член общества вовлечен в политику, участвуя в выборах на всех уровнях власти. Для того чтобы делать свой выбор осознанно и быть способным нести за него ответственность, необходимо понимать основания и цели тех или иных политических систем, различать декларируемые и реальные политические задачи, предугадывать последствия политических решений, противостоять политическому манипулированию. Сформировать политическую культуру, политическое сознание, отражающее отношения между государствами, нациями, партиями, и умения разбираться в них с духовно-нравственных позиций призвана новая для российского образования учебная дисциплина «Политология». Наряду с политическим ведется и патриотическое воспитание как процесс формирования человека, любящего Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа.

Появление глобальных общественных проблем, для решения которых требуется участие всего населения, фиксируется в новых формах общественного сознания, что, в свою очередь, ведет к необходимости включения этих форм в процесс воспитания. К числу новых форм общественного сознания, уже утвердившихся в системе образования, относятся экономическое и экологическое сознание.

Под экономическим воспитанием понимается организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления.

Экологическое воспитание заключается в целенаправленном развитии у подрастающего поколения высокой экологической культуры, включающей в себя знания о природе, гуманное, ответственное отношение к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности и готовности к природоохранной деятельности. Оно формирует у детей экологическое сознание как совокупность знаний, мышления, чувств, воли и готовность к активной природоохранной деятельности, помогающее понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующееся на бережное к ней отношение.

Если подойти к воспитанию с позиции психического развития личности, то следует отметить, что на протяжении всего существования человечества остаются неизменными 1) цели воспитания: становление человека через освоение телесно-душевно-духовной культуры; 2) формы воспитания и задачи в рамках этих форм: социализация и индивидуализация; 3) средства воспитания: через авторитет воспитывающего.

Каждый человек проходит через воспитывающее воздействие общества. Воспитание ведется по трем направлениям — культурам: физической, социально-психологической и духовной. Вопрос о том, что должен освоить в этих культурах человек, решается каждый раз поразному в зависимости от того, для жизни в какой социальной группе (сообществе) он готовится.

Физическая культура — система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом совершенствовании. В соответствии с современной концепцией целью физического воспитания является здоровье и здоровый образ жизни. В советский период цель формулировалась иначе: подготовка к труду и обороне. Впрочем, и сейчас эта цель остается актуальной. Физическая культура не только формирует здоровый образ жизни, она развивает социально и профессионально значимые личностные черты, стремление к самореализации в различных сферах, способность к переключению и продуктивному отдыху. В учебном процессе средством физического воспитания служат еженедельные учебные занятия физической культурой, включающие гимнастику и другие виды спорта, туризм. К основным методам физического воспитания относятся физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), инструкции, положительный пример., соревнования.

Социально-психологическая культура — этот термин как синоним «культуры души» стал широко употребляться сравнительно недавно. Прежде его место занимала общественно-политическая идеология, еще раньше религия. Социально-психологическая культура включает в себя культуру интеллектуальную, коммуникативную, поведенческую, культуру личностных качеств. В результате такого воспитания формируется человек:

  • • знающий и разбирающийся в ценностях, интересах, особенностях мышления и поведения людей различных сообществ (социальных, политических, национальных, религиозных, экономических и Т.Д.);
  • • имеющий собственную социальную, политическую и другие позиции;
  • •владеющий правовыми нормами;
  • •обладающий социально значимыми личностными качествами.

В практической реализации различных элементов этой культуры задействовано, в том или ином виде, все общество. Наиболее сложным является формирование социально значимых качеств, которые значительно различаются в зависимости от общества и его отдельных слоев. В России канули в прошлое как социально желательные такие качества, как романтизм и трудолюбие, энтузиазм и скромность, практичность и настойчивость, профессионализм (мастеровитость) и послушность, нетерпимость к врагам и недостаткам. А что сегодня социально значимо, каков идеал, к которому надлежит стремиться? Ответить однозначно на этот вопрос в условиях реформы образования, которая в России продолжается уже не одно десятилетие, сложно. Пока не сформулирован и четко не прописан государственный заказ на социально-психологическую культуру, ее содержание и уровень освоения подрастающим поколением. Хотя сказать, что он отсутствует полностью, тоже нельзя. Ведутся дискуссии, обсуждаются концепции, принимаются решения. Совершенно очевидным становится требование включить в цель воспитания формирование конкурентоспособных и психологически устойчивых граждан, успешно продвигающихся на рынке труда. Наполнить обозначенные направления конкретным содержанием в виде перечня социально и профессионально значимых качеств должны в процессе совместной работы три заинтересованных лица: профессиональное сообщество, работодатели и преподаватели. Но в данном случае речь пойдет о формировании человека как средства производства. Именно производство, уровень развития производительных сил, особенности производственных отношений обусловливают характер воспитания, в том числе и востребованность тех или иных психологических черт. В современном обществе становятся востребованными:

  • • культура системного мышления, гибкого и креативного;
  • • культура организационного поведения и умение работать в команде;
  • •коммуникативная культура, оптимальный стиль поведения, толерантность;
  • • высокая профессиональная ответственность, умение представлять свои профессиональные и личностные, организаторские и лидерские качества;
  • •устойчивость к постоянно изменяющимся социальным, психологическим и экономическим факторам;
  • • стремление к самообразованию и саморазвитию.

Для гуманистической, демократической педагогики целью выступает сам человек и его всестороннее, гармоничное развитие. Поэтому конкретный воспитательный процесс необходимо строить на основе единства природных дарований человека, его личностных устремлений и требований развивающейся общественной жизни, в том числе производства, иными словами, использовать как факторы социализации личности (рис. 33), так и факторы ее индивидуализации.

Факторы социализации личности.

Рис. 33. Факторы социализации личности.

В воспитании человека как целостной, гармонически развитой личности приоритет неизменно остается за духовной культурой. Цель освоения духовной культуры — овладение «завершенными творениями духа», общим духовным достоянием, к которому относятся: 1) мировоззрение (мифология, религия, философия), 2) нравы, тип взглядов и настроений, ценности, мораль, 3) традиционная форма воспитания и образования, 4) место и состояние познания и науки, 5) действующее право, язык, производство и техника, 6) задающие тон вкус, мода, направление искусства и художественного понимания.

Культура — это система духовных форм обеспечения жизнедеятельности людей, охватывающая все стороны жизни человека, определяющая то, что называется духом нации, страны, ее отличительными особенностями. В свое время граф С. С. Уваров, министр народного образования, так сформулировал цель: «Учредить воспитание соответственно нашему порядку вещей и не чуждое европейскому духу».

В результате освоения духовной культуры происходит становление человека как культурно-исторической личности:

  • • воспринимающей историю как собственное прошлое и чувствующей ответственность перед будущим, зависящим от его действий в настоящем;
  • • способной к философскому осмыслению действительности;
  • • ощущающей целостность мира и свое место в этом мире;
  • • обладающей широтой взглядов, предохраняющей от фанатической нетерпимости;
  • • способной к управлению собственным сознанием и отношением к действительности; обладающей возможностью для самореализации в различных сферах.

Воспитание как педагогический процесс представляет собой сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, стимулирующее активную деятельность последних по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. Подчеркнем, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника, в результате которого у детей формируется система определенных социально значимых качеств личности, развитых взглядов и убеждений. По существу, воспитывать — значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно с взрослыми, где у тех и у других свои роли, цели, взаимные отношения. Это трактовка понятия воспитания в узком, сугубо педагогическом смысле.

Воспитание — процесс долговременный и непрерывный, а его результаты носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Процесс воспитания раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделено несколько этапов педагогической деятельности — системы действий по реализации процесса воспитания:

  • • диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
  • • проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
  • • организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
  • • проверка, оценка результатов.

Воспитательный процесс не имеет жесткой регламентации, но строится в соответствии с определенными принципами. Все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его следует организовать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике. К основным принципам можно отнести следующие:

  • 1) связь воспитания с жизнью, социокультурной средой — воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям;
  • 2) комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса — организация многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса;
  • 3) педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников — опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности;
  • 4) гуманизм, уважение к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему — отношения педагогов и воспитанников предполагают взаимное доверие, взаимное уважение, авторитет учителя, сотрудничество, любовь, доброжелательность;
  • 5) опора на положительное в личности ребенка;
  • 6) воспитание в коллективе и через коллектив — предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность;
  • 7) учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников — учителя должны знать типовые возрастные особенности и индивидуальные различия школьников и в соответствии с ними выбирать средства и методы работы с конкретным воспитанником;
  • 8) единство действий и требований школы, семьи и общественности.

Об эффективности воспитательного процесса судят в двух планах — результативном и процессуальном. Первый означает, что воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который фиксируется в показателях наблюдаемых признаков поведения и сознания, определяемых методами диагностики. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватно в деятельности педагога определены цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы, учтены психологические условия и многое другое. Для выявления этого используются методы наблюдения, беседы, педагогический анализ воспитательных мероприятий, проводимых в школе.

Российская теория и практика воспитания переживают серьезные изменения. Воспитательный идеал, на котором строилась советская школа, утратил свою привлекательность. Но и в других странах начало XXI в. ознаменовалось поисками нового идеала. Анализ различных подходов к проблеме воспитания в школе, в том числе профессиональной, позволил выделить ряд принципиальных положений, за которые ратует педагогическое сообщество. Вот некоторые из них:

  • • возрождение национального самосознания;
  • • опора на труд как единственный источник достойной жизни;
  • • возрождение культа мастера и мастерства;
  • • возвращение в сферу воспитания общественно полезного труда;
  • •социальная адекватность воспитания, гармонизация реальных социально-экономических условий и личных потребностей и возможностей учащихся;
  • • социальное закаливание учащихся;
  • •компенсация ранней профессионализации молодежи широкой обще культурной подготовкой;
  • • приоритетность воспитания в образовательном учреждении;
  • • формирование духовно насыщенной атмосферы жизни учащейся молодежи, сферы полноценного досуга;
  • • развитие самоуправления и воспитания молодежных лидеров.

Основу воспитательной системы составляют разнообразные методы, способы и приемы, подбираемые в соответствии с конкретными задачами воспитания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой