Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовые и организационные методы управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от используемых в органе внутренних дел методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций — унижения, неловкости… Читать ещё >

Административно-правовые и организационные методы управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объективной основой использования этих методов выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача руководителей, должностных лиц аппарата управления состоит в координации действий объектов управления. Никакие экономические методы не смогут существовать без организационно-административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива. Важно определить оптимальное сочетание и рациональное соотношение организационно-административных и экономических методов.

Административно-правовые методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, реализующий предоставленное ему право соответствующими методами обеспечивать надлежащую деятельность подчиненного ему коллектива. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т. е. администрированием.

Административно-правовые методы оказывают прямое воздействие на органы внутренних дел и их сотрудников через приказы, распоряжения, указания, отдаваемые письменно или устно, а также контроль за их выполнением и систему административных средств поддержания служебной дисциплины. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов сотрудников в соответствии с законодательными актами.

В рамках органов внутренних дел возможны три формы проявления административных методов. Прежде всего, это метод обязательного предписания (приказ, запрет и т. п.). Наряду с этим применяются согласительные методы, заключающиеся в консультациях или компромиссе. Важное значение имеют рекомендации и пожелания, а также советы, разъяснения, предложения и общение.

Административно-правовые методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения в установленные сроки. По существу, административно-правовые методы — это методы принуждения.

В общем виде система административно-правовых методов может быть представлена как совокупность двух равнозначных элементов: воздействия, с одной стороны, на структуру управления (регламентация деятельности), а с другой, — на процесс управления (подготовка, принятие, организация выполнения и контроль за выполнением управленческих решений).

В зависимости от используемых в органе внутренних дел методов руководства формируется соответствующая им система подчинения. Понятно, что в процессе управленческой деятельности происходит подчинение одной воли другой. Однако формы такого подчинения должны носить самый благожелательный характер, способствовать прогрессу в коллективе и не вызывать нежелательных эмоций — унижения, неловкости, досады, раздражения, а иногда и стрессов, что исключает всякое взаимопонимание в коллективе.

В практике управленческой деятельности административное воздействие связано, как правило, с таким типом подчинения, как вынужденное и внешне навязанное. Оно сопровождается неприятным чувством зависимости и понимается подчиненными как «нажим сверху». Пассивное подчинение характерно удовлетворением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений. Есть вид осознанного подчинения.

Вся система организации органов внутренних дел пронизана организационно-распорядительной деятельностью. Административное воздействие включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия, адресат, постановка задания и определение критерия его выполнения, установление ответственности, инструктаж подчиненных и т. д.

В организации эти методы служат средством прямого воздействия на сотрудников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия в конечном счете ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению.

В заключение подчеркнем особенности методов прямого (административного) воздействия:

  • а) императивный, директивный характер;
  • б) однозначность (конкретность) указаний;
  • в) широкое применение административных актов;
  • г) реализация в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  • д) обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  • е) результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
  • ж) результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

Организационные методы управления могут сочетать в себе и императивность, и диспозитивность. К числу таких методов обычно относят координацию действий различных подразделений и их должностных лиц, инструктирование, инспектирование, контроль, проведение совещаний и т. д.

В последнее время все большее распространение получают целевые, или программно-целевые методы управления. Их сущность заключается в четком определении конечной цели системы и объединении в форме программы (краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной) всех видов деятельности подсистем для достижения этой цели. Программа — это законченный во времени и пространстве комплекс мероприятий, обеспечивающих достижение поставленной цели (или целей).

Программа «увязывает» цели с ресурсами, т. е. определяет необходимое количество ресурсов на каждой стадии для их преобразования в конечный (целевой) продукт или результат. Таким образом, в программе представлена совокупность материальных средств, кадровых (людских) ресурсов и видов деятельности, сгруппированных по признаку общности целевого назначения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой