Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Крестьянский реализм (деревенская проза). Крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Жизнь перестала измеряться общечеловеческим, а человеческое стало измеряться крестьянским. Взамен сталинской пролетарской партийности деревенщики обрели не менее узкую — крестьянскую, и сразу добрый мир превратился во враждебный, полный опасностей: иноверцы, инородцы, рок-музыка, модернизм, эротика, Запад. И стали писатели смотреть на этот мир очами отчаяния и муки, ненавидя многое в этом мире… Читать ещё >

Крестьянский реализм (деревенская проза). Крестьянин — главный носитель нравственности и опора национальной жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое крестьянский реализм

Крестьянский реализм (деревенская проза) — литературное направление русской прозы (конца 60−80-х годов). Центральная тема — современная деревня, главный герой — раскрестьяненный крестьянин (В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев). Сам термин " деревенская проза" был введен советской критикой в конце 60-х годов XX в. «Деревенской прозе» созвучна развивавшая в тот же период поэзия деревни (Н. Тряпкин, Н. Рубцов).

К истории возникновения

В 20-х годах Троцкий выделял в послереволюционном литературном процессе писателей, выражавших интересы и воззрения крестьянства. Он называл этих писателей «мужиковствующими». Однако крестьянский реализм, развивавшийся полвека спустя, не совпадает с этим художественным явлением 20-х годов, потому что деревенская проза на все явления смотрит сквозь проблемы, связанные с судьбой крестьянина, прошедшего горнило коллективизации.

Идеал

В XX в. возникли авангардистские направления искусства, отказавшиеся от идеалов прошлого и не обретшие никаких внятных новых идеалов. Возникли неомодернистские и постмодернистские направления, утверждающие бессмысленность человеческого бытия и отрицающие значение нравственных основ личности. А. Большакова пишет, что эстетический идеал «деревенской прозы» — народность, — основополагающая категория, определяющая высокую степень общечеловечности идеала.

Эстетизация крестьянского быта как (традиционно) общенародного приводит к формированию эстетического идеала: собирательного образа России в се устремленности к человечности. Возвышенная идея единства человека и родины в ее природно-народных, универсально-общечеловеческих проявлениях составляет здесь ядро эстетического идеала, претворяющего традиции русского фольклора и литературы. Эстетический идеал как максимальное, предельное воссоздание строя национального сознания (в его ценностных ориентациях) в «деревенской прозе» представляет личность, кровными узами соединенную со своим народом и человечеством, с природным саморазвитием бытия. Сопряженность эстетического идеала с художественной идеей произведения позволяет назвать «деревенскую прозу» выразительницей тех или иных граней общенациональной идеи — в ее творчески-созидательных установках, ориентации на восстановление традиционного «лада» общенационального быта и бытия, его социоисторической и природной полноты и гармонии (Большакова. 2004. С.384).

Мир экологически неблагополучен. Французский путешественник Ален Бомбар говорил, что когда он в одиночку плыл на плоту в океане, то, по его наблюдениям, океан был похож на помойку, так он был загрязнен. Общее экологическое неблагополучие мира зашло так далеко, что футурологи утверждают: мир выживет, если люди начнут жить патриархальной жизнью на природе. Это еще один довод в пользу идеалов, выдвигаемых русской деревенской прозой.

Художественная концепция

Художественная концепция крестьянского реализма: городская культура гнила и несостоятельна; города — пустыни духа, деревня — оазис, в ней истинная жизнь, потому что деревня сохранила духовные основы бытия народа.

Согласно художественной концепции этого литературного направления, крестьянин — единственный истинный представитель народа и носитель идеалов, деревня — основа возрождения страны. При этом деревенщики вначале исходили из общечеловеческих идеалов, которые только и плодотворны в искусстве. Патриархальность крестьянина утверждалась ими как высшая нравственная ценность и идеал. Однако этот идеал был противотечением всему ходу исторического развития мира, в котором шла индустриализация, зарождалась глобализация, города были мировыми центрами развития культуры, где работали театры, музеи, библиотеки, университеты, академии наук. Однако дело не только в этом. Положительные результаты крестьянскому реализму принесли общечеловеческая позиция и внимание к человеку независимо от его имущественного и карьерно-социального положения. Вскоре общечеловеческая точка зрения была вытеснена классовой — крестьянской.

Жизнь перестала измеряться общечеловеческим, а человеческое стало измеряться крестьянским. Взамен сталинской пролетарской партийности деревенщики обрели не менее узкую — крестьянскую, и сразу добрый мир превратился во враждебный, полный опасностей: иноверцы, инородцы, рок-музыка, модернизм, эротика, Запад. И стали писатели смотреть на этот мир очами отчаяния и муки, ненавидя многое в этом мире и воображая ненависть мира к себе. Так возникла иллюзорная идея русофобии, построенная по превратной закольцованной схеме: я всех вас ненавижу — значит, вы ненавидите меня, а поскольку вы меня ненавидите, я готов вас уничтожить. Так художественная концепция крестьянского реализма претерпела кризис.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой