Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История и культура Древнекитайской цивилизации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Многовековая история китайского народа восходит к глубокой древности. Китай — это русское название крупнейшей цивилизации древности, расположенной в Восточной Азии. Русские заимствовали название «Китай» у среднеазиатских народов, которые называли китаями племена монгольского происхождения, владевшие в Х-ХН вв. долиной реки Хуанхэ. Западно-европейское и ближневосточное название этой страны — Чин… Читать ещё >

История и культура Древнекитайской цивилизации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникновение цивилизации в Китае

Страна и население.

Многовековая история китайского народа восходит к глубокой древности. Китай — это русское название крупнейшей цивилизации древности, расположенной в Восточной Азии. Русские заимствовали название «Китай» у среднеазиатских народов, которые называли китаями племена монгольского происхождения, владевшие в Х-ХН вв. долиной реки Хуанхэ. Западно-европейское и ближневосточное название этой страны — Чин. Сами китайцы называли свою родину «Чжун го» — Срединное царство и «Чжун хуа"1 — Срединная цветущая (держава), и в этих определениях как нельзя ярче прослеживается их этноцентрическая картина мира. Китайцы видели свою страну центром земли, серединой мира, и это давало им уверенность в признании избранности своего народа, который имел право — в силу своего особого статуса — с высокомерием и презрением относиться к обитателям окружавших Китай земель.

Китай — ярко выраженная горная страна. Восемьдесят процентов его территории занимают горы и плоскогорья. Западный Китай представляет собой одно из самых обширных в мире горных плато, характеризующееся резко-континентальным климатом. Восточный Китай отличается от Западного более мягким климатом, разнообразной растительностью, благоприятными условиями для земледелия. Именно поэтому первые поселения появились в Восточном Китае, в долине реки Хуанхэ, которую из-за цвета воды называют Жёлтой рекой. Ветры с севера гонят сюда тучи желтоватой пыли, которая оседает на берегах, за тысячелетия покрыв их толстым слоем лёссовой почвы. Наносная почва — рыхлая и плодородная, к тому же и осадков здесь выпадает немало, поэтому для развития земледелия искусственного орошения не требовалось. Однако наводнения, случавшиеся из-за сильных дождей, были пагубны для земледельцев. Воды Хуанхэ несли большое количество ила, который откладывался на дне русла, повышая его уровень. Вода прорывала мягкие лёссовые берега и разливалась на сотни километров, затопляя прибрежные деревни. После наводнения Хуанхэ могла перенести своё русло на многие десятки километров. Недаром её называли «блуждающей рекой», приносящей нс только благо, но и беду. Поэтому в китайской письменности один и тот же иероглиф означает «разлив реки» и «несчастье». Для борьбы с обвалами берегов Хуанхэ и предотвращением губительных наводнений древним китайцам приходилось укреплять прибрежные долины, строить дамбы и каналы.

С середины первого тысячелетия до н. э. начинается процесс расширения территорий, освоенных древними китайцами. Необходимость разработки новых земель под пашни объяснялась тем, что регион бассейна среднего и нижнего течения Хуанхэ, который на протяжении многих столетий был главным ареалом землепользования, допускал предельный демографический объём населения в 60 миллионов.

1 Название «Чжун го» сохранилось до настоящею времени. Сочетание «Чжун хуа» включено в оригинальное название КНР: Чжун хуа жэньминь гун хэ го — дословно «Центральное/Срединное процветающее народное коммунистическое государство». Это говорит об устойчивости космологических и геополитических представлений китайцев.

человек. Увеличение численности населения подталкивала китайцев к поиску дополнительных земельных площадей. Сначала они появились в бассейне реки Янцзы, или Голубой реки, а затем и на юге страны. Мягкий субтропический климат, достаточное количество дождевой влаги, аллювиальные земли речных долин обеспечивали получение порой до двух-трёх урожаев в год. Кроме ячменя и пшеницы — традиционных в восточных странах зерновых культур — китайцы научились выращивать влаголюбивый рис, хлопчатник, чумйдзу (зерновой и кормовой однолетний злак), тутовое дерево, бамбук.

В верхнем течении Хуанхэ и Янцзы равнина переходит в возвышенное и каменистое плато, где процветало отг онное скотоводство. Плато было богато разнообразными полезными ископаемыми. Здесь добывали глину хорошего качества, ценные породы дерева, медь и олово, в сплаве обеспечивавшие производство бронзовых предметов быта и вооружения. В V в. до н. э. китайцы наладили производство железа, впервые в эпоху Древнего мира используя в технологическом процессе каменный уголь.

Древний Китай долгое время развивался изолированно от развитых цивилизаций Древнего Востока. Виной тому были непреодолимые горные кряжи. На крайнем Юго-Западе возвышалось самое высокое нагорье Тибета, которое вместе с горами Гималаями отделяло Китай от соседней Индии. Обширная пустыня Гоби вместе с безводными степями Монголии служили непроходимой границей между Китаем и Средней Азией. Только к северу от Китая существовали благоприятные условия для налаживания культурных и экономических контактов. Среди партнёров по международным связям Китая оказались Маньчжурия. Корея, народы региона современного Вьетнама и Индокитая.

Китай уже в древности считался одной из наиболее густонаселённых территорий. На его обширных просторах проживало многочисленное население, относящееся к разным языковым семьям, народностям, племенным группам. Основу китайского этноса составили многочисленные племена, осевшие в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Они говорили на языках китайско-тибетской семьи.

На севере, в Маньчжурии, обосновались племена, принадлежавшие к тунгусо-маньчжурской семье языков, в западных и северо-западных областях — к алтайской семье, на юге, на границах с Индокитаем, — к аустроази&тской семье языков1.

Ко всем этносам, проживавшим за пределами Китая, представители древнекитайской народности относились как к варварам. Пренебрежение, переходящее в отвращение, базировалось на духовном основании. Превознося свою культуру, образ жизни, китайцы были уверены в том, что никто, кроме них, не может постичь китайскую грамоту, состоявшую из восьмидесяти тысяч иероглифов; никто, кроме них, не проникнет в смысл китайских церемоний — сложных, порой мелочных правил и норм поведения, регламентировавших порядок жизни китайца в семье и обществе. На базе китайского шовинизма развивалось отчуждение от соседних народов, с которыми китайцы не желали даже воевать — взятые в рабство чужаки годились только для жертвоприношений.

Социальная психология древних китайцев, с одной стороны, и среда обитания, изолировавшая Китай от ведущих древневосточных держав, — с другой, предо;

Лустроазиатские (австроазиатские) языки — семья языков, распространённых в Юго-Восточной и Южной Азии.

предел ил и самобытный, неповторимый, оригинальный путь культурноисторического развития Древнего Китая.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой