Государственные внебюджетные фонды
Совершенствование пенсионного обеспечения российских граждан в 2010 г. предусматривает проведение валоризации. Валоризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Валоризация коснется всех нынешних пенсионеров, а также, по мере выхода на пенсию, тех россиян, кто работал в любой период времени до 2002 г. Социальная… Читать ещё >
Государственные внебюджетные фонды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
После изучения материалов данного параграфа вы сможете:
¦ охарактеризовать структуру и социально-экономическое значение внебюджетных фондов;
¦ назвать доходные источники и направления расходов каждого из социальных внебюджетных фондов;
¦ перечислить меры, принимаемые Правительством РФ для снижения влияния финансового кризиса на социальное обеспечение населения;
¦ проанализировать возможные направления совершенствования деятельности социальных внебюджетных фондов.
Государственные внебюджетные фонды — это государственные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, управляемые органами государственной власти Российской Федерации. Они предназначены для осуществления расходов на социальное обеспечение по возрасту, в случае безработицы, болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья, получение бесплатной медицинской помощи и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении. Спецификой внебюджетных фондов является чёткое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование средств.
В число государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ. До 2010 г. доходы государственных внебюджетных фондов РФ частично формировались за счет единого социального налога (ЕСН), который с 1 января 2010 г. заменен на уплату взносов в данные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» .
Пенсионный фонд РФ (ПФР) — крупнейший из внебюджетных социальных фондов.
Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ складываются из: поступлений страховых взносов (до 1 января 2010 г. — сумм единого социального налога), средств федерального бюджета, передаваемых в ПФР РФ в соответствии с законодательством РФ; доходов от размещения временно свободных средств ПФР РФ; доходов от временного размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии; сумм недоимки, пеней и финансовых санкций; добровольных взносов юридических и физических лиц.
Основными задачами Пенсионного фонда как самостоятельного финансово-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.
Средства ПФР РФ направляются на: выплату государственных пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности, военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальной помощи престарелым и инвалидам; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; одиноким матерям; на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ); пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных и техногенных катастроф; на финансирование различных программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров.
Доходы Пенсионного фонда России в 2008 г. выросли по сравнению с 2007 г. на 40,2% и составили 2,73 трлн. руб., а суммарный объем расходов за этот период составил 2,36 трлн. руб.
С 2002 по 2009 г. вместо отчислений в ПФР РФ производились перечисления в федеральный бюджет. Переход с 1 января 2010 г. на новую систему формирования доходов ПФР РФ и использование в 2011;2014 гг. пониженных тарифов страховых взносов приведут к снижению поступлений в Фонд. В 2010 г. уменьшение доходов бюджета ПФР РФ компенсируется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Совершенствование пенсионного обеспечения российских граждан в 2010 г. предусматривает проведение валоризации. Валоризация — это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г. Валоризация коснется всех нынешних пенсионеров, а также, по мере выхода на пенсию, тех россиян, кто работал в любой период времени до 2002 г. Социальная поддержка населения — одна из основных задач государства, и в первую очередь это касается пенсий. Индексация пенсий в 2009 г. проведена даже в большем размере, чем предполагалось. В последующие три года средний размер пенсий должен быть увеличен не менее чем в полтора раза, с тем, чтобы все пенсионеры получали доходы не ниже прожиточного минимума.
Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.
Обязательное социальное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных, установленных законодательством РФ, социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Основные задачи ФСС РФ — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении и усыновлении ребенка, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством.
В расходах бюджета ФСС РФ наибольший удельный вес приходится на выплаты пособий. С учетом оценки влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое развитие страны с 2010 г. изменяется порядок расчета и значительно возрастает величина пособий по обязательному социальному страхованию. Максимальный размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется ежегодно расчетным путем, т. е. делением предельной базы для начисления страховых взносов на 365. Пособие по временной нетрудоспособности рассчитывается исходя из максимального размера дневного пособия и процента этого пособия, положенного работнику в зависимости от его стажа (стаж до пяти лет — 50%, пять-восемь лет — 80%, более восьми лет — 100%). Пособие по беременности и родам выплачивается как 100% максимального размера пособия по нетрудоспособности.
Фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС) призваны обеспечить гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объёмах и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в федеральную программу государственных гарантий, утверждается приказом Минздравсоцразвития России. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, в Российской Федерации составляет 143,2 млн человек, в том числе 60,7 млн работающих граждан и 82,5 млн неработающих.
Доходы бюджета Федерального ФОМС формируются за счет:
¦ поступления страховых взносов (с 2001 по 2009 гг. — поступления ЕСН);
¦ поступления недоимок, пеней и штрафов;
¦ сумм процентов, начисленных по остаткам средств на счетах Федерального ФОМС;
¦ средств федерального бюджета, передаваемых Федеральному ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению их лекарственными средствами.
Использование средств Федерального ФОМС предусматривает: оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам; финансирование целевых медицинских программ; проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; подготовку и переподготовку специалистов; развитие медицинской науки; улучшение материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.
Национальная система обязательного медицинского страхования, начиная с 2006 г., участвует в реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», который является наиболее масштабным событием в отечественном здравоохранении за несколько последних десятилетий. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования осуществляется финансовое обеспечение следующих направлений проекта: выполнение учреждениями здравоохранения государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи (дополнительные денежные выплаты участковым медицинским работникам); проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан; финансовое обеспечение «Родовых сертификатов» .
Действующая система социального обеспечения в России в настоящее время в полном объеме задачи, стоящие перед государством и обществом в области социальной политики, не решает и требует дальнейшего совершенствования. Однако поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации, была и остается государственным приоритетом. Несмотря на падение доходов бюджета, социальные обязательства государства выполняются и впредь будут выполняться полностью. Эти слова Президента РФ отражают самую суть социальной политики государства, в значительной мере реализуемой через социальные внебюджетные фонды.