Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Основные закономерности развития физических способностей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В программу специальной физической подготовки (СФП), используемой в тренировочных занятиях по спортивной гимнастике, входят силовые упражнения статического и динамического характера, активные и пассивные упражнения для развития гибкости, упражнения для развития выносливости по системе круговой тренировки, упражнения для развития координации (широко используются прыжки на батуте) и упражнения… Читать ещё >

Основные закономерности развития физических способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Закономерности отражают общие тенденции педагогического процесса независимо от состояния здоровья занимающихся.

Для лиц с ограниченными возможностями движение — не только условие жизнеобеспечения, средство и метод поддержания работоспособности, но и способ развития зон коры больших полушарий мозга, координации межцентральных связей, формирования двигательных действий, анализаторных систем, познавательных процессов, коррекции и компенсации недостатков в физическом и психическом развитии.

Физические способности неотделимы от двигательных умений. Совершенствование техники двигательного действия зависит от физических способностей, и наоборот, — чем выше уровень физических способностей при выполнении упражнения, тем быстрее оно осваивается.

Существуют упражнения сопряженного воздействия, направленные на развитие физических способностей и совершенствование техники двигательного действия. Такие подводящие упражнения, как разновидности бега, с одной стороны, развивают силу разгибателей ног, амортизационные свойства стопы, общую силовую выносливость, с другой — направлены на обучение технике бега, координацию движений и расслабление, формирование темпа и ритма движений.

В физической подготовленности детей с отклонениями в развитии самым слабым звеном являются координационные способности: равновесие, тонкая моторика, расслабление, ритмичность движений. Казалось бы, эти способности нужно интенсивно развивать, чтобы компенсировать двигательные недостатки. На практике оказывается, что дети нуждаются в обучении движениям, требующим проявления этих способностей.

Спортивная гимнастика — сложно-координационный вид спорта, обладающий вариативностью воздействия на развитие физических способностей. На сегодняшний день этот зрелищный вид спорта из всех направлений адаптивного спорта, к сожалению, практикуется только в программе Специальной Олимпиады. Занятия гимнастикой позволяют не только совершенствовать физические качества, но и стимулировать интеллектуальную деятельность спортсменов с умственной отсталостью.

В программу специальной физической подготовки (СФП), используемой в тренировочных занятиях по спортивной гимнастике, входят силовые упражнения статического и динамического характера, активные и пассивные упражнения для развития гибкости, упражнения для развития выносливости по системе круговой тренировки, упражнения для развития координации (широко используются прыжки на батуте) и упражнения скоростно-силового характера (для развития «взрывной» силы).

Основу технической подготовки составляют базовые упражнения гимнастического многоборья: маховые и силовые упражнения на гимнастических снарядах; акробатические элементы: кувырки вперед, назад, перевороты боком, стойки на голове и руках, равновесия; работа над классификационной программой соревновательных упражнений Специальной Олимпиады.

Известно, что память, в том числе и двигательная, связана с уровнем развития интеллектуальных способностей. Данный фактор учитывается при обучении гимнастическим упражнениям спортсменов с нарушением интеллекта, особенно это касается лиц с синдромом Дауна. Особое внимание уделяется показу и рассказу техники элементов и выполнению большого количества повторений с учетом индивидуальных особенностей спортсменов.

В начале обучения двигательным действиям добиваются их правильного выполнения с небольшой амплитудой, увеличивая ее по мере освоения гимнастических элементов. При этом особое внимание уделяется «школе» движений при выполнении отдельных элементов, связок и комбинаций. Часто используется сравнительный анализ качества выполнения упражнений для стимулирования лидеров и создания примеров для подражания. Для повышения интереса к тренировочным занятиям они проводятся с игровой направленностью.

Таким образом, задачи обучения и развития сливаются, что подтверждает закономерность применения упражнений сопряженного воздействия.

Выделяют три режима закономерности, выражающей зависимость развития физических качеств от фазы восстановления работоспособности, на которую падает повторное выполнение упражнений:

  • 1- й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе недовосстановления работоспособности, этот режим работы и отдыха соответствует развитию выносливости;
  • 2- й — каждое последующее упражнение выполняется в фазе полного восстановления работоспособности, когда функциональные показатели возвращаются к исходному уровню. Такой режим нагрузки и отдыха характерен для развития координационных способностей, скоростных и силовых качеств;
  • 3- й — каждое последующее упражнение выполняется на фазе сверхвосстановления. Этот режим способствует развитию скоростных, силовых качеств, специальной выносливости.

В адаптивном физическом воспитании эти режимы используются дифференцированно, в зависимости от уровня функциональной подготовленности детей. Адекватными для них являются щадящие режимы нагрузки, так как школьники с ограниченными функциональными возможностями больше, чем их здоровые сверстники, подвержены утомлению. В адаптивном спорте взрослых инвалидов все режимы используются в соответствии с задачами, этапами подготовки, уровнем тренированности и состоянием здоровья.

Несколько другое толкование и содержание понятия «двигательный режим» используется в лечебно-восстановительной реабилитации. Он предполагает рациональное распределение различных видов двигательной деятельности больного на протяжении курса лечения, рассчитанного на мобилизацию и стимуляцию защитных и приспособительных механизмов организма.

В развитии физических способностей условно выделяют три этапа: этап повышенного уровня развития физических способностей, этап достижения максимальных показателей и этап их снижения.

В основе этих этапов лежат приспособительные реакции организма. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.

На первом этапе механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении афферентных и моторных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, в совокупности образующих функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции. В развитии физических способностей наблюдается неустойчивый прогресс.

Для устойчивой адаптации необходимы многократно повторяющиеся воздействия. Это сложный и длительный процесс функциональной перестройки организма. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная долговременная адаптация, связанная с интенсивным протеканием структурных и функциональных преобразований в органах и тканях. Это этап максимального достижения показателей развития физических способностей.

«Потолок» достижений в развитии физических качеств инвалидов по сравнению со здоровыми людьми ограничен и лимитируется характером и тяжестью нарушений двигательной функции, состоянием нервной системы.

Третий этап развития физических качеств характеризуется снижением адаптационных реакций в ответ на те же физические нагрузки. В этой ситуации есть два пути:

  • — изменить характер и содержание физической нагрузки, создав тем самым новые предпосылки для роста функциональных возможностей;
  • — снизить нагрузку и перейти на поддерживающий режим двигательной деятельности.

Сущность неравномерности и гетерохронности развития физических качеств состоит в неравномерном и неодновременном развитии двигательного аппарата. Реализация этой биологической закономерности выражается в том, что параметры нагрузки должны соответствовать текущему состоянию человека и соизмеряться с его двигательными функциями.

Период жизни до 20 лет является активным этапом формирования физических способностей, наиболее интенсивным является период полового созревания, в котором каждая физическая способность имеет свой сенситивный период. Важно учитывать, что ребенок, как здоровый, так и больной, проходит все этапы онтогенетического развития, но разными темпами. Дети с отклонениями в развитии отстают от здоровых сверстников на 1−3 года и больше.

Прогрессивные перестройки в организме человека, достигнутые в результате систематических занятий физическими упражнениями, имеют тенденцию к регрессу при перерывах или прекращении занятий. Детренированность проявляется в ухудшении функционального состояния, снижении двигательных возможностей, обратимости приобретенных физических способностей, т. е. возвращению их к исходному уровню. Сначала теряются скоростные способности, затем силовые, а позднее выносливость.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная деятельность чаще всего требуют проявления физических качеств в совокупности. Например, в спортивном плавании, которым занимаются инвалиды всех нозологических групп, в условиях соревнований необходимо:

  • — отреагировать на стартовый сигнал и выполнить стартовое ускорение (быстрота реакции, время одиночного движения, начальная скорость);
  • — поддерживать высокую скорость на всей дистанции (темп и длина «шага»);
  • — проявлять усилия в каждом цикле движения (мышечная сила);
  • — выполнять движения с необходимой амплитудой (подвижность в суставах);
  • — проплыть всю дистанцию, преодолевая утомление (выносливость).

Из этого видно, что в одном упражнении требуется сочетание разных физических способностей. Каждая из них относительно независима, имеет свою структуру и методику развития и одновременно оказывает влияние на общий результат и друг на друга. Явление, когда направленное развитие одной физической способности влечет за собой позитивные изменения другой, называется положительным переносом. Процесс развития физических качеств рассчитан на положительный перенос.

В практической деятельности встречается отрицательный перенос, когда развитие одного физического качества тормозит развитие другого. Методика одностороннего развития какого-либо качества или его отрицательное влияние на другое приводит к дисгармоничному развитию и снижению результатов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой