Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психоаналитическая философия. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе эволюции психоанализа наблюдается отход от столь важного для теории Фрейда представления о главенствующей роли сексуальности в психической жизни человека и осознание значения социального фактора развития личности. Тем не менее, идеи Фрейда прочно вошли в современную культуру и находят применение во многих ее областях: в науках о человеке и обыденных представлениях людей о себе, в философии… Читать ещё >

Психоаналитическая философия. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основы психоаналитической философии были заложены Зигмундом Фрейдом (1856—1939 гг.). Он разработал новаторскую концепцию личности и культуры, пересмотрев представление о человеке как разумном существе. Исследуя мотивы и движущие силы, которые определяют поступки, он пришел к открытию бессознательной области человеческой психики, в которой протекают наиболее существенные психические процессы. Познание ее потребовало особых процедур, разработки своеобразного метода — так называемого психоанализа. Он включал в себя, во-первых, анализ непроизвольных ошибочных действий (оговорки, очитки, описки), во-вторых, анализ сновидений, которые Фрейд называл «королевской дорогой в бессознательное». Используя психоанализ в терапии душевных заболеваний, ученый применял его также для объяснения широкого круга явлений: морали, религии, искусства.

Фрейд полагал, что всякий душевный процесс зарождается в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания. Человеческая психика, согласно его теории, включает в себя три инстанции:

  • • бессознательное Оно — сферу глубинных животных инстинктов, важнейшими из которых являются половой инстинкт и агрессия (ученый дал им имена греческих богов Эроса и Танатоса);
  • • сознательное Я, благодаря которому личность осознает себя, определяет цели и средства своей деятельности;
  • Сверх-Я — свехличная инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения.

Оно руководствуется принципом удовольствия, Я — принципом реальности, Сверх-Я — принципом долженствования. Можно воспользоваться таким сравнением: Оно и Я — это лошадь и всадник. Я пытается подчинить себе Оно, подобно тому как всадник предпринимает усилия по обузданию лошади. Сверх-Я властвует над Я, выступая в роли совести или бессознательного чувства вины. «Несчастное Я» испытывает на себе двойное воздействие: и бессознательных влечений человека, и требований культуры. Я — это поприще борьбы природы и культуры в нашей душе.

В основе деятельности лежат «принцип удовольствия» и «принцип реальности». «Принцип удовольствия» — это бессознательное влечение к удовлетворению потребностей, он направляет действия на получение максимального удовольствия. «Принцип реальности» заставляет человека считаться с внешней необходимостью. Между сознательным и бессознательным возникают конфликты, однако в нашей психике сформировались механизмы снятия этих конфликтов: вытеснение, образование противоположной реакции, сублимация и др.

Человек — эгоист, стремящийся к приятным ощущениям и разрушающий препятствия на пути к собственному удовольствию. В нем неизбежно присутствие скрытого дурного начала. Множество людей готовы навредить другим путем лжи, обмана и клеветы. Культура — не что иное, как средство ограничения эгоистического начала человеческой натуры, она возникает вследствие необходимости совместной жизни, когда нельзя не учитывать интересы других людей. Она призвана укротить животное начало в человеке, с которым он сам справиться не может. Культура, представляющая собой целую репрессивную систему, лишает нас многих возможностей получать наслаждение, создает почву для неврозов. В глубине души, на бессознательном уровне нравственные нормы, социальные обязательства и необходимость трудиться переживаются как тяжкое бремя. Однако, как разумное существо, человек вынужден смириться с ограничениями, налагаемыми на него обществом, ради собственной безопасности и благополучия. Культура всегда была и остается сегодня средством, обеспечивающим порядок, стабильность и жизнеспособность общества.

Идеи Фрейда получили развитие в различных направлениях психоаналитической философии, претерпев при этом существенные изменения.

Карл Густав Юнг (1875—1961 гг.) выдвинул предположение, что в сфере бессознательного кроме поверхностного индивидуального слоя, сформированного личным опытом человека, существует еще и глубинный пласт коллективного бессознательного, несущий в себе опыт предшествующих поколений. Коллективное бессознательное аккумулировано в архетипах (первообразах), содержание которых одинаково для всех людей, и именно они наиболее значимы для мотивации поведения.

Эрих Фромм (1900—1980 гг.) творчески объединил идеи Фрейда с учением Макса о роли общественной среды в формировании человека и мотивами экзистенциализма. Таким образом, был разработан гуманистический психоанализ. В данной системе воззрений человек предстает существом, лишенным сильных инстинктов, но обладающим сознанием и способностью самостоятельно принимать решения. Правда, как свидетельствует история, человек склонен отказываться от свободы. Одна из книг Фромма, анализирующая причины утверждения фашизма в Германии, так и называется — «Бегство от свободы». Процесс истории — это процесс приобретения человеком подлинной свободы. Делая выбор, мы тем самым формируем свою индивидуальность, а отказываясь от выбора и предоставляя принятие решения другому (более сильному лидеру, обществу, власти), изменяем своему человеческому предназначению. Ответственность за человека лежит и на обществе, которое может способствовать формированию личности авторитарного или конформистского типа. Сохраняет свою актуальность книга Фромма «Иметь или быть?», в которой анализируется современное общество, культивирующее человека-потребителя, смысл жизни которого сводится к приобретению товаров, при этом и сам человек превратился в товар.

Альфред Адлер (1870—1973 гг.) посвятил свои исследования «комплексу неполноценности». В отличие от классического фрейдизма, его теория утверждает в роли руководящего начала человеческого поведения «волю к власти», а не «принцип удовольствия». Борьба между «комплексом неполноценности», идущим от жизненных неудач, и желанием во что бы то ни стало добиться успеха, оказывается важным фактором личностного роста. Не переживающий своей неполноценности и полностью довольный собой человек представляется в данном учении психически неполноценным, поскольку он лишен внутренних импульсов к развитию.

В ходе эволюции психоанализа наблюдается отход от столь важного для теории Фрейда представления о главенствующей роли сексуальности в психической жизни человека и осознание значения социального фактора развития личности. Тем не менее, идеи Фрейда прочно вошли в современную культуру и находят применение во многих ее областях: в науках о человеке и обыденных представлениях людей о себе, в философии и искусстве (особенно «массовом»), в практике организации массовых зрелищ, развлечений и отдыха, в рекламе и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой