Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Западноевропейские модели менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась «экономического чуда». Этому способствовало осуществление таких мер, как выбор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антимонопольных указов, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свободного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т. п. В 1948 г. были… Читать ещё >

Западноевропейские модели менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Западноевропейские ученые и практики внесли значительный вклад в формирование всех четырех школ управления. Большое влияние на формирование менеджмента оказали английские исследователи. Идеи Тейлора в Англии пропагандировались Л. Урвиком. «Золотая книга менеджмента», вышедшая под его редакцией в 1956 г., содержит много сведений по истории научного управления в разных странах.

Западноевропейские ученые занимались разработкой принципов управления организацией. Английский исследователь Р. Фэлк сформулировал семь принципов управления, которые содержат в себе ряд положений, разработанных классической школой и известных как «диапазон контроля». По его мнению, одному административному работнику должно подчиняться от пяти до восьми человек (за исключением особых случаев).

Английский ученый О. Шелдон стремился, как и Файоль, создать теорию «управления в целом». Наиболее крупной его работой является «Философия управления» (1923 г.). Разработанные Шелдоном принципы в целом соответствуют принципам Файоля, однако функции он не считал универсальными и рассматривал их применительно к производству.

Английские исследователи внесли существенный вклад в разработку метода «исследования операций», который впервые зародился в Англии в 1940;х гг., в дальнейшем центр работ переместился в Америку.

Во Франции вопросами научного управления занимались многие ученые. Неоценимый вклад в понимание менеджмента как науки внес Анри Файоль.

В Германии наибольшую известность в области менеджмента получил М. Вебер, благодаря своим исследованиям бюрократии. В самом широком смысле вопрос, который затрагивает в своих работах Вебер, заключается в том, почему западное общество эволюционировало к особой форме рационализации и почему остальной мир не смог создать подобной рациональной системы. Бюрократия как важнейшая область использования правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии. Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов. Бюрократическая форма организации основана на специализации функций, иерархии и карьере. В последующие годы веберовская концепция постоянно привлекает внимание представителей всех школ и направлений.

В Бельгии проблемы научного управления производством разрабатывал Эдмонд Ландауэр. В 1925 г. он стоял во главе организации 11 Международного конгресса по научному управлению в Брюсселе.

Особого внимания заслуживают работы по организации производства Кароля Адамецкого, который учился в России, работал на заводах Луганска и Екатеринослава. Занимаясь вопросами научной организации производства, он самостоятельно пришел к тем же выводам, что и Тейлор. Адамецкий является автором теории «гармонизации», основой которой он считал необходимость разработки норм времени для выполнения производственных операций.

Под влиянием бихевиоризма наблюдается тенденция психологизации управления на Западе. Заметное влияние на формирование этого направления оказали труды X. Либенстейна «За пределами экономического человека. Новая основа микроэкономики». Либенстейн отмечал, что денежное вознаграждение не является единственным фактором, предопределяющим все усилия. Усилия во многом определяются психологическими мотивами индивида, от которых зависит его поведение.

Западногерманские теоретики школы «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к управлению персоналом, чем их коллеги в США и Японии. Они считали, что от каждого работника необходимо требовать выполнения порученной ему работы независимо от его физического и морального состояния.

В Европе, вслед за США, стали проводиться эксперименты по «обогащению труда», т. е. повышению его содержательности на рабочем месте. В шведском концерне «Вольво» был упразднен конвейер, что позволило на одном автомобильном заводе, входящем в его состав, снизить текучесть кадров и повысить рентабельность. Практика отказа от конвейера вызвала на Западе бурную дискуссию, многие специалисты считали, что конвейер больше всего подходит для работников, так как освобождает их от ответственности и необходимости творчески мыслить.

В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции и других странах Запада широко прорабатывались вопросы привлечения работников к участию в управлении.

Заслуживает особого внимания «система соучастия», сформировавшаяся в ФРГ, которая состоит из трех элементов: создание производственных советов на предприятиях, включение представителей наемных работников в наблюдательные советы и включение «рабочих директоров» в советы управляющих. Представительство рабочих в советах, комитетах и других органах имеет место и в других западноевропейских странах. В 1973 г. шведские профсоюзы добились права представительства в советах директоров компаний.

Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. Создателями социологического подхода к управлению принято считать немецкого профессора М. Вебера, французского ученого Э. Дюркгейма и итальянца В. Парето.

В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис, для выхода из которого потребовалось активное государственное вмешательство в экономическую жизнь стран. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику, разработал основные принципы, формы и методы механизма регулирования. В дальнейшем формы и методы государственного вмешательства развивались и совершенствовались.

Наиболее яркое отражение теория государственного регулирования Кейнса получила в двух моделях управления. Это — модель «социального рыночного хозяйства» (ФРГ) и «шведская модель социализма».

Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под его руководством была осуществлена экономическая реформа, позволившая Западной Германии не только подняться с колен после Второй мировой войны, но и занять одно из ведущих мест в мире по уровню своего благосостояния и развития.

В основу разработанной Эрхардом концепции «социального рыночного хозяйства» была положена теория косвенного регулирования Кейнса. Формирование свободной рыночной экономики осуществлялось на базе частной собственности, защиты рынка со стороны государства и свободе действий.

Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась «экономического чуда». Этому способствовало осуществление таких мер, как выбор приоритетных сфер деятельности, установление низких налогов, принятие антимонопольных указов, защита внутреннего рынка от внешних конкурентов, установление льгот для свободного частного инвестирования, либерализация внешнеэкономических отношений и т. п. В 1948 г. были проведены валютно-денежная и экономическая реформы управления, позволившие осуществить коренной поворот от централизованного управления к рыночной экономике.

Теория «социального рыночного хозяйства» базируется на принципе социальной ориентации рынка. Она направлена на развитие производства, которое обеспечивало всем работающим рост заработной платы при условии повышения производительности труда. Реформа сопровождалась снижением цен, которое было подкреплено принятием закона, запрещающего произвольное повышение цен. Были проведены меры, направленные на укрепление стабильности валюты, что позволило втрое увеличить экспорт.

Под руководством Эрхарда проводилась эффективная политика по сокращению безработицы, увеличению количества рабочих мест, переподготовке кадров и др. Была создана специальная система социальной защиты населения, которую Эрхард назвал «политикой для миллионов». Осуществление этой политики проводилось под лозунгом «благосостояние для всех». Однако эта политика требовала разного подхода к сильным и слабым. От сильных требовалось проявление самостоятельности и мастерства для достижения успехов в работе и жизни. По отношению к слабым необходимо было проявлять милосердие, защиту и поддержку, не унижая их человеческое достоинство.

На обеспечение социальной защиты малоимущего населения были направлены мероприятия налоговой политики. Малообеспеченные слои населения освобождались от налогов, многие социальные программы финансировались за счет повышения налогов на богатых граждан. Во время проведения реформы оказывалась помощь престарелым; пенсии увеличились в несколько раз; выплачивались пособия неимущим квартиросъемщикам и т. д.

Концепция «социального рыночного хозяйства» по Эрхарду включает в себя два основных положения.

1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция Эрхарда была направлена на создание сильного, «социального государства», которое не только регулирует общественные процессы, в том числе и рынок, но и проводит социальную политику в интересах повышения благосостояния населения.

Понятие «социального государства» было закреплено в конституции ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран (Франция, Швеция, Италия) определили свой статус как социального государства. Это же сделала и Российская Федерация, однако система социальной защиты населения в России в настоящее время не действует, а социальное положение большинства населения оставляет желать лучшего.

2.

Введение

индикативного планирования, пришедшего на смену директивному. Директивное планирование предусматривало установление четкого и большого количества директивных показателей, обязательных для выполнения.

Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

Государственный индикативный план составляется па пять лет и ежегодно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентировочные данные о приросте национального продукта, его распределении, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также составляются на пять лет и ежегодно корректируются.

Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира, в то время как СССР, придерживающийся директивного планирования, пришел в полный упадок, что потребовало реформирования всей системы управления.

Основой успеха индикативного планирования в ФРГ явилась поддержка всем населением главных целей социально-экономического развития страны на перспективу, а также баланс социально-трудовых интересов общества, известный как социальное партнерство.

Социальное партнерство представляет собой такой тип отношений между предпринимателями и работниками, при котором достигается между ними социальный мир, а возникающие конфликты решаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повышении заработной платы, изменений режима работы и условий труда, снижения налогов и т. п. Однако политические забастовки, направленные на смену власти, отставку правительства или президента страны, нарушают баланс социального партнерства.

Модель «социального рыночного хозяйства» Эрхарда превзошла все возлагаемые на нее ожидания. «Немецкое чудо» было достигнуто благодаря правильному выбору социально-ориентированной модели развития общества. Немецкая экономическая политика позволила непрерывно наращивать объем благ, предоставляемых всему населению. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

Определенный интерес представляет «шведская модель социализма». До середины XIX в. Швеция оставалась аграрной страной. С развитием индустриализации промышленные товары (металл, продукция сельского хозяйства, лес) стали пользоваться спросом не только внутри страны, но и за рубежом. Активно развивались целлюлозные фабрики, лесопильные заводы и металлургические предприятия. В связи с ростом доходов населения бурно развивались обувная и текстильная отрасли, но движущей силой экономического роста продолжала оставаться промышленность, работающая на экспорт — целлюлозная, горнорудная, машиностроительная и электротехническая.

В годы Второй мировой войны экономика Швеции пострадала значительно меньше других европейских стран. В послевоенные годы значительно возрос экспорт промышленной продукции в страны, восстанавливающие разрушенное войной хозяйство. Все это способствовало быстрому росту шведской экономики.

Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются прежде всего правильным выбором модели общественного развития. В этом выборе активно участвовал ученый, лауреат Нобелевской премии Гуннар Мюрдаль. Шведская модель социализма Мюрдаля основана на теории социального рыночного хозяйства, социально регулируемой экономики и социального партнерства. Эта модель учитывает специфические особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким уровнем материального и социального обеспечения населения. В течение почти 70 лет у власти в Швеции находились социал-демократы.

Шведская модель социализма Мюрдаля во многом сходна с концепцией социального рыночного хозяйства Эрхарда. Как и Эрхард, Мюрдаль считал, что регулирование государством рыночных процессов способствует созданию эффективной экономики, основанной на всеобщем равенстве и равных экономических возможностях для всех. В основу регулируемой экономики была заложена сложная система прямых и косвенных налогов, взимаемых с населения.

Главным в своей модели социализма Мюрдаль считал создание системы социальной защиты населения, которая гарантировала бы равные возможности для повышения благосостояния как для трудоспособного, так и для нетрудоспособного населения. С этой целью модель предусматривала осуществление государством целого комплекса различных мер:

  • • обеспечение высокого прожиточного минимума всем членам общества;
  • • оказание материальной помощи малоимущим за счет изъятия привилегий у богатых;
  • • создание условий для зарабатывания средств любыми особами, не противоречащими законам;
  • • защита гражданских и политических прав и свобод;
  • • защита от политического преследования и произвола администрации;
  • • создание благоприятного социально-психологического климата как в обществе в целом, так и в отдельных его структурных образованиях;
  • • обеспечение максимальной стабильности общественной жизни.

Высокие темпы экономического роста позволили Швеции осуществить ряд социальных реформ, касающихся всеобщего страхования по болезни, выплаты пособий на детей, введения дополнительных служебных пенсий, увеличения продолжительности отпуска и сокращения рабочей недели. Все эти меры способствовали увеличению размеров личного потребления.

Следует отметить, что в настоящее время объединение большинства стран Западной Европы в Евросоюз, привело к созданию для этих стран единой европейской валюты, открытых границ, что способствует устранению существенных различий в моделях менеджмента этих стран.

Вопросы для самопроверки

  • 1. Каковы основные особенности американской модели менеджмента?
  • 2. В чем суть доктрины «производственной демократии»?
  • 3. Какие основные принципы современного американского менеджмента сформулировал Питер Друкер?
  • 4. В чем состоят основные особенности японкой модели менеджмента?
  • 5. В чем заключаются основные особенности системы оплаты труда в крупных японских корпорациях?
  • 6. В чем суть системы «Канбан»?
  • 7. Что представляет собой модель «социального рыночного хозяйства» (ФРГ)?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой