Под ситуацией понимается совокупность событий, происходящих внутри и вне фирмы в реальном времени и оказывающих (могущих оказать) на нее существенное влияние. Ситуация порождается взаимодействием самых различных внутренних и внешних факторов:
- • естественных (стихийные бедствия; массовые заболевания персонала, нарушающие нормальный ход работы);
- • политических (военные действия);
- • экономических (состояние рыночной конъюнктуры; нехватка финансовых средств);
- • технологических (внезапное появление и распространение новых видов техники и технологии, поломки оборудования);
- • социальных (трудовые конфликты).
Ситуация характеризуется, прежде всего, стратегической неопределенностью последствий (будущих тенденций или событий), снизить уровень которой можно с помощью дополнительной информации и результатов ее анализа.
Уровень неопределенности обусловливается степенью простоты или сложности среды (определяется числом и новизной факторов, возможностью или невозможностью получить о них достоверную, а подчас и любую информацию, характером их влияния на организацию), ее стабильности или нестабильности (обусловлена скоростью изменений) и определяется вероятностью наступления того или иного события, доступным временем реакции и пр.
Как видно из табл. 3.1, низкую степень неопределенности формируют немногочисленные, стабильные, схожие факторы; умеренную — множество несхожих, но стабильных; умеренно высокую — небольшое, а высокую — значительное число несхожих постоянно меняющихся факторов.
Таблица 3.1
Влияние динамизма и сложности среды на степень неопределенности
ситуации
Параметры. | Низкая сложность среды. | Высокая сложность среды. |
Низкий динамизм среды. | Ситуация низкой неопределенности (например, производство соли): - — факторов мало;
- — факторы не меняются;
- — факторы схожи
| Ситуация умеренной неопределенности (например, нефтепереработка): - — факторов много;
- — факторы не меняются;
- — факторы нс схожи
|
Высокий динамизм среды. | Ситуация умеренно высокой неопределенности (например, производство товаров массового спроса): - — факторов мало;
- — факторы схожи;
- — факторы постоянно меняются
| Ситуация высокой неопределенности (например, производство компьютеров): - — факторов много;
- — факторы не схожи;
- — факторы постоянно меняются
|
Важно учитывать степень возможного влияния неопределенности на будущее фирмы, вероятность наступления тех или иных изменений, время, необходимое для разработки и внедрения соответствующих стратегий. Поэтому необходим анализ ситуации и ее вероятного развития в условиях неопределенности, который позволяет выявить формирующие ее факторы. Некоторые из этих факторов могут порождать другие, отдельные факторы следует разделить на те, с которыми можно и нужно бороться, и те, которые остается просто наблюдать, и с учетом их мониторинга разрабатывать варианты стратегии будущего развития фирмы.