Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие личности в подростковый и юношеский периоды. 
Кризис подросткового возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». Эго система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» — важнейший этап в развитии самосознания. «Я-концепция» включает реальное, физическое «Я» и идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей… Читать ещё >

Развитие личности в подростковый и юношеский периоды. Кризис подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие личности в подростковом возрасте.

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости.

Подросток не может включиться во взрослую жизнь, ибо физически, психологически и социально он еще не является взрослым, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. В подростковом возрасте перед человеком встают задачи формирования доверия к мировоззренческой картине мира, обретения самостоятельности, инициативных начинаний, формулировки отдаленных жизненных целей и в конечном счете принятия на себя ответственности за свои действия. Процесс становления идентичности зависит от реализации этих задач. Подростки оценивают себя, сравнивая собственное представление о себе с мнением других, коллективными представлениями о социальных и личностных приоритетах. Формируется новая позиция, которая проявляется в разных сферах, но чаще — во внешнем облике, манерах. Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится человек, который ведет себя «как настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливости, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина», — привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. Наряду со взрослыми образцами для подражания становятся старшие сверстники, причем тенденция походить на них в подростковой среде с возрастом увеличивается.

В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенок остро переживает действительные и мнимые изъяны внешности, вплоть до замкнутости и невроза. Противоречие подростка в том, что, с одной стороны, он считает себя уникальной личностью, с другой — стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. Мальчики-подростки часто начинают выполнять физические упражнения, направленные на развитие силы и выносливости, чтобы походить на «крутых» ребят, у девочек наблюдается подражание внешней атрибутике врослости.

Одновременно с внешними проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Чувство взрослости проявляется в претензиях на равноправие в отношениях со старшими, самостоятельности, конфликтах, возникающих при отстаивании своей «взрослой» позиции. У подростка формируется собственная позиция, которая может не соответствовать общепринятой. Однако его взгляды могут часто изменяться на противоположные, которые он будет отстаивать с той же эмоциональностью.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». Эго система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» — важнейший этап в развитии самосознания. «Я-концепция» включает реальное, физическое «Я» и идеальное «Я». При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может сильно отличаться от реального. В этом случае разрыв между идеальным образом и действительным положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности. Если идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию.

Потребность подростка к самостоятельности иногда гипертрофирована. Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых и в разнообразных увлечениях — неучебных занятиях. В этот период молодые люди с целью самовыражения и самоутверждения вступают в неформальные группы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой