Стандарты обеспечения здоровья, безопасности и социальной ответственности
ИСО 26 000 обеспечивает руководство по применению ключевых принципов социальной ответственности, необходимую информацию по вопросам и проблемам в данной области, а также решения по внедрению культуры социальной ответственности на предприятиях и в организациях в соответствии с их стратегией, системами, практикой и процессами. Стандарт может применяться в организациях любого типа, частного… Читать ещё >
Стандарты обеспечения здоровья, безопасности и социальной ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наряду с рассмотренными выше международными стандартами в области менеджмента качества на региональных и международном уровнях создаются стандарты, направленные на обеспечение здоровья и безопасности. В частности, это стандарты OНSAS (Occupational Health and Safety Assessment Series) 18 001−99 «Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда.
Рис. 6.13. Мировая тенденция, но сертификации систем менеджмента качества на соответствие ИСО/ТУ 16 949:2002.
Требования"), социальной ответственности (SA (Social Accountability) 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента» .
Стандарт OHSAS18 001−99 разработан в 1999 г. при участии национальных органов по стандартизации ряда стран (Великобритании, Японии, ЮАР, Ирландии), а также фирм и исследовательских организаций па основе британского стандарта BS 8800−96 «Руководство по системам управления охраной здоровья и безопасностью персонала». OHSAS 18 001 ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, он устанавливает обязательные требования к обеспечению здоровья и безопасности на производстве. Основная цель этого стандарта — обеспечение контроля факторов риска на производстве, которые представляют опасность для персонала предприятия. В России принят национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.006−2002 «Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации», гармонизированный с международным стандартом OHSAS 18 001−99.
Структура OHSAS 18 001−99 включает следующие разделы:
- — область применения;
- — нормативные ссылки;
- — термины и определения;
- — элементы системы управления охраной труда;
- — общие требования;
- — политика в области охраны труда, планирование идентификации опасностей, оценки рисков и контроля над рисками;
- — законодательные и другие требования;
- — цели;
- — программы управления охраной труда, внедрение и функционирование (структура и ответственность, обучение, осведомленность и компетентность);
- — консультации и связь;
- — документация;
- — управление документами и данными;
- — управление операциями;
- — готовность к аварийным ситуациям и ответные действия, контролирующие и корректирующие действия;
- — измерение эффективности и мониторинг;
- — несчастные случаи, инциденты, несоответствия и корректирующие и предупреждающие действия;
- — записи и управление записями;
- — аудит, анализ со стороны руководства.
ОНSAS 18 001−99 применим для любой организации, желающей:
- — создать систему управления охраной труда с целью устранения или сведения до минимума риска для служащих и других заинтересованных сторон, которые могут быть подвергнуты воздействию связанных с их работой рисков в области охраны труда;
- — внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему управления охраной труда;
- — обеспечивать свое соответствие установленной политике в области охраны труда;
- — стремиться к сертификации своей системы управления охраной груда независимой стороной;
- — проводить самооценку и декларирование в соответствии с данным стандартом.
Все требования настоящего стандарта применимы для любой системы управления охраной труда. Под системой управления охраной труда понимается часть общей системы управления, которая способствует управлению рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью организации. Она включает организационную структуру, планирование, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики организации в области охраны труда.
Стандарт 5Л 8000:2001 «Система социального и этического менеджмента» разработан в 1997 г. и пересмотрен в 2001 г. Цель данного стандарта — улучшение условий труда и жизненного уровня работников. Идеология 5Л 8000 основывается на Конвенциях ООН по правам ребенка и исключению всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации прав человека ООН, на ряде Конвенций Международной организации труда (профессиональное здоровье и безопасность, равное вознаграждение за мужской и женский труд и др.). Стандарт устанавливает критерии для оценки следующих аспектов.
Детский труд.
Принудительный труд.
Здоровье и техника безопасности.
Свобода профессиональных объединений и право на переговоры между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора.
Дискриминация.
Дисциплинарные взыскания.
Рабочее время.
Компенсация.
Системы управления.
Среди требований, задаваемых 5Л 8000:
- — обеспечение занятости работников реализуется на основе трудового договора;
- — рабочее время (режим труда и отдыха) обеспечивается на основе действующего законодательства и правил внутреннего распорядка;
- — оплата труда определяется положением об оплате труда, включающем пункт об индексации заработной платы исходя из официального прожиточного уровня;
- — охрана здоровья и безопасности предполагает обеспечение условий труда на каждом рабочем месте, использование спецодежды и индивидуальных средств защиты, обучение методам безопасности, сокращенный рабочий день, периодические медицинские осмотры и др.;
- — социальные гарантии, льготы и компенсации включают обеспечение детскими пособиями, материальной помощью, путевками в санаторий, оплату проезда и т. д.
Внедрение SA 8000 на предприятии создает определенные конкурентные преимущества как для предприятия в целом, так и для его работников.
Для разработки системы социальной ответственности на предприятии может быть использован международный стандарт ИСО 26 000:2010 «Руководство по социальной ответственности» . Этот стандарт включает практику, используемую в передовых организациях и компаниях государственного и частного секторов, которая соответствует требованиям и конвенциям, принятым ООП и организациями-участницами. Например, Международная организация труда (МОТ) подписала с ИСО Меморандум понимания с целью соответствия международных стандартов установленным нормам труда.
Международный стандарт ИСО 26 000 разработан в 2010 г. В состав рабочей группы по разработке стандарта вошли представители 91 страны и 42 партнерские организации, осуществляющие деятельность под совместным руководством национальных представителей ИСО от Бразилии (ABNT) и Швеции (SIS). Партнерские организации включали представителей промышленности, сферы услуг, государственного сектора, потребителей, негосударственных организаций и др.
ИСО 26 000 обеспечивает руководство по применению ключевых принципов социальной ответственности, необходимую информацию по вопросам и проблемам в данной области, а также решения по внедрению культуры социальной ответственности на предприятиях и в организациях в соответствии с их стратегией, системами, практикой и процессами. Стандарт может применяться в организациях любого типа, частного, государственного или некоммерческого сектора, вне зависимости от их размера и уровня развития страны. ИСО 26 000 не используется в целях сертификации, законодательной и договорной деятельности.