Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепции бихевиоризма. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По Б. Скиннеру, педагогическое мастерство состоит особенно в том, чтобы обеспечить формирование таких качеств учащихся, как ответственность, готовность к сотрудничеству, общительность. Им предложена модель инициации поведения личности, в основе которой — тезис об обязанности общества обеспечить благополучие отдельного человека. Он пишет в этой связи: «Гуманистом является не тот, кто лишь… Читать ещё >

Концепции бихевиоризма. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Заметной в социальной психолого-педагогической парадигме оказалась концепция бихевиоризма (от англ, behavior — поведение). Концепция пользовалась широкой популярностью в мировой педагогике вплоть до 1960;х гг. Ведущие идеологи концепции — американские ученые Б. Блум, Р. Гарнье, Б. Скиннер и др. — воспитание и поведение личности связывают с совокупностью рефлексивных реакций индивида, лишь количественно отличающихся от реакций, свойственных остальным людям. Одна из главных идей бихевиоризма применительно к образованию состоит в том, что человеческое поведение — управляемый процесс. В педагогическом процессе выделяются «поведенческие акты» и «наблюдаемые действия». Бихевиоризм установил важность внешней среды как определяющего фактора в человеческом поведении, успешно объяснил ряд аспектов воспитания и поведения как следствия социальных факторов. Предложена педагогическая модель, где при социальной адаптации молодежи через образование упор сделан на усвоении знаний. На первый план выдвинута задача умственного развития. Учебные цели соответственно формулируются через «наблюдаемые действия» и ориентируются по преимуществу на репродуктивное обучение (заучивание, воспроизведение, повторение образцов).

Так, Б. Блум[1] утверждает, что всякая образовательная программа может быть переведена в «поведенческий репертуар» знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования. Успешное обучение должно обставляться определенными условиями: внутренними (наличие у учащихся необходимых понятий и навыков) и внешними (организация процесса обучения, структурирование изучаемого материала и пр.). Блумом предложена система категорий педагогических целей (таксономий). Речь идет о двух группах таксономий: одна касается знания (когнитивные цели), другая — чувств учащегося (аффективные цели). По степени сложности когнитивные и аффективные цели включают несколько уровней. В первом случае — это получение информации, понимание, применение, анализ, синтез, оценка. Во втором — направленность внимания, ответная реакция, выбор предпочтений. Каждая таксономия снабжена коммеитариями, проверочными заданиями. Все задания ориентированы на творческое учение. По убеждению Блума, большинство школьников в состоянии успешно обучаться тому, что дается в разумных пределах. Он полагал, что учащийся средних способностей может повысить успеваемость в пределах двух стандартных отклонений (сигм), если будет сочетать групповые занятия с получением индивидуальных консультаций. Выделено несколько категорий учащихся: малоспособные, талантливые (около 5%) и обычные (около 90%). Эффективность усвоения знаний измеряется прежде всего затратами времени.

По Б. Скиннеру, педагогическое мастерство состоит особенно в том, чтобы обеспечить формирование таких качеств учащихся, как ответственность, готовность к сотрудничеству, общительность. Им предложена модель инициации поведения личности, в основе которой — тезис об обязанности общества обеспечить благополучие отдельного человека. Он пишет в этой связи: «Гуманистом является не тот, кто лишь констатирует влияние социума на человека, а тот, кто учитывает это влияние, когда думает о будущем человека»[2]. Ученый ставит на первый план проблему регулирования внешнего поведения человека, выработку у индивида реакций на основе социально одобряемых норм жизни. Соответствующие качества личности, по его мнению, поддаются тренировке. Главным средством формирования нового поведения называется регулярное подкрепление. Предлагается точно очерчивать и организовывать педагогический процесс в виде подачи небольших порций учебного материала, что должно вызвать запланированные реакции, контролировать их усвоение и обеспечить плавный переход к усвоению очередных доз учебной программы.

Сегодня бихевиоризм не пользуется былой популярностью. Педагогика, тем не менее, интерпретирует унаследованные от него идеи, ориентирующие на ценностные стимулы образования.

Педагогике бихевиоризма близки идеи интерактивного образования: А. Рейнер — Германия, Э. Гоффман — США и др. Исходными тезисами интерактивного образования являются представления о приобретении знания в ходе социального взаимодействия, сопровождающегося острым переживанием действительности, возникновением эмпатии и рефлексии. Интерактивное образование видится в виде игры по аналогии с театральным преставлением.

  • [1] Bloom В. S. Taxonomy of educational objectives. N. Y., 1956.
  • [2] Skinner В. F. The Origins of Cognitive Thought. 1989.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой