Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Полирасовые школы. 
Поликультурное образование в многонациональном социуме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В США полирасовые (интегрированные) школы, где совместно учатся представители белой и других рас, — явление сравнительно новое и редкое. Сам факт их создания свидетельствует о признании необходимости налаживания интеррасового, межкультурного диалога в учебных заведениях США. Педагогические результаты полирасовых школ остаются мало удовлетворительными. Они не пользуются популярностью… Читать ещё >

Полирасовые школы. Поликультурное образование в многонациональном социуме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы заметное распространение за рубежом получили полирасовые школы.

В США полирасовые (интегрированные) школы, где совместно учатся представители белой и других рас, — явление сравнительно новое и редкое. Сам факт их создания свидетельствует о признании необходимости налаживания интеррасового, межкультурного диалога в учебных заведениях США. Педагогические результаты полирасовых школ остаются мало удовлетворительными. Они не пользуются популярностью. В значительной части таких школ сокращены программы естественно-научного образования, изучения иностранных языков. В целом качество обучения в подобных учебных заведениях весьма низкое[1].

В Западной Европе полирасовые школы возникли вследствие массового притока иммигрантов из Азии и Африки. В некоторых таких заведениях предприняты усилия по кросс-культурному образованию. Так, в нескольких мультирасовых школах Бирмингема (Великобритания) предусмотрены межконфессиональные уроки религии, праздники и фестивали этнокультур. В учебных программах этих школ поощряют восприятие культурных различий путем изучения культуры большинства и одновременно приобщают школьников из малых культурных групп к их языкам, религиям, образу жизни, истории. На уроках литературы изучаются произведения англоязычных писателей — представителей различных рас и культур (например, карибских поэтов и британских романистов). На уроках домоводства знакомят с традиционной кухней меньшинств. На уроках религии — с мировыми конфессиями. В одной из таких начальных школ согласно кросс-культурному проекту изучались общие и отличительный черты образа жизни, питания, одежды британцев и расовых меньшинств.

В Австралии полирасовые школы, где учатся представители англо-австралийской общины, иных этнических групп Европы и Азии, а также аборигены, возникли в последней четверти XX столетия. Деятельность школ направлена на воспитание психически здорового, коммуникабельного, дружелюбного, толерантного человека. В подобных учебных заведениях ведется работа по созданию благоприятного климата диалога культур. Основными показателями педагогического поиска явились изменения школьных программ. Уроки культуры и быта аборигенов объявлены частью обязательной программы учебного плана. В этом случае наряду с англо-австралийской учебной программой предлагаются уроки этнических культур по различным культурологическим программам (культура аборигенов, азиатские культуры, программы мультикультурного типа), проводят праздники и фестивали танцев и быта национальных меньшинств. Подобное обучение должно, по мнению Национального комитета по образованию аборигенов, воспитывать понимание, терпимость и уважение различных культур.

В ЮАР полирасовые школы созданы в результате законов о десегрегации к середине 1990;х гг. Таких школ немного. К концу прошлого века в общеобразовательных школах, предназначенных ранее только для белых, училось не более 80 тыс. африканцев. Полирасовые учебные заведения предназначены для школьников начиная с пятого года обучения. В течение первых четырех лет школьники повсеместно делятся при обучении на четыре расовые группы. Занятия идут на родном языке. Так, темнокожие учащиеся обучаются на одном из местных языков. Далее учебные программы для различных расовых групп сходятся. Общим языком обучения становится английский. Часть учащихся поступает в полирасовые школы.

Возникновение полирасовых школ не могло привести автоматически к результативному мультикультурному образованию. На пути к этому стоят устойчивые расовые предрассудки и стереотипы. Об этом свидетельствует опрос учеников полирасовых классов в ЮАР. Темнокожие ученики дали такие ответы: нам дают почувствовать, что мы чужаки; притворяются, что мы нравимся, но не могут с нами примириться; не смешиваются с нами; смотрят свысока на нашу культуру и традиции; дают нам обидные прозвища, вышучивают нас; думают, что мы глупы из-за цвета кожи; смеются над нашим языком; учителя игнорируют оскорбления в наш адрес. Несколько иную картину дал опрос белых учащихся. Их взгляд на африканских соучеников оказался более толерантен. Вместе с тем часть респондентов высказала негативные суждения об африканских сверстниках: высокомерны, вызывающе нарочито в присутствии белых говорят на своем непонятном языке, крикливы, болтливы, нецивилизованны, грубы, агрессивны, не любят, презирают белых и т. д.[2]

Южноафриканские сторонники полирасовых классов полагают, что в основе стереотипов и разобщенности белых и африканцев при воспитании и обучении лежат плохо осмысленные различия в мировоззрении рас, этносов и цивилизаций. Полирасовые классы должны облегчить диалог, взаимопонимание африканцев и белых. «Ассоциация открытых школ ЮАР» осуществила в нескольких полирасовых учебных заведениях проект мультикультурного образования. Проект предусматривал совместные игры и ротацию участников игр, обмен историями и рассказами, позитивными мнениями друг о друге, выполнение учебных заданий в интеррасовых группах, дискуссии в классе и др.

  • [1] Джуринский А. II. Модернизация образования и воспитания в США. М., 2000.
  • [2] Джуринский А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой