Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды словообразовательных аффиксов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Префиксы и суффиксы по-разному относятся к грамматическим характеристикам слова. Один и тот же префикс может быть использован при образовании разных частей речи (приехать, пригород), тогда как суффиксы обычно закреплены за словами какой-либо определенной части речи: —ва— {узнавать) — суффикс глаголов, -им/- (созданщ-е) принадлежит существительным, -ск- (приятельский) — прилагательным и т. д… Читать ещё >

Виды словообразовательных аффиксов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе слова могут быть выделены четыре вида аффиксов: префиксы, суффиксы, постфиксы и интерфиксы. Наиболее многочисленны и разнообразны префиксы и суффиксы. Отличия между этими видами аффиксов не сводятся только к их местоположению по отношению к корню. Префиксы по сравнению с суффиксами более автономны в струкуре слова:

  • 1) в многосложных словах префиксы могут иметь побочное ударение: антимонопольный, противоударный',
  • 2) префиксы не оказывают влияния на форму сочетающихся с ними морфем, тогда как суффиксы очень часто вызывают чередования фонем в соседних морфемах [ср.: генерал — генерал'-ск (ий); рог — рож-ок — рож-оч-ек];
  • 3) префиксы имеют обычно модификационное значение, которое лишь уточняет и конкретизирует семантику основы (петь —> запеть, весёлый —> развесёлый)', суффиксы же могут коренным образом перестраивать смысловую структуру слова (петь —" певец, весёлый —> весельчак).

Префиксы и суффиксы по-разному относятся к грамматическим характеристикам слова. Один и тот же префикс может быть использован при образовании разных частей речи (приехать, пригород), тогда как суффиксы обычно закреплены за словами какой-либо определенной части речи: —ва— {узнавать) — суффикс глаголов, -им/- (созданщ-е) принадлежит существительным, -ск- (приятельский) — прилагательным и т. д. Исключение составляют лишь суффиксы субъективной оценки, используемые в словах разных частей речи (ср.: дороженька, аленький, разг. детск. гулятенъки).

В плане словообразования важно, что в результате присоединения префикса всегда образуется слово той же части речи, что и исходное слово {бабушка —> прабабушка; весёлый —> невесёлый; бежать —" прибежать). С помощью суффикса можно образовать слово как той же части речи {весёлый —> весёленький), так и другой части речи по сравнению с исходным словом {весёлый —> веселить).

Входящие в основу постфиксы по своему местоположению в слове сближаются с суффиксами, а по функциональным свойствам [относительная самостоятельность в слове вплоть до возможности побочного ударения (куда-либо, какой-нибудь), способность образовывать новые слова лишь в рамках одной части речи {учить —> учиться; какой —" какой-то) | они обнаруживают сходство с префиксами. Словообразовательных постфиксов немного:

  • 1) постфикс -ся/-сь в глагольных формах {строить —> строиться] веселить —> веселиться); данный словообразовательный постфикс не следует смешивать с рассмотренными выше омонимичными словоизменительными постфиксами — залоговым и безличным;
  • 2) постфиксы —либо, —нибудь, -то, используемые при образовании местоимённых существительных, прилагательных, числительных и наречий (кто-либо, какой-нибудь, сколько-то. где-нибудь).

Интерфиксы — это аффиксы, не имеющие номинативного значения и выполняющие в морфемной структуре слова соединительную функцию. Наиболее распространенное понимание интерфикса таково: эта аффиксальная словообразовательная морфема находится между корнями {лесостепь, коневодство, шестидневка, матем. двучлен, двухэтажный, четырёхмоторный, сорокалетие, себялюбие).

Аффиксы, входящие в состав основы, принято называть словообразовательными, отграничивая их таким образом от аффиксов словоизменительных. Между тем далеко не все аффиксы, выделяемые в основе слова, реально участвуют в выражении словообразовательных отношений между родственными словами (т.е. являются словообразовательными в строгом смысле). Поэтому в рамках основы слова следует четко разграничивать два функциональных вида аффиксов:

  • 1) собственно словообразовательные аффиксы, используемые в процессе образования одних слов от других Окарандашик <�— карандаш);
  • 2) основообразовательные аффиксы, которые нс имеют прямого отношения к словообразованию; они нс указывают на отношения производности между однокоренными словами, а лишь участвуют в оформлении основы.

К последней группе относится ряд аффиксов: так называемые тематические глагольные суффиксы (например, -ев хотеть или -и- в казнить); глагольный постфикс -ся/-сь в непроизводных глаголах типа бояться, улыбаться; так называемое наращение основы при именном склонении: основообразовательные суффиксы -ер*-, -ен- (матери <�— мать, знамени <�— знамя) и др. Основообразовательные аффиксы не имеют номинативной функции; подобно интерфиксам, они служат для связи морфем в слове. Однако интерфиксы находятся в середине слова и связывают корневые морфемы в сложном слове, тогда как основообразовательные аффиксы обнаруживаются в конце основы — на границе с флексией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой