Особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности
Внушение в состоянии бодрствования, которое строится по следующей схеме. Работник рассказывает менеджеру о беспокоящих его ощущениях, менеджер создает иной очаг возбуждения, например, рассказывает что-нибудь очень интересное, далее работнику логично объясняют, что его состояние нормализовалось. Для управления деятельностью в условиях стресса следует привлекать только тех менеджеров, которых… Читать ещё >
Особенности управления персоналом в стрессогенной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Можно выделить два направления повышения готовности персонала к действиям при стрессе. Во-первых, это развитие мотивов к действиям в условиях стресса и, во-вторых, формирование положительных установок к подобного рода деятельности. На практике эти два направления четко не разграничиваются и используются в следующих основных формах:
- • постановка перед персоналом далеко стоящих целей высокого порядка (карьера, высокие заработки или жизненный уровень);
- • формирование мотива достижения успеха (слава, известность и т. п.);
- • постоянное и частое во времени поощрение деятельности в условиях стресса;
- • развитие «традиций фирмы»;
- • коллективная форма принятия решений.
Для управления деятельностью в условиях стресса следует привлекать только тех менеджеров, которых отличают следующие качества оптимизм, энтузиазм, гибкость (сочетание мягкости и жесткости в отношении с персоналом), умение использовать личный пример, умение скрывать личные симпатии и антипатии.
Для выполнения работ в условиях стресса необходимо отбирать персонал, обладающий хладнокровием, высокой помехоустойчивостью, способностью произвольно управлять своими действиями, имеющий чувство уверенности в себе, нацеленность на положительный результат, стремление любым путем достигать поставленные цели, оптимальный уровень эмоционального возбуждения.
Большое значение для успешных действий в условиях стресса имеет использование методов психорегуляции поведения персонала до начала конкретной деятельности.
Подобные методы делятся на две группы гетерорегуляционные (использует сам менеджер) и ауторегуляционные (использует самостоятельно работник).
Гетерорегуляционные методы включают в себя:
- • беседы с персоналом на отвлеченные темы (можно с дискуссией);
- • убеждение, что нет иного выбора вида деятельности;
- • приказ, отмечающий возможность отказа;
- • гипносуггестия (в состоянии гипноза проигрывается успешный исход действий);
- • аппаратное создание гипноподобного состояния, которое дополняется внушением менеджера (системы «Электросон», «Аэнар» и др.).
Ауторегуляционные методы обычно включают в себя следующие варианты действий:
- • аутогенная тренировка;
- • идеомоторные методы (вслух проговариваются все свои действия в условиях стресса);
- • аппаратные методы с самовнушением.
Важным мероприятием в системе профилактики стресса является его психогигиена. Психогигиена стресса — это действия, позволяющие осуществить быстрое восстановление работоспособности персонала после стрессовой деятельности.
В практике менеджмента используют шесть основных методов.
Внушение в состоянии бодрствования, которое строится по следующей схеме. Работник рассказывает менеджеру о беспокоящих его ощущениях, менеджер создает иной очаг возбуждения, например, рассказывает что-нибудь очень интересное, далее работнику логично объясняют, что его состояние нормализовалось.
Гипносуггестия — то же самое, но в состоянии гипноза.
Центральная анальгезия — с помощью аппаратов системы «Палена» или «Аэнар» токами определенной частоты воздействуют на отдельные участки головного мозга.
Электромассаж — воздействие слабым током на определенные группы мышц с помощью шестиканального биостимулятора ЭМС-02.
Акупунктура — раздражение по определенным схемам биологически активных точек тела с помощью иглоукалывания, массажа, потока света, тепла, электротока и др.
Психофармакологическое воздействие с применением следующих шести групп препаратов:
- — транквилизаторы (большие и малые), оказывающие успокаивающее воздействие, снижающие психическое напряжение, страх, тревогу, нормализующие психическое состояние, уменьшающие вегетативные расстройства. При этом большие транквилизаторы изменяют психику человека, а малые — снимают нежелательное состояние. Наиболее употребляемыми препаратами этой группы являются фенацепам, седуксен, галоперидол, тазеиам, элениум и др.;
- • антидепрессаторы — улучшают настроение и делятся на две подгруппы: успокаивающие и повышающие настроение (амитриитилин), тонизирующие и улучшающие настроение (фенамин);
- • психостимуляторы — оказывают тонизирующее действие и стимулируют мотивацию достижения (сиднокарб, кофеин);
- • ноотропы — улучшают деятельность мозга, оптимизируют умственную деятельность (ноотропил, пирацетам, аминолон);
- • адаптогены — облегчают приспособление организма к работе в условиях стресса. Они бывают двух видов: экономизирующие (повышают способность организма более рационально расходовать энергию) и тонизирующие (увеличивают энергетический потенциал организма). Наиболее распространенными экономизирующими адаптогенами являются препараты женьшеня, элеутерококка, радиолы розовой, а тонизирующими — препараты китайского лимонника, левзеи сафлоровидной, рододендрона, аралии манчжурской.
Заметим, что психофармакологическое воздействие для снятия негативных последствий стресса следует использовать очень осторожно, ибо, помимо эффекта привыкания, для него свойственно наличие противопоказаний.