Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система и правовой статус органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во-первых, гражданин, полагающий, что действия органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд. В случае если будет установлен факт нарушения закона, вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов… Читать ещё >

Система и правовой статус органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Систему органов, осуществляющих ОРД, определяет ст. 13 Закона об ОРД. В нее входят: ОВД РФ; органы ФСБ России; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы РФ; СВР России; ФСИН России; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Отметим, что оперативные подразделения органа внешней разведки Минобороны России проводят ОРМ только в целях обеспечения собственной безопасности. Этот перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

Закон только называет министерства и службы, которые имеют право проводить ОРД. Конкретные подразделения, их полномочия, структуру и организацию работы, внутри этих правоохранительных структур, на которых лежит прямая обязанность проводить ОРД, определяют руководители этих органов. Однако правовой статус сотрудников этих подразделений един и прописан в федеральном законодательстве.

Осуществляющие ОРД уполномоченные должностные лица обязаны:

  • 1) принимать все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
  • 2) исполнять письменные поручения органа дознания, следователя, руководителя следственного органа о проведении ОРМ по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, принятым ими к производству, а также решения суда, но уголовным делам;
  • 3) выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами РФ, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств;
  • 4) информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории РФ, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
  • 5) соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
  • 6) содействовать обеспечению порядка, установленного законодательством РФ, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.

Также существует комплекс прав органов, осуществляющих ОРД. Оперуполномоченный вправе:

  • — проводить гласно и негласно ОРМ;
  • — при проведении ОРМ изымать документы, предметы, материалы, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  • — устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;
  • — использовать в ходе проведения ОРМ по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
  • — использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
  • — создавать в установленном законом порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Законом об ОРД.

Законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут административную и уголовную ответственность.

Федеральным законодательством предусмотрен ряд запретов для должностных лиц, осуществляющих ОРД. Так, оперуполномоченный не вправе:

  • 1) проводить ОРМ в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
  • 2) принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
  • 3) разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения ОРМ, без согласия граждан;
  • 4) подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
  • 5) фальсифицировать результаты ОРД.

Оперативно-разыскная деятельность, пусть и на основании закона, но, тем не менее, вторгается в сферу личных интересов, прав и свобод граждан. Поэтому важной задачей является формирование правовых гарантий, которые могут минимизировать ущерб от подобных действий, предотвратить возможные злоупотребления со стороны должностных лиц органов, осуществляющих ОРД.

Во-первых, гражданин, полагающий, что действия органов (должностных лиц), осуществляющих ОРД, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий ОРД, прокурору или в суд. В случае если будет установлен факт нарушения закона, вышестоящий орган, прокурор либо судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.

Во-вторых, в связи с тем что ОРД в основном носит негласный характер, органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Это обусловлено использованием собранной информации для оперативных целей, не связанных с уголовным преследованием.

В-третьих, лицо, располагающее фактами проведения в отношении него ОРМ, полагает, что были нарушены его права, и его виновность не была доказана в суде, вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны.

Отказ или неполнота предоставления этих сведений может быть обжалованы в судебном порядке. При этом обязанность доказывания обоснованности отказа, в том числе и полноты объема предоставленной информации, лежит на органе, осуществляющим ОРД.

В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю. Исключение составляют сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе.

Важной гарантией соблюдения прав, свобод и законных интересов личности является установление сроков хранения информации, полученных в ходе проведения ОРМ. Эти материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана, хранятся один год, а затем уничтожаются.

Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты ОРМ, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой