Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Региональные аспекты конфессиональной географии России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В пределах православного «материка» первый крупный исламский «остров» возник в связи с вхождением в состав России территорий Казанского и Астраханского ханств в середине XVI в. Образование второго исламского «острова», кавказского, относится к XIX в. Появление иудаизма в России связано с разделом Польши в конце XVIII в., на территории которой (ныне это земли западной и центральной частей… Читать ещё >

Региональные аспекты конфессиональной географии России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поликонфессиональность — важное свойство российского культурного пространства. К традиционным для России конфессиям, имеющим длительную историю бытования, относятся православие, ислам, буддизм, иудаизм.

В пределах православного «материка» первый крупный исламский «остров» возник в связи с вхождением в состав России территорий Казанского и Астраханского ханств в середине XVI в. Образование второго исламского «острова», кавказского, относится к XIX в. Появление иудаизма в России связано с разделом Польши в конце XVIII в., на территории которой (ныне это земли западной и центральной частей современных Украины и Белоруссии) существовали тысячи еврейских местечек. В начале XVI в., после присяги калмыков на верность русскому царю, на религиозной карте России появляется первый буддистский «остров» в низовье Волги. Сибирский «остров» буддизма возникает в конце XVI в. после вхождения в Россию бурятских земель; в середине XX в. этот остров расширяется за счет Тувы.

Православный «материк», охватывающий большую часть Европейской и Азиатской России, и исламские и буддистские «острова» хорошо читаются на конфессиональной карте России и поныне, что свидетельствует об устойчивости религиозных традиций. Исключение связано с иудаизмом, сельский ареал которого исчез в результате трагедии Великой Отечественной войны, и ныне синагоги существуют только в российских городах.

Однако описание конфессиональной ситуации в регионах России было бы неполным без учета еще одной важной культурнорелигиозной составляющей. Для европейских и особенно для сибирских окраин страны, удаленных от религиозных центров, характерно сохранение (а в последние десятилетия и развитие) народных верований, традиционных для этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В этом можно увидеть еще одно подтверждение влияния огромного российского пространства на разные стороны жизни и культуры народов, его населяющих. Наиболее активно восстанавливаются традиционные народные верования и шаманизм в окраинных регионах, таких как Алтай, Бурятия, Тува, Якутия, Чукотка. Самый ближний к Центру «остров» сохранившегося традиционного язычества охватывает восточную часть Республики Марий Эл, юг Кировской области, Пермскую область и Башкирию; он связан с народными верованиями марийцев: не случайно их называют «последними язычниками Европы».

На Русском Севере (в Карелии, в Архангельской области, в Республике Коми) в обрядово-праздничной сфере распространены переходные формы, которые исследователи называют «народным православием»: оно проявляется через региональную систему святых мест, в которую наряду с монастырями и церквями, включаются часовни, обетные кресты, «святые рощи», «святые деревья».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой