Информационное обогащение среды. Этот принцип отчасти смыкается с принципом максимального расширения круга интересов, но при этом имеет и свои аспекты, характерные для организационно-педагогической сферы. Окружающая ребенка среда должна быть в полном смысле слова образовательной, максимально насыщенной информационно, это важный залог успешного развития.
Активизация трансформационных возможностей предметнопространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разнообразным, порой неожиданным преобразованиям. Без этого творческое развитие ребенка существенно сдерживается. В практике отечественных образовательных учреждений необходимость этого осознается лишь на этапе дошкольного образования, где поощряется использование ребенком в сюжетно-ролевых играх различных предметов не по их прямому назначению (диван может превратиться в пароход, обычный стул — в кресло пилота самолета). В системе школьного обучения развивающие возможности предметно-пространственной среды сведены к минимуму, что неоправданно сокращает диапазон реализации творческих замыслов детей.
Гибкость в использовании времени, средств, материалов. Необходимость введения этого принципа диктуется рядом специфических черт, характерных для одаренных детей. Одаренный ребенок нередко настроен на длительное, глубокое изучение исследуемой темы, и ограничивать его в его исследованиях не следует, а это требует гибкости в использовании времени и средств.
Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Представленная модель успешно прошла проверку в условиях эксперимента и не содержит того, что не может быть воспроизведено и тиражировано в условиях современной массовой российской школы.