Употребление однородных членов предложения
![Реферат: Употребление однородных членов предложения](https://westud.ru/work/6430174/cover.png)
Постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи. Они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили разные (В… Читать ещё >
Употребление однородных членов предложения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чтобы сделать нашу речь богаче и разнообразнее, насыщеннее и информативнее, мы используем элементы, распространяющие и усложняющие грамматические структуры, в том числе и однородные члены предложения.
Однородными называют члены предложения, находящиеся в отношениях смыслового и грамматического равноправия. Они выполняют в предложении одинаковую синтаксическую функцию и, как правило, выражены одинаковыми частями речи:
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Лугау осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
(Б. Пастернак) Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения:
Там лес и дол видений полны… (А. С. Пушкин);
По городу бежала с виду унылая собака, но преданная, верная и смелая (Г. Троепольский).
Для создания однородного ряда, как правило, используются слова одной части речи. Между такими словами возникают отношения логической и грамматической однородности, нарушение которых приводит к ошибке:
* Дубровский убил медведя с помощью пистолета и храбрости (из сочинения). *Дети будут умнее, красивее и с памятью (из устной речи).
К грамматической ошибке может привести использование разных частей речи в роли однородных членов предложения. Например: *Это высказывание очень точно и будет оставаться актуальным в разных ситуациях.
Слова, обозначающие неоднородные понятия, не могут использоваться как однородные члены, в противном случае это приводит к логической ошибке: * Сейчас перед вами выступит очаровательная и заслуженная артистка.
Очень часто нарушение грамматической однородности сочетается с нарушением логической однородности: *Вход с собаками и торговым агентам запрещен. *Все встают в круг, в центре — человек с закрытыми глазами и мячом. *На портрете, созданном Тропининым, Пушкин изображен в анфас и в темных тонах.
Намеренно допущенная ошибка при употреблении однородных членов предложения воспринимается как языковая игра, может служить средством привлечения внимания и вызывать комический эффект: Маша хочет кота, замуж и новое платье (телевизионная реклама сериала «Саша и Маша»).
Грамматическая неправильность может возникать при неверном использовании сочинительных союзов, соединяющих однородные члены:
* Девочка была худенькой, но с косичками. Грамматическая однородность нарушается и в том случае, если части составного союза стоят не перед однородными членами предложения: * Печорин произнес не только грубости, но и не собирался просить прощения.
Нарушения в области однородных сказуемых обнаруживаются, если нет единообразия в оформлении составных именных сказуемых. Например, к грамматической ошибке ведет использование разных надежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: * Его мать была потомственной дворянкой и гордая женщина.
Если предшествующий однородный член не может управлять словом, присоединяемым к последующему однородному члену, то это приводит к грамматическим ошибкам: * Награждение и вручение памятных подарков пройдет в Юсуповском дворце. *Вы следите и отвечаете за порядок.
Нередко ошибки возникают при неверном согласовании однородных подлежащих со сказуемым: * Искренность и откровенность писателя поражает читателя с первых страниц романа.
В отношения однородности могут вступать не только главные и второстепенные члены предложения, но и придаточные части сложного предложения: Нет ничего приятней, кстати, чем делиться с кем-либо красотой, чем указывать читателю на те или иные красоты, которые он по неопытности, да, наконец, просто по незаинтересованности, может и не заметить (Ю. Олеша).
Недопустимо объединение членов предложения и частей разных предложений на правах однородных. Если только один из однородных членов выражен придаточной частью, это приводит к грамматической ошибке: * Вчера я весь вечер читала книгу, талантливо написанную и которую многие хвалят (правильно: Вчера я весь вечер читана книгу, которая талантливо написана и которую многие хвалят).
Задания
- 1. Найдите в приведенных отрывках однородные члены предложения.
- 1. Из логова змиева,
Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью.
- (Н. Гумилёв)
- 2. Благодарю тебя, мой друг,
За тихое дыханье, За нежность этих сонных рук И сонных губ шептанье…
- (С. Парнок)
- 3. То мельче строчки, то крупней,
Но отступ слева всё заметней И спуск поспешный вправо, вниз, Совсем на нет в конце страниц —.
Строки не разобрать последней.
- (А. Твардовский)
- 4. Постоянно оставались теперь в Матёре только старики и старухи. Они смотрели за огородом и домом, ходили за скотиной, возились с ребятишками, сохраняя во всем жилой дух и оберегая деревню от излишнего запустения. По вечерам они сходились вместе, негромко разговаривали, опасливо поглядывая в сторону правого берега за Ангару, где строился большой новый поселок. Слухи оттуда доходили разные (В. Распутин. Прощание с Матёрой).
- 2. Найдите ошибки в употреблении однородных членов предложения. Запишите предложения в исправленном виде.
- 1. Очарование красотой Эрмитажа и потрясение многообразием экспонатов вспоминаются мне до сих пор (из сочинения). 2. Он несколько лет работал над планом то стоя, то лежа, то сидя на диване, то дополняя его, то возобновляя в памяти придуманное (из сочинения). 3. На педсовете были высказаны предложения, пожелания и выводы об организации работы в следующем учебном году (из протокола). 4. На Кубе Папу Римского встречали Фидель Кастро, почетный караул и торжественный салют (из телепередачи). 5. Куприн — замечательный и один из моих любимых писателей (из сочинения). 6. И тогда ребенок четко и лучше запомнит эту историю (из сочинения). 7. Необходимо владение и использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе (из доклада). 8. Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной Думы (из телепередачи).
- 9. Бабушка очень любит и заботится о внучке (из сочинения). 10. Легендарная личность — это человек, являющийся легендой, и может вызывать восхищение у других (из изложения). 11. Ученик должен быть образован, воспитан, патриотичным и здоровым (из выступления). 12. Мы должны ценить и дорожить нашими ценностями (из сочинения).
- 3. Объясните ошибки в приведенных высказываниях. Исправьте их.
- 1. Нам понравилась сегодняшняя дискуссия, добавляющая к проблеме новые мысли, идеи, концепции и которая заставит многих задуматься. 2. Пожар случался страшный, всё полыхало, пылало, горело. 3. Важно, чтобы ваши ученики были способными, целеустремленными, успешными и всегда оставались людьми. 4. Здесь собрались профессора, доценты, академики. 5. Мы больше не встретимся с учителями, учебниками, партами.